Урок-игра по русскому языку Брейн-ринг(5-6кл)
МКОУ «Самохваловская ООШ»
Конспект открытого урока по русскому языку
Урок – игра «Брейн – ринг»
5-6 классы.
Выполнила: Конищева Т.Н.
учитель русского языка
и литературы.
с.Самохвалово
2014 г.
Игра позволяет развивать навыки взаимодействия в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость.
Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода. Они выбраны из разных разделов русского языка: фонетики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, затрагивают как изученный на уроках материал, так и неизвестные учащимся факты.
Правила игры
1. За столами, поставленными группами, располагаются игроки (4-6 человек). Групп может быть 5-6.
2. У каждой группы на столе лежат карточки определённого цвета по числу игроков.
3. Между группами проводится жеребьёвка. Группы, вытянувшие номера 1 и 2, садятся за игровые столы.
4. Ведущий задает вопросы, а игроки как можно быстрее поднимают карточку, если знают правильный ответ на прозвучавший вопрос.
5. Наблюдатели фиксируют, какая группа подняла карточку быстрее, и дают этой группе право отвечать. Если прозвучал правильный ответ — группе присуждается 1 очко. Если прозвучал неправильный ответ — группа получает минус 1 очко. Если отвечающая команда дала неправильный ответ, может отвечать вторая группа.
6. Игра продолжается до 4-х очков. Группа, набравшая 4 очка, продолжает играть, а проигравшая группа проходит на своё прежнее место. Её игровое место занимает следующая группа.
Так игра продолжается до тех пор, пока не определится явный лидер — группа, набравшая наибольшее количество баллов. Как правило, поиграть успевают все группы, но 40 минут для игры часто не хватает, и ребята просят продолжить игру, пока не закончатся вопросы.
7. Для поддержания дисциплины во время игры можно снимать баллы группам за нарушение правил игры и порядка.
8. Если ни одна из играющих на ринге команд не дала на прозвучавший вопрос правильного ответа, ответить может любая другая команда или группа, ожидающая своей очереди в игре. Она тоже получает балл за правильный ответ.
Ход урока:
Я рада нашей с вами встрече.
Хотя урок и необычный.
Весь материал для вас привычный,
Мы в группах все работать будем,
Все, что узнаем, не забудем.
Психологический момент.
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня ребята у нас урок-игра «Брейн-ринг» . Соревноваться будут между собой две команды. Представление команд. У каждой команды свой цвет и соответствующая карточка у каждого игрока команды. Отвечаем с поднятия карточки. Мы с вами вспомним, повторим тот материал по основным разделам Лингвистики: Фонетика, Лексика, Морфемика, Синтаксис, Морфология, который уже изучили в 5 и в 6 классе.
Нам с вами предстоит пройти 5 раундов. В каждом раунде несколько заданий. За верный ответ (выполненное задание ставятся баллы от 1-5 баллов). За неверный ответ или нарушение дисциплины снимается 1 балл.
- Начинаем игру. Желаю всем УДАЧИ!
1 РАУНД – Фонетический.
- Что изучает фонетика?
Задания:
«Граб – дерево».
- Знаете ли вы, что это за дерево?
Граб-дерево относится к семейству Берёзовых и является лиственным, относительно невысоким. Его можно увидеть не только в лесах, но и в парках, скверах, на улицах. Ведь граб прекрасно поддаётся стрижке, ему можно придать любую желаемую форму. Это дерево распространено в странах Северного полушария, особенно в Евразии. В Китае можно увидеть все виды граба. Всего насчитывается около 50 видов, в том числе 5 видов в Причерноморье, Крыму, на Кавказе, Дальнем Востоке.
Задание: 1)назовите 3 русских слова, заменяя гласную букву в слове ГРАБ.
( Грёб, гриб, груб).
Произвести фонетический разбор слова – ДЕРЕВЬЯ.
В каком слове 40 гласных? (СОРОКА).
В каких словах по 100 согласных? (СТОК, СТОГ, СТОН, СТОЛ, СТОП).
Назовите буквы, которые обозначают сонорные звуки? (л, м, н, р, й –краткое).
- Подводим итоги 1 раунда.
2 РАУНД – Лексический.
