Открытый обобщающий урок музыки по теме: «Мелодия -душа музыки» 3 класс 
учитель музыки  Леонтьева Л.М.
МБОУ «Старо - Матакская СОШ» 
 Алькеевского района
                                Открытый обобщающий урок музыки 
по теме: «Мелодия -душа музыки» 3 класс
Цель :      
                Помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.
 Задачи:             
             Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
                Формирование  осознанного  отношения к музыке:
                Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения. 
Дидактические принципы музыкального обучения:                
                 Принцип единства воспитания, образования, развития.;
                 Принцип связи музыкального обучения  с жизнью;
                 Принцип интереса, увлеченности;
                 Принцип результативности.
  Тип урока:
                 Урок - обобщение темы.
   Оборудование урока:                 
                 Инструменты: фортепиано, баян, шумовые , свирели, гитара.
                 ИКТ:  мультемидийный  проектор, компьютер, музыкальный центр.
                 Учебники, ауди и видео диски, учебные плакаты, тексты песен, раздаточный материал.
Ход урока
(Вход под песню «Прекрасное далеко»  муз. Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина.
Приветствие.)
 Учитель    « Мелодия  всегда  будет самым чистым выражением человеческой души»       
                         Ш. Гуно.
       Музыка - это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую мы очень любим. Почему же  снова и снова она завораживает нас?. Что в этой песне самое главное? Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности - мелодии. Мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное , производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей. Она может выражать и печаль, и радость, и страдание, и любовь, может заставить задуматься о самом сокровенном. Главное для мелодии - возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Мы с вами научились играть на свирелях, я попрошу вас сейчас исполнить отрывок из произведения итальянского композитора  Томазо  Джованни  Альбинони «Адажио». Во время исполнения прошу вас обратить внимание, какие же чувства овладевают вами во время исполнения, о чем вам поведала музыка?
(Исполнение . Ответы детей)
Учитель   Да, верно, это произведение заставляет сжиматься сердце и навевает мысли о вечном. К каким средствам музыкальной выразительности обратился  композитор, создавая эту гениальную музыку?  Как развивалась мелодия?  Где была наивысшая кульминационная фраза?
(Ответы учащихся в форме диалога).
Учитель  Продолжая тему мелодии, я хочу обратиться к одной из очень важных тем, воспевающихся  в музыке -  теме героизма человека, его способности к самопожертвованию ради спасения,  ради жизни и счастья других людей. Об этом вы много читали, смотрели фильмы, об этом вам рассказывали ваши учителя. Но сегодня мы обратимся в связи с этой темой к разным видам искусства. Не удивляйтесь, сейчас я вам покажу мультфильм, в котором будет звучать музыка, только что исполненная вами на свирелях. Перед вами будет стоять очень серьезная и непростая задача, требующая от вас предельно вдумчивого внимания. Вам необходимо понять и ответить на вопрос, о чем это произведение, какова его тема. В каком литературном произведении звучит близкая тема? Какую роль играет музыка, сопровождающая фильм? 
(Просмотр  мультфильма «Адажио» Гари Потер. Обсуждение в форме диалога)
Учитель  Еще раз мы убедились в том, что музыка, мелодия в сочетании с другими видами искусства обладает огромной силой воздействия на наши чувства, заставляя нас грустить и сопереживать.
А теперь обратимся  еще  к одному виду исполнения мелодии – песне и продолжим  разговор о смелости и стойкости. Герой песни – маленький трубач, ваш сверстник.  Война, смерть, кровь. Как он повел себя в труднейшей, опаснейшей ситуации?  Исполняем песню «Маленький трубач» муз. С. Никитина 
(Исполнение песни. Обсуждении, в форме размышления.)
Учитель   Спасибо. Да, это была война, и вы прекрасно знаете, что без подвига простого солдата - воина  мы бы никогда не одержали победу над фашистской Германией. А как же в мирное время? В мирное время тоже есть место подвигу. Мы с вами живем на территории бывшей  военно - воздушной академии им. Ю. Гагарина, где обучались лучшие летчики-авиаторы. И сейчас мы с вами увидим фрагмент из фильма о героизме летчиков в мирное время.
(Просмотр фильма, прослушивание песни «Огромное небо» - муз. А Фельцмана,. сл. С Рождественского)
Учитель  В чем заключался их подвиг? Чтобы было бы , если б летчики катапультировались, пролетая над городом?
(Ответы, размышления)
Учитель  Наш народ обладает, наряду с великим героизмом, и другими бесценными качествами: никогда не теряет силы духа, оптимизма, чувства юмора. И в подтверждение  прозвучит русская народная пляска в исполнении всех присутствующих.
(Исполнение на шумовых инструментах. На экране видео - ролик с пляской),
Учитель. 
     Стихия музыки - могучая стихия,
     Она чем непонятней, тем сильней.
     Глаза мои, бездонные, сухие,
     Слезами наполняются при ней,
     Она и не видна, и невесома,
     И мы ее в крови своей несем.
     Мелодия - всемирная истома -
     Как соль в воде, растворена во  всем
                                                                 Е. Винокуров
Спасибо, ребята.  Спасибо, гостям,. До свидания.    (Уход под муз.  «Волжская кадриль») 
Выводы:
          Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства. На уроке музыки учитель обращается к разным видам  искусства, используя современные технологии, в том числе, информационно коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупности, обладающие огромной силой воздействия на чувства ученика, преобразуя его внутренний мир, делая его богаче, содержательнее,  воспитывая в нем необходимые качества,  как личности, умеющей  вдумываться,  сопереживать,  размышлять о жизни. 
15