Конспект урока по русскому языку на тему : Употребление существительных в речи
Тема урока: Употребление имён существительных в речи.
Цель урока: Развивать умения распознавать имена существительные, правильно употреблять в речи
Планируемый результат
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи
наблюдать за значением имён существительных,
уметь классифицировать имена существительные,
применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные: Извлекать необходимую информацию;
Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
Проводить самопроверку и самооценку
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Прошу садиться!
Сегодня Вы мои ученики. Разрешите представиться. Зовут меня Муслимат Магомедовна.
Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта.
Подарите улыбки друг другу ( пауза). Подарите улыбки гостям. Спасибо.
-Я прошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите( звучит музыка) Слайд 1
видеозаписи с зарисовками о зиме Запись музыки Г. Свиридова “Метель” Видеозарисовка “Зимний лес”
Откройте глаза. Что вы услышали? ( ответы детей)
Ход урока:
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,Где много всяких сказочных чудес,Где замела метелица дороги,Где в ледяном дворце живёт самаКрасавица волшебница Зима.
3. Минутка чистописания
441579072390Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.
Предлагаю написать чередуя заглавную и строчную буквы З з ( следим за посадкой )
- А на другой строчке слово - зима -
- Подберите два однокоренных слова (зимушка, зимний)
4. Словарная работа
- А у нас сегодня зимний гость. Кто это, ребята?
-Он принёс задание. Но по дороге к нам подул зимний легкий ветерок и некоторые буквы в словах разлетелись. Давайте поможем Снеговику собрать буквы и при этом докажем выбор данной буквы.
- Кто первый готов оказать помощь Снеговику? (работа у доски)
- Ребята, посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово и назовите. Кто сможет доказать, почему оно лишнее?
- Правильно, к имени существительному.
-Запишите словарные слова, которые относятся к имени существительному в тетрадь через запятую, подчёркивая непроверяемую безударную гласную и обозначьте ударение. ( мороз, заяц, ветер, коньки).
5. Работа по теме урока.
-Ещё раз повторите, к какой части речи относятся слова, которые вы записали?
-Как вы думаете, какой части речи посвятим свой урок. (имя существительное)
-Да, сегодня закрепим знания об имени сущ. И узнаем об употреблении существительных в нашей речи.
2967990290195-Для этого мы построим для него дом. А каждый дом имеет фундамент.
а) Фундамент наш называется.. хором
б) - На какие вопросы отвечает имя существительное ? (Кто? Что?)-Назовите 2 слова, отвечающие на вопрос кто?
-И два слова на вопрос что?
-А почему слова отвечают на разные вопросы?
-Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые.
-И это первый этаж – имени существительного.
в) - А что обозначают имена существительные?
-Имена существительные обозначают предмет в широком смысле слова. Давайте более конкретно поговорим об этом. Я буду называть слова, а вы назовите, к какой группе они относятся.
- лиса, волк, ёж, заяц - животные;
- Ставрополь, Будённовск, Нефтекумск – города;
-Кума, Терек, Калаус – реки.
В каком регионе нашей необъятной родины находятся эти названия?
- Ребята, группы слов, которые назвали, относятся к региону - нашему родному Ставропольскому краю.
Теперь я предлагаю задания по рядам.
1 ряд. Записать 3 слова зимней одежды.
2 ряд. Записать 3 слова зимующих птиц.
Проверяем задание.
- Вот и построили второй этаж
-308610147955
г) - Каким членом предложения являются имена существительные в предложении? (В предложении является подлежащим или второстепенным членом).
853440330201-Верно. Это и будет третий этаж дома.
6. Работа над деформированным предложением.
- Предлагаю выполнить следующее задание. Перед вами слова, из которых необходимо составить предложение.
Красе, землю, на, зима, во, всей, опустилась.
- Кто готов прочитать предложение? ( 3-4 ответа)
-Чьё предложение вам понравилось больше?
- Итак, Катя, собери из слов свое предложение у доски.
Ребята, запишите его в тетради /с комментированием/.
Зима опустилась на землю во всей красе.
- Выделите основу предложения и обозначьте части речи.
-Назовите еще имена существительные, которые есть в этом предложении. Каким членами предложения они являются?
Физминутка: Слайд 4
-Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
7. Работа с учебником
-Откройте учебник на стр 8. Найдите упражнение 8.
- В этом упражнении дано стихотворение Александра Круглого
-Прочитаем стихотворение хором.
-Предлагаю в этом стихотворении провести микроисследование по определению имен существительных. Работать будем парами. - Выпишите из стихотворения имена существительные через запятую.- Кто готов?
-Посчитайте сколько слов выписали? (14)
-Прочитаем слова цепочкой.
- В этом стихотворении всего 20 слов, из них – 14 имен существительных, а получается чудесная картина зимнего пейзажа.
-Учѐные, установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
8. Работа в группах
Теперь, ребята, я предлагаю вам выполнить тест в группах и проверить свои знания. Для этого повторим правила работы в группах/слайд/.
Выполнив тест, 1 человек от группы должен объяснить……
Благодарю за ответы.
9. Итог урока
-У кого из вас любимое время года - зима? А чем она вам нравится?
-У каждого человека есть любимое время года. Мы с вами должны беречь, защищать, охранять природу, которая окружает нас.
10. Синквейн слайд 6
В завершении урока предлагаю составить синквейн
-1 сущ.- ( урок, знания, учение, умение – сущ.
-2 прилаг.
-3 глагола – писали , читали, узнали
-Предложение
-Ассоциация с уроком
- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму?
-А вам понравился урок?
-Спасибо всем за работу.
-Снеговик с вами прощается, но он приготовил вам снежинки-оценки (при выходе возьмите ту снежинку, которой вы оценили свою работу).