Урок математики «Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого, как основы непроизвольного запоминания суммы» 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия
Разработка урока математики во 2 классе
УМК «РИТМ»
«Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого, как основы непроизвольного запоминания суммы»
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Структура урока: Комбинированный.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у учащихся навык определения количества цифр в сумме при переполнении.
2. Отрабатывать умение распознавать места, в которых происходит переполнение.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся умение осознанно работать по новому алгоритму.
2. Развивать внимательность, культуру речи, мышление.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение общаться и работать в группах.
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Тема : Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого, как основы непроизвольного запоминания суммы
Цель : 1. Продолжить работу по данной теме
2 .Учить находить единицы при сложении
3. Воспитывать самостоятельность, любовь к природе
Оборудование : учебник «Математика» 1 часть автор Э.И.Александрова, рабочая тетрадь, карточки с примерами, рисунки героев урока- Мудрая ворона, Медведь, Хомка, Волк, Белочка
Ход урока :I.Нацеливание
Доброе утро, ребята! Доброе утро мальчики! Доброе утро девочки! Доброе утро всем тем, кто любит смеяться! Доброе утро всем тем, кто сегодня сделал утреннюю зарядку! Доброе утро всем тем, кто помог маме убрать постель ! Доброе утро всем тем, кто пришел в школу учиться! Доброе утро всем тем, кто любит получать новые знания! (дети машут руками на те слова, которые подходят именно к ним)
Сегодня на уроке мы отправимся в лес , и понаблюдаем за тем, как звери и птицы готовятся к зиме.
II.Устный счет
Ребята, пошагали быстрее, а чтобы не скучать по дороге- будем считать .
1.Счет 100-ми,50-ми,20-ми.
2.А дети первого ряда получат свое задание - выполнить вычисления на карточках :
534 3352 4209
+ 224 +2727 + 3657
3.Молодцы! Справились с заданием.
Вот мы добрались до опушки леса. Нас встречает Мудрая ворона. Она просит нас узнать высоту сугробов, которые выросли над берлогами трех медведей, уже залегших в спячку.
Выполнить вычисления, показать стрелками переполнения
635 2350 4309
+ 174 +1787 + 1695

Выходят поочередно ученики второго ряда -Эрик, Искандер, Юлия. Показывают переполнение, определяют количество цифр в сумме, считают и называют ответ.
Молодцы!
Прочитайте полученные ответы (809,4137,6004).
Сравним эти числа. (809<4137,6004 >4137, 6004 >809)
Какое число лишнее в ряду? Почему? (809-оно трехзначное)
Назовите самое большое число (6004).
Почему оно больше 4137? (в нем только 4 тысячи)
4.Запишем в наши рабочие тетради сегодняшнее число 28 ноября
В лесу
III.Минутка чистописания.Проведем минутку чистописания. Возьмем для записи число 809 .
Дадим ему характеристику:
Какое это число? (оно трехзначное)
Что про него вы можете рассказать? (свои варианты ответов)
Назовите соседей этого числа (808 и 810)
Какое число стоит перед ним? (808)
Какое число стоит после него? (810)
Назовите разрядные слагаемые (800+9).
Молодцы! Справились с вопросами и число красиво написали.
IV.Решение задач по готовым схемам. Идем дальше. А навстречу нам выбегает Волчок- серый бочок. У него тоже есть очень интересное задание для нас : надо решить задачи по схемам к № 162(с.124,часть 1).
Например такой текст :Маша купила 293 конфетки, а Вася на 87 конфет больше .Сколько конфет у Васи?
Что в задаче неизвестно? (Маша купила 293 конфетки, а Вася на 87 конфет больше)
Что значит на 87 больше? (это значит столько же да еще 87)
Каким действием найдем неизвестное число?(сложением)
Запишите в тетради решение задачи и ответ.
293+87=380(к.)
Ответ : 380 конфет у Васи
Стая уток сначала пролетела 736 километров ,а потом еще 897 километра. Сколько всего километров пролетела стая?
Каким действием найдем неизвестное число ?(плюсом)
Какое слово является помощником при выборе знака действия? (всего)
Запишите в тетради решение задачи и ответ.
736+897=1633(км)
Ответ:1633 км пролетела стая.
V.Физминутка «Хомка»
Разбудим Хомячка, он еще некрепко спит . Сделаем вместе с ним разминку.
Хомка, хомка -хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Шейку моет,щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
VI.Продолжение работы по теме
1.Немного отошли от Хомки. И кого мы видим? На ветке высокого дерева сидит рыжая Белочка. У нее для нас свое необычное задание. Надо решить примеры № 164
(1 столбик) (с.125,часть 1).
Давайте познакомимся с алгоритмами выполнения вычислений и решим эти примеры.
1) Запишем примеры столбиком, соблюдая порядок записи;
2) Покажем стрелками переполнения разрядов;
3) Определим количество цифр в сумме;
4) Выполним сложение поразрядно;
К доске вызываются ученики, которые показывают стрелками переполнение и выполняют сложение поразрядно. Алгоритм действий постоянно проговаривается.
Молодцы! Белочка довольна вашим умением решать примеры. Она остается на дереве, а мы идем все дальше в лес.
2. От нашего шума выбрался наружу бурый Медведь и просит нас решить номер 161(с.124,часть 1). Это задача про его бабушку, по которой он сильно скучает.
Сколько килограммов муки израсходовала бабушка?(6 кг)
Сколько килограммов муки осталось у бабушки?( 9 кг)
Что надо сделать ,чтобы узнать сколько килограммов муки было у бабушки?
(К израсходованной муке прибавить оставшуюся муку и тогда можно найти, сколько муки было у бабушки сначала, то есть мы найдем целое число.)
6+9=17(кг)
Ответ:17кг муки было у бабушки сначала.
5. Итог урока. Рефлексия.
Ребята, мы сегодня прогулялись по лесу, встречались с разными героями.Но мы не просто гуляли мы еще и работали.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)
Важны ли для вас эти знания? (ответы детей)
Хорошо ли вы работали на уроке? (ответы детей)
Довольны ли вы своей работой? (ответы детей)
А сейчас пришла пора вернуться нам из леса в класс. Посчитаем 100-ми от 1000 до 0.
6.Оценивание обучающихся.Выставление оценок в дневники.
7.Домашнее задание: выполнить №164 (2 столбик) (с.125,часть 1).