Технологическая карта урока Дары осени в натюрморте
Технологическая карта урока
Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.
Тема урока: Дары осени в натюрморте.
Цель урока : Учить составлению композиции из овощей и фруктов с соблюдением законов перспективы
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с произведениями живописи;
- развивать чувство композиции, умение анализировать форму;
- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям живописи;
- развивать гигиенические навыки, используя возможности динамической физкультминутки;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.
Тип урока: Комбинированный, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Коллективная и индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя: презентация “Натюрморт”, учебные таблицы по поэтапному рисованию натюрморта, карточки с изображением различных предметов (или сами предметы), карточки с этапами работы.
Для учащихся: бумага, карандаш, ластик.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
2.
Мотивация.
(3 мин.)
Зачитывает народную пословицу.
- Как понимаете смысл народной пословицы: «Земля-тарелка: что положишь, то и возьмешь»?
-Подумайте, в какое время года благодать земная наиболее очевидна?
-Какие дары осени можно увидеть в наших краях?
- А чем может поразить осеннее обилие плодов?
- А как вы думаете, у художников земное изобилие вызывает чувства? Какие?
Определяют тему занятия, отгадывая загадку.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, определяя тему творческой работы
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
3.
Актуализация знаний.(5 мин.)
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
- Как называется жанр, в котором художники изображают овощи и фрукты?
-Что вы знаете о жанре натюрморта?
Натюрморт – особый жанр (2 пол. XVIв.) художественных произведений, в которых художнике изображают всевозможные вещи, окружающие человека.
«Натюрморт» (фран.и итал.яз.) – «мёртвая природа», но голландцы, англичане и немцы вкладывают в это понятие иной смысл – «тихая или неподвижная жизнь».
-Приведите примеры натюрмортов, с которыми вы познакомились в 1-4 классах.
-Натюрморты художников настолько неповторимы и разнообразны, насколько многообразна предметная среда, в которой живут люди. Работа над натюрмортом для каждого художника-это решение множества творческих задач, но для зрителя этот упорный труд остается скрытым. А ведь каждый мастер по-разному подходит к своей творческой работе.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрации ,анализируют информацию, делятся впечатлениями
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р:ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу.
П:строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала .
(4 мин.)
-Ребята, я хочу познакомить вас с некоторыми художниками.
Рассказывает о творчестве художников: И.Т.Хруцкий, К.А.Коровин, Ф.Снейдерс, Д.И.Митрохин, И.И. Машков, В.Ф. Стожаров.
Обсуждение.
- Композициям натюрмортов каких художников соответствуют такие определения; сложная, простая, многоплановая, скученная?
- Как мастер связывает воедино изображённое множество предметов, выделяя главный предмет (группу предметов)?
-Чем близки друг другу натюрморты, написанные в различное время художниками разных стран?
Слушают учителя ,рассматривают слайды ,отвечают на вопросы, сравнивают работы художника, делятся впечатлениями
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям
5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
6.
Целеполагание.
(2 мин.)
Создает проблемную ситуацию, обращая внимание на композицию предметов на доске (силуэты вырезаны из бумаги).
- Давайте я тоже попробую создать свой натюрморт.
-Вот какой у меня красивый натюрморт! Нравится?
-Подумайте, какое название можно дать моему натюрморту?
-Объясните, почему такое название?
- Над чем будем работать на уроке?
Участвуют в обсуждении.
Приходят к выводу, что составляя натюрморт, необходимо придерживаться определенных правил.
Определяют цель работы:
( Составлять свой натюрморт с соблюдением правил).
Л: осознание своих возможностей.
Р:умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
7.
Планирование работы.(5 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний ( на доске вывешиваются таблички с названиями этапов работы или делается запись).
1.) Замысел, тема работы;
2). Композиция (выбор плоскости, предметов, количество предметов, расположение);
3) Композиционный центр.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Исправляют ошибки в композиции предметов на доске.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о составлении композиции из овощей и фруктов с соблюдением законов перспективы.
8.
Творческая работа.(15 мин.)
Учитель контролирует работу учащихся ,консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.
9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.
- Что такое натюрморт
- О каких художниках узнали
Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
-Удалось ли создать композицию, соблюдая правила?
- Во всех ли работах есть композиционный центр?
- Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы:
У меня получилось
Мне нужно постараться.
У меня были трудности в
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение ,которое возникло в процессе выполнения работы
Р:оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
К:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
ИНФОРМАЦИЯ К УРОКУ
И.Т.Хруцкий (1810-1885) внёс наибольший вклад в развитие отечественного натюрморта XIXв. Работы его нарядны и эффектны. Художник пишет букеты цветов, красивые фрукты – бархатистые персики, крупные краснощёкие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья прозрачного от сока винограда или зрелые ягоды смородины. Внешний вид предметов он передаёт с подлинным блеском. Натюрморты-картины И.Т.Хруцкого довольно значительны по размерам, имеют сложную композицию, объединяющую множество разнообразных овощей, плодов и цветов, размещённых на разных планах. Одни приближены к зрителю, другие расположены чуть поодаль, третьи отошли в глубину, но разбросанности не ощущается благодаря выделению главного предмета или ведущей группы предметов как композиционного центра.
НАЙДИ в картинах И.Т.Хруцкого эти главные предметы. Каким образом (размерами предметов, цветом или освещением) художник выделяет центр композиции? Поясни ответ.
15