- Что изучает лексика?
1) Что такое синонимы?
Назовите синонимы к слову – МУДРЫЙ. (умный, эрудированный, интеллектуальный…)
Назовите синонимы к слову –ФИНАЛ. (конец, завершение)
2) Что такое антонимы?
Назовите антоним выражению – « В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ» (быстро, сломя голову).
Назовите антоним выражению – «ВОДИТЬ ЗА НОС» (говорить правду).
3) Что такое омонимы?
По два вопроса каждой команде.
1 команда 2 команда
В какой клетке не держат птиц и зверей?
(В ГРУДНОЙ)
Каким ключом не откроешь дверь? (СКРИПИЧНЫМ, РОДНИК) Из какого крана не берут воду? (ИЗ ПОДЪЁМНОГО)
Какие корни не нужны растению? (КОРНИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ В СЛОВАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ)
- Подводим итоги 2 раунда.
3 РАУНД – Морфемный.
- Что изучает морфемика?
1) Ребусы.
1 команда (корень) 2 команда (слово)
2)Назовите лишнее слово в данном ряду:
1 команда 2 команда
Диво, удивлять, диван, дивный. (диван – не является однокоренным) Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник. (в 1-3 словах приставка –ПОД, а в последнем приставка –ПО).
3) Игра «Составь слово».
1 команда 2 команда
Зори – корень
Голенький – суффикс
Нога – окончание.
(ЗОРЕНЬКА) Подпрыгнул – приставка
Свеча – корень
Умник – суффикс
Тень –окончание.
(ПОДСВЕЧНИК)
- Подводим итоги 3 раунда.
4 РАУНД – Синтаксический.
- Что изучает синтаксис?
1) Как зовут самого известного в мире ветеринара (сказочного)? (АЙБОЛИТ)
Составьте 2 словосочетания и одно предложение с данным словом.
2) Блиц-опрос.
1 команда 2 команда
1)Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовател, вопросител, побудит.)
2)Назовите главные члены предложения. (Подлежащее, сказуемое).
3)Какие части речи в предложении могут быть сказуемыми? (глагол, существит., прилагательное в краткой форме).
4)Какие предложения называются распространёнными / нераспространёнными? 1)Назовите виды предложений по интонации. (восклицател, невосклицат.)
2)Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
3)Какие части речи в предложении могут быть обстоятельствами? (существит., наречие).
4)Какие предложения называются простыми /сложными?
3)Синтаксический разбор предложения.
1 команда 2 команда
Солнце выглянуло из-за туч и осветилось ярким светом. Дни и ночи падали листья и устилали землю.
- Подводим итоги 4 раунда.
5 РАУНД – Морфологический.
Кроссворд «Части речи». (В приложении)
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали:
Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и предложений в тексте. (СОЮЗ)
3)Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
5)Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. (ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ)
6)Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов.(ГЛАГОЛ)
8)Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
По вертикали:
2)Раздел науки о языке, который изучает части речи. (МОРФОЛОГИЯ)
4)Служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и выражает зависимость одних слов от других. (ПРЕДЛОГ)
7)Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. (МЕСТОИМЕНИЕ)
9)Неизменяемая часть речи. (НАРЕЧИЕ)
2) Назовите вкусный полезный напиток, состоящий из трёх предлогов. (С-О-К)
3)На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
4)Когда у имён существительных на конце пишется Ь? (У сущ-х ж.р.3 скл.после шипящих пишется Ь).
- Подводим итоги 5 раунда. Итоги всей игры.
- Подарки.
Вот и подошел наш урок к концу, мы сегодня очень хорошо и продуктивно поработали, хотелось бы напомнить вам еще раз о том, что уроки русского языка учат нас не только всем стилистическим нормам, правилам правописания и т.д. Они учат нас сотрудничеству, толерантности, уважению к друг другу. Вы все сегодня были открытыми, добрыми, терпеливыми. Сегодня наша встреча была приятной и продуктивной, в знак благодарности хочется оставить вам на память эти небольшие сувениры. Урок закончен! До свидания!
Материалы сайтов:
http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/79-rebusi-po-russkomu-yaziku.html - ребусы по русскому языку
http://www.igraza.ru/page-3-2-17.html игры со словами