Документальный материал к урокам краеведения.«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»
Документальный материал к урокам краеведения
«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»
Учебное пособие включает архивные материалы по XIII – XIX векам, отрывки из трудов средневековых ученых и предназначено для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
Данное пособие является частью изучения «Истории Астраханского края»
Документы и материалы.
Это небольшое государство с единственным городом – Астраханью (Хаджи – Тарханом) занимало низовье Волги и территорию европейской Калмыкии. Оно называлась Золотая орда. Им управляла династия ханов Тимур – Кутлуга – «Темир – Кутлуевы царевы дети», так называли ее русские. Преимущества географического положения Хаджи – Тархана (Астархан) заставило золотоордынцев основать свое государство в низовьях Волги.
Патриархальные порядки в ногайском обществе стойко удерживались. Это позволило богачам быть хозяевами скота, пастбищ, рыбных угодий и эксплуатировать сородичей, превращая их в постоянную дешевую силу. Ногайцы – кочевые народы, поселение составляла группа юрт, кочевали с неразборными тележными юртами
«, они передвигаются с домами, подобными палаткам, устроенными на повозках и перевозимыми с места на место верблюдами. В них они перевозят жен, детей и все свое добро. » А. Дженкинс
Народ в ханстве делился на лучших людей ( князей – беков, аристократов – мирз) и черных людей (простолюдинов).
Местное население занималось скотоводством, примитивным земледелием , но главным источником пропитания была волжская рыба ценных пород. Ее вывозили в соседние страны.
Татары устанавливали учуги – деревянные перегородки по ломаной линии поперек реки Волга. Именно рыбные угодья, торговая магистраль манили соседских правителей Крыма, Ногайской орды, России и д.р.
Ибн – Батута так отзывался о Хаджи – Тархане « один из лучших городов с большими базарами построенном на правом берегу реки Волги»
В 1395 г. город разрушен Тимуром. В начале XV в. хан Тимур – Кутлуг на левом берегу основал поселение с тем же названием. Это время междоусобных воин среди сыновей хана за власть, что и ускорит распад Золотой Орды, а в 1480 году неудачный поход на Русь «стояние на р. Угре»
С конца XV века - начало XVI вв. Положение Хаджи – Тархана стало привлекать усилившихся ногайцев в 1452 и 1502гг. Ногайские отряды осаждали город и некоторое время ханство находилось от Ногайской орды в зависимости , а в 1523 г. и от ногайцев Астраханского «Юрта»
Сведенья о способе перекочевок ногайцев Астраханской степи сообщает А.Олеарий. Он имеет что «ногайцами приходится искать для своего скота свежие пастбища, они ставят свои избы на высокие телегиперекочевывают. Тяглое животное верблюд. Поселение (улусы, называли «железными городками»
Итальянский путешественник д’ Асколи пишет: «Иногда телеги – съезжаются в малом количестве, что «представляет вид очень большого города». Характерно кочевание ногайцев большими улусами, с мурзами во главе. Например, в середине XVII в. в некоторых степях Анмамат мурза около Монаков, в двух днях от Астрахани к Кабаюде, ссылалась 1640г. откочевал от Астрахани к Кабаюде, ссылаясь на то, что находится в большой ссоре с Янмамет Мурой».
Причинами перекочевок ногайцев были не только водоемы, но и тяжесть отбываемых им повинностей.
В процессе социального, экологического и политического развития общества задолго до XIXв улусы (орда) как большая племенная группа распадается на территориально-хозяйственные единицы – аулы и отары, при этом еще сохраняется родственный принцип заселения
И.Георги в конце XVIIIв отмечал, что ногайцы живут в деревнях, несколько деревень составляет некоторый род власти, что и татарский табун, т.е. родственный коллектив.
Аулы были зимние, летние, осенние (Яйлаъ, язлав), в зависимости от мест наличия кормовой базы для скота и источников воды.
