План-конспект урока по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами ( 3 класс)


Дата проведения: 19.10.2016г.
Школа: ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи»
Предмет: окружающий мир
Класс:3 «А»
Учитель: Герман Тамара Николаевна
Тема урока: Солнце, растения и мы с вами
Цель урока: познакомить с дыханием и питанием растений
Задачи урока:
- обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;
- развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора обучающихся;
- воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся с дыханием и питанием растений, научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям.
Тип урока: Урок овладение новыми знаниями
Вид урока: Урок-путешествие
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: метод развивающего обучения; словесный метод;
наглядно-демонстрационный метод, частично-поисковый, метод контроля.
Техническое оборудование: мультимейдийная доска , презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки у учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, фонозапись леса, тестовые задания.
Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в группах, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровая, арт-терапия.

План урока
Организационный момент. Психологический настрой
Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока.
Физ.минутка
Закрепление изученногоработа по учебнику
работа в тетрадях
6 Работа с моделями
7. Творческая работа в группах
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.


Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой.
Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я  очень рада встрече с вами.
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь.
Начинается урок.
Он пойдёт вам, дети, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Мы начинаем урок окружающего мира. 
2. Актуализация знаний
1)Проверка домашнего задания
-Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. Я вам предлагаю проверить ваши знания и отгадать группы растений по описанию.
1) Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море От них большое горе. (водоросли)
2) Не сучок, не листок, а на дереве растет (мох)
3) Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...(гвоздиками)
4) Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. ( сосна)
5) В огороде, на дорожке под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке(подсолнух)
6 ) А когда он отцветает-
Непременно улетает!
Только дунь на «сарафанчик»-
Улетает… (одуванчик)
3. Сообщение темы и цели урока.
1) Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Ребята, внимательно послушайте загадку. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
40544758255Золотое яблочко
По небу катается,
С самого утра улыбается,
А днем его улыбки-лучи
Ой, как горячи! (Солнце)
Рано утром солнышко поднимает вас,
Вы бежите в школу, где ждет вас дружный класс.
А над вами осенняя шелестит листва.
В чем секрет урока? Узнай наверняка!
- Сегодня в гости к нам пришло Солнышко. Мы выясним какое значение имеет солнечный свет и тепло для жизни растений, животных и человека
Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.
- Скажите с чем или с кем связано солнце? (дети перечисляют)
Но самое главное - солнце связано с растением и человеком.
СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК
(просмотр фильма о солнце)
– Ребята, каким объектом природы принадлежит Солнце?
– Солнце – это самая близкая к нам звезда. Она единственная, которая находится так близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло.
2). «Мозговая атака»
( Сказка про краденное солнце?)
-Как вы думаете, что даёт Солнце? Могли бы растения, животные и человек прожить без него?
4. Физминутка5.Работа по учебнику.
а) Чтение текста (читают дети) Стр 74
- Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
- Как связаны между собой солнце, растения и человек?
Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.
Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания. (Таблица окр.мир)
- Рассмотрим схему «Дыхание растений». Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. Посмотрите на экран и сформулируйте правило.
- Дышат растения так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, а при этом выделяют в воздух углекислый газ.
- А как же растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос следующая схема. Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
- Но как растения получают главные питательные вещества – сахар и крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. В чем тайна?
- Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частицы воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар и крахмал. Но запомните: работает эта удивительная «кухня» только на свету.
- Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.
- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные.
- Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себе питательные вещества. - А какое еще одно открытие сделали ученые?
(Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!
- Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?
- Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?
Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.
Давайте ещё раз повторим.
- С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)
- Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем)
- Правильно, и параллельно с дыханием.
- А дыхание?
- А дыхание постоянно.
6. Работа с моделями (Дети работают на доске).
- Попробуем эти процессы смоделировать.
Первое. Как растения дышат?
- Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»
- Чем они отличаются?
- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
- Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)
Ребята. Давайте мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.
4227195374657.Творческая работа в группах
 Вывод:
- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
- Леса приносят огромную пользу человечеству!
8.Итог урока
9. Домашнее задание
Тест
1. Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода;
б) солнечный свет;
в) почва.
4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) углекислый газ;
в) кислород.
5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ.
ПРОВЕРКА
1.а
2.б
3.б
4.в
5.б
Сказка о Солнце и Подсолнухе.
(Экологическая сказка)
Ты, наверное, дружок, обратил уже внимание на изящное растение с желтыми, красивыми лепестками. Округлая чашечка и желтые лепестки придают ему сходство с Солнцем. Называется оно Подсолнух, потому что очень дружит с ним. Как - то в теплый солнечный день, когда было особенно жарко, Подсолнух повернул свои желтые лепестки к Солнцу и, робко сказал:
- Солнышко, давай дружить!
Ведь мы так похожи друг на друга, мои желтые лепестки напоминают солнечные лучики. И сам я круглый как солнечный диск. Уже давно расту я на грядке. Меня поливают, подкармливают удобрением, одна беда - нет у меня настоящего друга, а ведь без настоящего друга, так тяжело!
- Не печалься я буду твоим другом улыбнувшись сказало Солнце.
С тех пор каждый день, как только заалеет восток, и взойдут первые лучи Солнца, Подсолнух радостно разворачивается, подставляя ему свои лепестки.
- Привет, Солнце! - весело окликает его Подсолнух . - Я так рад тебе. Ведь ночью без Солнца скучно, темно и тоскливо. И только солнечные лучи приносят миру тепло, радость и веселье.
Так беседовали два друга, пока не наступили сумерки. Солнце постепенно опускалось и желтело, медленно скрывалось за горизонт.
- Спокойной ночи, Солнышко прощался с другом Подсолнух. Вскоре и другие растения захотели дружить с Солнцем.
- Чем мы хуже Подсолнуха! - обиженно зашумел листьями Виноград, Инжир, Верблюжья колючка, - Мы тоже хотим подружиться с солнцем.
- Я рада всем вам, зеленые друзья, и очень люблю вас. Каждое утро я поднимаюсь на небо, чтобы обогреть и осветить остывший за ночь мир.
Если я просплю хотя бы один день, и оставлю вас без света и тепла, все растения пожелтеют и завянут, но я этого не сделаю, потому что настоящие друзья так не поступают. С тех пор и дружат все растения с Солнцем.