Урок географии Реки. 6кл.
Урок географии 6кл.
Тема «Реки»
Цели: 1. Расширить и систематизировать знания учащихся о реках.
2. Научить учащихся находить и показывать реки на карте.
3. Развивать познавательную активность умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: географические карты ( физическая мира и физическая России), атласы, учебники, иллюстрации о воде, эпиграф-слова В.Гюго.
Ход урока.
Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой. Пожелание плодотворной работы.
Начинаем наш урок.
На сегодняшнем уроке мы повторим изученный материал, узнаем много нового, будем учиться работать с картой, отвечать на вопросы. Будьте внимательны, уважайте своих одноклассников, активно работайте, высказывайте свое мнение, отвечайте на вопросы.
И первый мой вопрос такой:
Так почему же голубой
Наш общий дом,
Наш шар земной?
Повторение, проверка д/з.
Начинаем «Мозговой штурм».
Что такое гидросфера? Что входит в состав гидросферы? Где содержатся основные запасы воды? (в морях и океанах)
Показать на карте океаны.
Что называется морем?
На какие группы делятся моря по расположению? (окраинные, внутренние, межостровные).
Показать Средиземное море, Аравийское море, Филиппинское море.
Что называется озером?
Чем отличаются озера от морей? Покажите на карте крупные озера Казахстана.
Спасибо, молодцы.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик- в роднике,
А широкий –в море. (река)
Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока –«Реки» (открываю)
Введение в тему. Закройте глаза, произнесите про себя слово река. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? О чем вы подумали? Запишите эти слова.
(проверка. Дети читают и дописывают – в тетради, я – на доске).
Изучение нового материала. 1. Объяснения учителя.
Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные. Журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, а третьи равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить. А что же такое река?
Запишем правило:
Река -естественный поток воды, текущий по выработанному им руслу.
Кто из вас знает, а где начинаются реки? (Мнение детей)
2. Стихи
Из недр Земли забил родник
Ручьем хрустальным ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперед бегут-
И вот уже рекой текут.
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот
Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он обмоет шар земной
Водою чистой, голубой.
3.Обращаю внимание на эпиграф.
Ребята, обратите внимание на слова Виктора Гюго: Реки словно гигантские трубы, поют океану о красоте земли, о возделанных полях, пышных городах и славе людей.
Как вы думаете, почему писатель так сказал о реках (протекают по большим территориям, на берегах много городов и сел, и тд).
А теперь внимание! (по ходу объяснения вывешиваю таблички). Истоком может быть болото, родник, озеро или ледник в горах. Стекая по склонам, ручейки объединяются и образуется река. Реки текут в понижении, которое называется речной долиной. Если стать лицом по течению то справа-правый берег, а слева-левый. В речной долине есть углубление, по которому река течет постоянно -это русло реки. Пониженная часть речной долины называется поймой. Когда наша река выходит из берегов? (весной, во время таяния снега) В это время она заполняет пойму. Если в реку впадают другие более мелкие реки, то их называют притоками. Долго течет река по земной поверхности., пока не впадает в другую реку, озеро, море или океан. Это место называется устьем реки. Иногда река организует дельту место, где она делиться на несколько каналов.
Работа по рисункам учебника.
Рассмотрите внимательно рисунок. Что еще имеет река? (Верхнее течение, среднее течение, нижнее течение). (Объясняю по схеме на доске).
Ф И З М И Н У Т К А
Рассказ об Оби..
Если посмотреть на карту России. то в Западной Сибири в глаза бросается извилистая голубая нить. Это Обь.. Он считается одной из самых крупных рек мира. Объ несет свои воды в Северный Ледовитый океан.
Рассматриваем рисунки. Мнения детей.
Самостоятельная работа в группах.
Работа с картой: 1-найдите и запишите крупные реки России..
Самые крупные реки:
Нил – 6671 км. (Африка)
Янцзы – 5800 км. (Азия)
Волга – 3530 км. (Европа)
.
Обсуждение проблем загрязнения водоемов.
Послушайте стихотворение:
Речушка вдоль околицы текла.
Неогромная
Но мы любили, дети,
Её –она ведь первою была
Для нас, и значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез,
Как будто люди целью задались
Убить ее- и своего добились.
Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?
(мнение детей)
Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?
(Называют дети, но приблизительно так ).
Ядохимикиты Удобрения Мусор отходы
Причина гибели реки Неразумное использование вод.
Сточные воды Мытье машин Стирка ковров
Нерациональное использование вод реки Сырдарьи для орошения полей привело к тому, что Аральское море стало погибать. Его за последние 20-30 лет уменьшилась на км. (или в раз). Эта зона сейчас является зоной экологического бедствия.
Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? (Мнение детей)
Стихи:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую сою!
4.Закрепление. 1. «Найди соответствия» На каждую пару раздаю листы, нужно найти соответствия между понятиями и их объяснениями. Проверка вслух.
5.Д/З параграф 23, выучить, ответить на вопросы. Представить себя водой, написать обращение к человеку.
6. Итоги урока. Течение реки - это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете
15