А.Павлов в первой половине XIXв. Пишет: «Когда стада рогатого скота, овец и конские табуны, близ аула потравят подножный корм, тогда ногайцы посылают нарочных ездоков для отыскания пастбищ, а для кочевья особого места, имеющего вырытые глубокие ямы, наполненные водой и источников земных. По извещении жителей аула они приступают к переезду.
Кольцевая планировка стойбища характерна и для ногайцев, когда племена располагались по кругу «куренем» Значение курень – пишет Рамилд-ад-Дин – следующее: когда множество кибиток располагается по кругу, и образуют кольцо в степи, то их называют курень. В ту эпоху тысячи кибиток, располагавшиеся таким образом, считали за один курень. В середине кольца находился скот, его содержали за кибитками.
С присоединением разрозненных улусов и России ногайцы жили сельской общиной, где присутствовала частная собственность, сформировались классы.
Община устраивалась по принципу «Как народному хозяйству удобно»
В XVIIIв Рубрук писал о татарах, которые надо полагать, тогда еще не были мусульманам, что «когда они снимают свои дома (кибитки) для остановки они всегда поворачивают ворота к югу»
Рашид – ад – Дин писал: «В давние племена, когда племя останавливалось наподобие кругу, старейшина (аулбай) находился в центре со своей семьей С.А. Плетнев связывает это с культом солнца, древнейшим символом которого был круг с точкой в центре.
Аулы назывались по имени улусного мирзы, главы родственной группы по имени богачей, которые пользовались авторитетом в кругах Ногайской орды (Джамали аул – Три Протоки, Дожаксат аул – Яксатово)
Тюркские языки – многочисленная и разнообразная группа алтайских языков, делится на 2 группы: западную и восточную. Западно-татарские языки включают булгарскую, огузскую, кыпчакскую и карлукскую. Кыпчакский язык был праязыком для татарского, казахского языков. Ногайцы, проживающие и населявшие нашу область, имели особенности языка татар, и казахов при этом имея и свои особенности в произношении. (кыс вместо кыш – зима)
Парень смолоду в плен попал
Он всю горечь службы испытал,
Он пасет у ногайцев стада,
Вас семь лет как случилась беда.
Эти слова народной песни могли родиться в любом русском, ногайском татарском селе. Чтобы защитить русские земли от набегов Крымских татар и ногайцев сооружались засечные черты - прообраз казачьих станиц, где несли службу представители разных народов. Иногда сами ногайцы становились пленными и смешивались с местным населением. Поэтому и появились ногайские села. Не всегда местное население было миролюбивым к татарам, ногайцам, калмыка. Во время вооруженных конфликтов ногайцы попадали в плен к калмыкам и были вынуждены трудиться на них. Например, такова судьба Утаров-Ногайцев, плененных калмыками, русские называли их татарами.
Зажиточные ногайцы приглашали для занятий земледелием, промыслами, русских от которых и перенимали их традиции, нравы, опыт хозяйственной деятельности. Так складывался многонациональный, а позднее и миролюбивый состав населения Астраханского края.
Некоторые богачи имели сыновей и дочерей и были не прочь породниться с русскими князьями, например, «да и служить верой и правдой Ивану поклялись в 16 веке Хан-Дербыш-Алей и вся земля Астраханская: давать России из года в год по 40 000 алтын и по 3000 рыб осетровых пород». Была написана ногайцами и договорная грамота, скрепив ее печатями они отослали ее государю Всея Руси. В 1556 году Астрахань стала русской. Так немногочисленные Астраханские татары и ногайцы превратились в российских подданных, а позднее и заселили Астраханские земли.
