Конспект урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей рады…»


Конспект урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей рады…»
Цели: познакомить с литературно – публицистическим произведением В.В. Бианки «Синичкин календарь»; работать над техникой чтения и выразительным чтением; развивать речь, кругозор и воображение; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: музыкальное произведение П. И. Чайковский «Времена года», портреты В. В. Бианки, П. И. Чайковского.
Ход урока.
Организационный момент.
Вводная беседа.
- Посмотрите в окно. На улице весна. Самая первая весна приходит к нам еще зимой, когда глубокие снега и крепкие ночные морозы. Но солнце уже спешит в март, даря всему живому необыкновенную предвесеннюю тишину и необыкновенно бело – голубой цвет чуть осевших снегов.
- А хотите чтобы красна весна пришла к нам в гости?
- Издавна, на Руси, люди зазывали весну волшебной песенкой, только тот, кто споет эту песенку, сможет встретиться с весной.
Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Виту, виту, виту лас
Принеси весну в наш класс
Раз, два, три
Весна! Приди!
- Кто меня весну красну звал - созывал?
- Вы, ребята?
- Только чувствую я – зимой еще пахнет, нет моих подданных, весенних примет.
- Ну да я сейчас всё устрою.
- Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну!
- Что то у меня ничего не выходит, наверное, эти слова надо повторить хором.
- Здравствуйте мои дорогие приметы: солнышко лучистое, травка зеленая, ласточка певучая…
- Сегодня мы поговорим обо мне, прочитаем про меня, вы мне поможете?
3. Основная часть.
- Вы знаете, приметы, у меня есть подружка она сегодня пришла к вам в гости вместе со мной. Эту любознательную синичку зовут Зинька. С этой птичкой однажды весной познакомился В.В. Бианки.
1) Биография В.В. Бианки
2) Первичное чтение по частям
3) Осмысление прочитанного
- Что увидела Зинька в поле?
- В каком месяце?
- Что поразило ее на реке?
- В каком месяце?
- Что происходило в лесу?
- В каком месяце?
4) Повторное чтение
- Сейчас мы с вами еще раз прочитаем каждую часть произведения, что бы лучше разглядеть и услышать все приметы весны, а слушать весну мы будем вместе с величайшим композитором П. И. Чайковским, который также как и Бианки очень любил природу.
а)Март.
«Песня жаворонка» П. И. Чайковский
- Прочитав первую часть, ответьте на вопрос: почему П.И. Чайковский назвал так свое музыкальное произведение? (прослушивание и чтение про себя)
-Почему Чайковский, посвящая свое произведение марту назвал его «Песня жаворонка»?
- Какие приметы вы услышали в музыке?
- Почему таит снег?
- Что показалось под снегом?
- Кто прилетел первым?
- Найдите и прочитайте описание грачей.
- Почему старый Воробей сказал Зиньке, что Весна сначала приходит в поле?
(стихотворение В. А. Жуковского «Жаворонок»)
б)Апрель.
«Подснежник» П. И. Чайковский
-Прочитав вторую часть, ответьте на вопрос : почему именно подснежник назвал свое произведение Чайковский, посвящая апрелю? (прослушивание и чтение про себя)
- Почему Чайковский дал название своему произведению «Подснежник»?
- Какие приметы апреля вы услышали в музыке?
-Какая основная примета апреля?
- Найдите и зачитайте описание ледохода.
- Какими словами описывает автор реку, лед?
-А в нашей местности, в каком месяце бывает ледоход?
-После половодья начинается нежное апрельское тепло. Этому периоду весны и посвятил стихотворение И.А. Бунин, назвав его «После половодья». (чтение стихотворения)
в)Май
«Белые ночи» Чайковский.
-Чайковский как и Бианки жил в Санкт – Петербурге, а там каждую весну в мае месяце бывает чудо природы: ночью светло, как ранним вечером.
-Прочитав эту часть и прослушав музыку постарайтесь придумать свое название этому музыкальному произведению. (Чтение, прослушивание)
- Какое название вы хотели бы дать музыкальному произведению?
- Почему в этом месяце в лесу полно снега?
- Что же происходило в мае в лесу?
-Почему Бианки назвал это произведение «Праздник леса»?
-Прочитайте, как проходил лесной праздник.
- А. Толстой воспел этот праздник в своем стихотворении, которое так и назвал «Месяц май». (чтение стихотворения)
5. Итог урока.
- А как вы сами относитесь к весне?
- Так и проходит каждая весна своим чередом: март - в поле, апрель – на реке, май – даря праздник лесу.
6. Домашнее задание.