Конспект по окружающему миру Солнце,растения и мы с вами(3 класс)
МБОУ «Гимназия им.И.Сельвинского»
г .Евпатория Республика Крым
Учитель начальных классов: Каспарова Эльза РантиковнаУрок по окружающему миру,3классТЕМА: Солнце, растения и мы с вами.
ЦЕЛИ:
-формировать представление учащихся о солнце, о значении солнечного света и тепла для жизни растений, животных, и человека;
- показать влияние высоты солнца на смену времен года, учит устанавливать причинно-следственные связи в природе, учить различать времена года по существенным признакам;
- развивать познавательную активность, умение наблюдать за природой, любить её и охранять.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Фронтальный опрос.
– Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг -…(природа)
- Что мы относим к живой природе?
- А что к живой?
- Что не относится к природе?
- Какие предметы живой природы есть у вас дома?
- Почему природу нужно беречь, любить и уважать?
Игра «Верю - не верю» (Учитель высказывает утверждение, дети соглашаются с ним или нет. Отвечают хором)
а) Петух – живая природа?
б) Змея - нежив. природа?
в) Море – живая прир.?
г) Баран – жив. прир.?
д) Горы – нежив. прир.?
е) Сова – жив. прир.?
ё) Бабочка – нежив. прир.?
ж) Песок - жив. прир.?
з) Лошадь – жив. прир.?
и) Лопата – нежив. прир.?
й) Лопата – жив. прир.?
А что вы можете сказать по поводу лопаты? Куда мы ее отнесем?
Мотивация учебной деятельности.
– Отгадайте загадки!
1.) Большой, голубой платок,
Ярко-красный клубок
По платку катается,
Людям улыбается. (Солнце)
2.) Золотой яблочко
По небу катается,
С самого утра улыбается,
А днем его улыбки-лучи
Ой, как горячи! (Солнце)
– Как вы думаете ,о чем пойдет речь сегодня на уроке?
IV. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня в гости к нам пришло Солнышко. Мы выясним какое значение имеет солнечный свет и тепло для жизни растений, животных и человека, а также узнаем, почему бывает лето, осень, зима и весна.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.) Рассказ учителя с элементами беседы.
– Ребята, каким объектом природы принадлежит Солнце?
– Солнце – это самая близкая к нам звезда. Она единственная, которая находится так близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло. А расстояние это – 150 000 000 км.
В масштабах нашей Галактики это очень мало. Солнце такое большое, что Земля могла бы поместиться в нём миллион раз. Солнце-источник тепла и света для всего живого на Земле.
2. «Мозговая атака»
-Как вы думаете, что даёт Солнце? Могли бы растения, животные и человек прожить без него?
3.Работа по учебнику.
а) Чтение текста (читают дети)
б) Беседа по содержанию:
-В какое время суток Солнце даёт больше всего тепла?
-Как солнечные лучи зависят от облаков?
Просмотр фрагмента фильма (Саакянц «География») о вращении Земли вокруг Солнца.
С древних времен люди наблюдали, как Солнце утром появляется из-за горизонта, днем поднимается высоко в небо и вечером опускается на противоположной стороне Земли. Приходом и уходом Солнца объяснялось появление дня и ночи. А на самом деле это наша Земля вращается вокруг Солнца. Посмотрите на глобус. Наша Земля имеет небольшой наклон. Поэтому в течении года поверхность Земли прогревается по-разному. Это и является причиной смены времен года на Земле.
Древние люди обожествляли Солнце, считали его святым, обращались к нему, молились на него, звали его. Потому что жизнь людей была тесно связана с Солнцем. У славян бога Солнца звали Ярило, у египтян Ра. По Солнцу определяли погоду. Люди придумали заклички.
4.Слушание заклички.
Закличка.
Солнышко – вёдрышко
Прогляни, посвети!
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Солнышко ясное,
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
-Как вы думает , для чего люди придумали заклички?
(Люди в закличках зовут солнышко, потому что без солнышка скучно, неуютно, ведь всему живому необходимы солнечный свет и тепло.)
5.Физминутка.
Игра «Солнце выходит-всё оживает, солнце заходит-всё замирает»
VI.Закрепление и обобщение знаний «Микрофон»
-Что вы узнали о Солнце?
1) Составление ассоциативного куста «Солнышко»
2) –Ребята, какое время года вы любите? Работа в группах:
-Определите время года на картинке (каждая группа получает картинк )Дети определяют время года. Каждая группа называет признаки своего времени года.
VII.Рефлексия.
-Что нового вы узнали?
-Какое задание вам понравилось больше?