«Путешествие Антона Дженкинсона», 1558 г. (английский капитан, исследователь)
«...Вся земля на левом берегу Волги от Камы до Астрахани и далее по северному и северно-восточному берегу Каспийского моря, граничащая с землей татар-туркменов, называется землей Мангатов или Ногайцев. Население ее магометанское; во время моей бытности в Астрахани в 1558 г. оно совершенно было расстроено гражданскими усобицами, голодом, мором до такой степени, что в этом году померло до 100 тысяч человек; подобного бедствия здесь не помнят, так что Ногайская земля, изобилующая пастбищами, остается теперь незаселенной, к великому удовольствию Русских, издавна ведущих с Ногайцами жестокие войны."
Монеты они вовсе не употребляют, но обменивают скот, на платья и прочие необходимые вещи. Они не занимаются никакими ремеслами, ни искусствами, за исключением военного, в котором они очень опытны. По преимуществу, этот народ пастушеский; владеющий множеством скота, составляющего все его богатство. Они едят много мяса, главным образом конину, пьют кумыс, которым часто упиваются допьяна; народ этот мятежный, склонный к убийствам. и грабежу. Зерен они не сеют и вовсе не употребляют хлеба:...6 июля мы подплыли к месту, которое называется «переволок» (водораздел Волги и Дона)...
...видели мы: здесь большую толпу Ногайцев со стадами, как уже было описано; по счету до 1000 верблюдов везли повозки с палатками на них, странной формы, казалось, что везут город. Эта орда принадлежала Великому Мурзе Смиллу (Исмаилу?), главнейшему ногайскому князю; он убил или изгнал всех прочих Мурз, не пощадив при этом ни своих братьев, ни детей, сохраняя мир с Русским царем, он имеет, что нужно, и правит один, так что теперь Русские живут в мире с Ногайцами, с которыми обыкновенно были кровавые войны.»
«Подробное описание путешествия голштинского посольства» Адама Олеария. 1636 г.
«...Ногаи, называемые также Ногайскими Татарами, народы, обладающие полосою земли, между двумя реками Волгою и Яиком, простирающегося до Каспийского моря, и главный город в этой стране Астрахань...
Здешним татарам не дозволяется жить в самом городе, а вне города, на известных местах, которые они могут обносить только плетнями; и вообще по всей этой области Татары живут не в укрепленных городах и селениях, а в круглых шалг-шах». «Астраханский сборник». Выпуск 1, 1896, с. 75, 78.
«Путешествие по России голландца Стройса» 1669г. ( Ян Стрейс –голландский путешественник)
«Калмыки с Ногайцами почти всегда ведут войну, и занимаются тем, что крадут друг у друга не только скот, но и людей, которых еженедельно отправляют продавать на рынках в Астрахани... Оба эти племени подчинены Московскому царю.
Для изготовления национальной одежды использовали шкуры животных, выделкой занимались нагайская семья, овчины нагайской выделки пользовались широким спросом.
Занимались валяльным производством. Ногайцы делали валяные сапоги, бурки, кафтаны. Существует предание о том, что «в 18 веке Ногайцы периодически платили царской казне ясак уюками – от каждого хозяйства по 10-15 пар. Так, уюки стали предметом обмундирования солдат».
Тесные торговые контакты ногайцы поддерживали с Кавказом, Индии странами Запада и Востока.
Ногайские женщины были искусными мастерами по вышиванию, золотыми и серебреными нитками, гладью.
Из оружия в ногайском фольклоре фигурируют колчан, стрелы, лук Встречаются такие описания как, «левой рукою лук зажав держит в правой стрелу»
Любовь к украшениям у Ногаек была особенная. А.П.Архипов писал «серебреные украшения были в употреблении даже если семья была бедная. Из драгоценных камней – сердолик и бирюза».
Домашняя утварь медная, деревянная, глиняная.
В основном пища мясомолочная. Знали лечебные свойства кумыса. При приеме пищи соблюдался установленный обычаем порядок, связанный с половозрастными традициями семьи.
Ногайцы за свою многовековую историю создали исключительно богатую материальную культуру, оригинальные для своего времени типа жилища, утварь, предметы кушанья и напитки. Известны они и как создатели многокрасочной нарядной национальной одежды.
