Конспект урока музыки в 4 классе на тему Мелодия — душа музыки
Урок № 1
Россия – Родина моя
Вводный раздел сценария первого урока музыки в IV классе учитель может разработать с учетом музыкальных «пристрастий» конкретного класса: исполнение знакомых песен о России, русских народных песен разных жанров (из программы предыдущих лет обучения), рассказов о летних «встречах» с музыкой, исполнения с помощью музыкальных инструментов народных инструментальных наигрышей («Камаринская», «Светит месяц и др.). Главное, помочь школьникам задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу Учебника: «Вся Россия просится в песню…».
Пусть учащиеся внимательно прочитают текст, помещенный на развороте Учебника «Мелодия» (с. 8–9), вспомнят (узнают знакомые им темы, сыгранные учителем) и споют мелодии М. Глинки – ария Ивана Сусанина и хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», М. Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», П. Чайковского – 2-я часть «Симфонии № 4», Э. Грига –«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и др. Такое обращение к фрагментам известных детям сочинений поможет им убедиться в том, что все они обладают общим качеством – песенностью.
В центре урока – знакомство младших школьников с музыкой «нового» для них русского композитора – Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). Чтобы четвероклассники смогли почувствовать русский характер музыки этого композитора, рекомендуется спеть мелодию 1-ой части «Концерта № 3» для фортепиано с оркестром с ориентацией на нотную запись (с. 9), подчеркивая ее широту, певучесть, кантилену. Вслушиваясь в особенности строения мелодии, учащиеся смогут определить ее небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз. Исполнение этой мелодии a capella и под аккомпанемент учителя требует от хористов распределения дыхания на протяженную фразу, точности вступления на слабую долю такта, чистоты интонирования (сопровождение не поддерживает главную тему), лирического мягкого звукоизвлечения.
Сравнение мелодии Рахманинова с другими мелодиями русских композиторов, которые уже прозвучали в начале урока, поможет школьникам убедиться в их интонационной близости, родстве с напевами народных протяжных песен.
Прослушивание 1-й части «Концерта № 3» Рахманинова в записи (в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского) даст возможность юным слушателям убедиться в том, что главная мелодия звучит сначала у солиста-пианиста, а затем ее «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. С жанром фортепианного концерта учащиеся знакомились во II и III классах. Пусть школьники вспомнят, что слово «концерт» – в переводе с латинского означает состязаться, а с итальянского – согласие. В концерте Рахманинова, солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.
На первом уроке можно начать разучивать две новые песни – русскую народную «Ты, река ль, моя реченька» и «Песню о России» В. Локтева (слова О. Высоцкой), мелодии которых записаны на развороте «Ты запой мне ту песню…». И мелодия народной песни, и мелодия песни Локтева интонационно близки главной теме 1-й части «Концерта № 3». При разучивании свадебной песни «Ты, река ль, моя реченька» по нотной записи нужно, прежде всего, нацелить детей на передачу образа девушки-невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придется покинуть отчий дом, родителей. Необходимо при исполнении этой народной песни стремиться к поиску характера звучания – негромкого, сдержанного, словно затаенного. Особую трудность будет представлять распевание одного слога на несколько звуков. Подвижность мелодии напевного характера придает такая особенность песни как переменный размер (5/4 и 3/2).
При исполнении «Песни о России» необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации (вершине), мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков, короткому дыханию между фразами.
Если уровень развития слуха и степень вокальной подготовки учащихся не позволяет выучить припев песни целиком в двухголосном варианте, то можно использовать терцовое двухголосие фрагментарно (в каденциях, на кульминациях фраз), а целиком выучить предлагаемый в Хрестоматии музыкального материала для 4 класса (с. 5–6) вариант можно с хоровым коллективом.
Разворот Учебника «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» (с. 12–13) продолжает знакомить четвероклассников с музыкой С. Рахманинова. Новый жанр вокальной музыки «вокализ» поможет им убедиться в том, что пение без слов также может передать разнообразные чувства человека.
Прежде чем послушать вокализ в записи (исполняет Б. Руденко), предложите ребятам сначала напеть его мелодию на какой-либо слог (лё, лю), следя за ее развитием по нотной записи, а затем вслушаться в сопровождение (играет учитель), в котором отчетливо выделяются два «пласта» – мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. При помощи пластического интонирования группами класса (исполнения мелодии смычком воображаемой скрипки, подголоска – смычком воображаемой виолончели, аккордов – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино) учащиеся смогут осмысленно передать выразительными движениями рук характер вокализа.
Прослушивание «Вокализа» Рахманинова в записи направлено на то, чтобы четвероклассники услышали в нем разнообразные чувства: печаль и радость, покой и взволнованность, тревогу и умиротворение. Предложите учащимся ответить на вопросы: в чем красота этого сочинения? в какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано? чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса? какие чувства вызывает эта музыка у слушателей? каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» – композитор Рахманинов?
Восприятие портретов первой исполнительницы «Вокализа» – знаменитой русской певицы Надежды Васильевны Неждановой (сопрано) и композитора С. Рахманинова, которые помещены на данном развороте Учебника, поможет школьникам задуматься над тем, какими людьми предстают перед слушателями композитор и исполнительница (одухотворенными, сосредоточенными на своем творчестве, погруженными в мир человеческих чувств и эмоций).
В качестве домашнего задания, которое поможет закрепить знания учащихся об особенностях музыки русских композиторов, можно предложить учащимся выполнение заданий на развороте Рабочей тетради «Мелодия – душа музыки» (с. 4–5).
В заключение урока можно обратиться к рассказу С. Романовского «Русь» из Рабочей тетради (с.3), который может быть прочитан учащимися на фоне звучания 1-й части «Концерта № 3» С. Рахманинова.