Конспект урока по географии на тему: Азиатская Россия. Восточный макрорегион.
РОССИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Номинация: открытый урок
Методическая разработка обобщающего урока географии
для учащихся 9 класса
по теме: «Азиатская Россия. Восточный макрорегион»
Участник: учитель географии Победаш Ольга Валерьевна
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
2016 год
Азиатская Россия. Восточный макрорегион.
Обобщающий урок. 9 класс
( методика проблемного обучения)
Цели:
систематизация и осмысление знаний, полученных при изучении экономических районов: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный;
развитие логического мышления, навыков работы в группе;
воспитание уважения мнения товарищей, патриотизма к своей Родине.
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Здравствуйте. Урок географии. Вспомните, из каких экономических районов состоит восточная зона России? (Ответы учащихся Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный)
Мы сегодня будем вести разговор об этих трех районах одновременно. С какой целью? (Ответы учащихся: Повторить, обобщить знания о регионе)2. Повторение. Политическая карта региона. Работа в парах.
По картам атласа покажите границы трех районов.
Индивидуальный показ районов на настенной карте.
3.Постановка проблемного вопроса.
В 2014 году отмечалось 300-летие со дня рождения М.В. Лермонтова, который сказал такие слова о Сибири: «Могущество России Сибирью прирастать будет». В чем актуальность слов Ломоносова? (Ответы учащихся: Россия богата природными ресурсами и территорией, этим она обязана Сибири)Заканчивая урок сегодня, я попрошу ответить на вопрос: «Сибирь – благо или тягость для российской экономики?» ( проблемный вопрос на классной доске)
4. Проверка домашнего задания. Мы изучали экономико-географическое положение (ЭГП) при изучении каждого района. Какое домашнее задание было дано по данному направлению? (Ответы учащихся: Составить таблицу черт сходства и различия ЭГП трех этих районов). На доске таблица. Заполните её данными.
Экон. районы Черты сходства Черты различия
Западно-СибирскийВосточно-СибирскийДальневосточный Фронтально ответы учащихся первого варианта Фронтально ответы учащихся второго варианта
Сделайте вывод по таблице.( Ответы учащихся индивидуально от первого варианта и второго варианта)
5. Работа по применению фактических знаний учащихся. Работа в группах( 1, 2, 3 ряды ) по информационным и рабочим листам.
Ребята, ваша работа заключается в дополнении к уже изученной вами информации по природным ресурсам и экономическим показателям трех районов. У учащихся І ряда Западно-Сибирский район, у учащихся второго ряда Восточно-Сибирский район, у учащихся третьего ряда Дальневосточныйрайон.
(содержание информационного листа)
Необходимо:
1)рассмотреть иллюстрации, таблицы, схемы;
2)прочитать, если имеется сопроводительный текст;
3)дополнить список недостающих данных по району;
4)выступить с новыми обработанными данными;
5)определить проблемы развития района.
Работа в группах и коллективные выступления от каждого ряда.
Обобщение: мы увидели множественные проблемы районов и для их решения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от12 мая 2009 года была принята «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года». В данном документе определены направления, средства, способы достижения стратегических целей устойчивого развития Российской федерации на территории регионов Сибирского федерального округа с 2010 по 2020 годы.
Ассоциации: ребята, а что для вас Сибирь?
(Ответы учащихся)
6. Домашнее задание.
Представьте, что вы работаете в министерстве экономических дел России, вы отвечаете за судьбу Сибири.
1)Задание: предложите свои пути решения проблем восточных экономических районов;
2) Подготовьтесь к контрольной работе по Восточному макрорегиону России.
7.Ответ на проблемный вопрос. Вспомните, в начале урока был сформулирован проблемный вопрос: «Сибирь-это благо или тягость для Российской экономики?»
(Ответы учащихся)
8. Рефлексия. Сейчас от каждого ряда выйдут представители Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного районов. Возьмитесь за руки.
Что символизировать может фигура ребят, взявшихся за руки? (Ответы учащихся)
Какие трудности легче преодолевать районам, помогая друг другу, работая сообща? (Ответы учащихся)
Как назовете тему урока? (Ответы учащихся)
Итог урока. Благодарю за общение.