Своими истоками культура неразрывно связана широким кругом тюркоязычных народов, с которыми ногайцев объединяют как этнические связи, так и вековые контакты. Народы никогда не чуждались культурных достижений своих соседей. Об этом говорят исследования многих ученых.
Г.С.Маслова , исследователь материальной культуры восточнославянских народов пишет, что «украинский чекмен близок к среднеазиатским халатам, его носили русские в Поволжье»
В Китае «Тюркская одежда – зеленый или коричневый халат с воротником. Запахнутый налево, подпоясанным ремнем,» стал в Танскую эпоху обычной одеждой.
ПРАКТИКУМ
Почему Монголы выбрали для своего государства Нижнее Поволжье?
Что способствовало расцвету Золотой Орды?
Назови причины ослабления и распада Золотой Орды?
Перечисли причины социального расслоения среди Ногайцев, ссылаясь на документы?
О каких занятиях идет речь в документе А.Павлова?
Прочитав фрагмент из записок А.Дженкинсона, объясни устройства жилища Ногайцев?
Выдели особенность Ногайских стоянок (поселение, улусов, аулов, табора) с чем это связанно?
Как происходил процесс номинации географических объектов на территории нашего края в результате кочевания Ногайцев.
Характерные особенности Ногайского языка, назови.
Подбери и запиши слова, которые пришли в русский из татарского, ногайского языков, из русского языка в татарский, ногайский.
Подготовка к празднику «Сколько народов столько обычаев» подготовить одну инсценировку: Сабантуй, русские посиделки и т.д.
Пользуясь документами докажи, что присоединение Астраханского ханства к России имеет большое значение для народов, населявший наш край.
Пополни свои знания о быте, нравах, традициях, татар и Ногайцев методом опроса: анкетирование, интервьюирование, устная форма,
Интервьюирование( обязательное условие научной записи.)
- Фамилия, Имя, Отчество, год рождения, место рождения
- Профессия, род занятий, место работы, адрес
- Депортация, раскулачивания, репрессии и т.д.
- Опрос в домашних условиях, время выбрать подходящее.
- Воспоминания и задаваемые вопросы, записать дословно от имени первого лица
- Недопустимо собственное редактирование, запись должна отражать словарный запас рассказчика.
- Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, оставляя поля для вопросов и уточнения.
- Чистовой вариант оформляется в электронном варианте с соблюдением полей 2.5 и 3.0 см с лева для сшивания листов
- Работа заверяется государственным учреждением
Литература для внеклассного чтения
Егоров В.А. Историческая география Золотой Орды XIII-XIVвв М., 1985г
Зайцев И.В. Торговля и хозяйство города Хаджи-Тархана// Великий Волжский путь. Казань, 2001г.
Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. На стыке континентов и цивилизаций. Москва. 1996г.
Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Москва. 2001г.
Гаджиева С.Ш. Материальная культура Ногайцев в 19-20 веках. Издательство наука. Москва 1976г.
Исхаков Д.М. Татарская нация: История современность. Казань, издательство магариф 2002г
Марков А.С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань 2007 г.
Макаренко Ю.А. История Астраханского края с древнейших времен до конца 19 века., Астрахань 2007
Кожевникова Т.В. Лингвистическое краеведенье, Астрахань 2000г.
Пятен В.А,, Ушаков Н.М. Природа и история Астраханского края. Издательство АГПИ им. С.М. Кирова., 1996г
Хрестоматия по истории Астраханского края. Учебное пособие (состав Курбатов А.А., Шнайдштейн. Е.В.) издательство АГПИ 1992г.
Кирокосьян М. Топонимический словарь Астраханской области, центр ДЮТИИЭ, Астрахань 2001 год
Трепавлов В.В. Астраханское ханство. Научно теоретический и методический журнал №8 2002г.
Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15