Экскурсионно-туристический маршрут Мое село в годы войны.


Васильевка
То снегами тебя заметает,
То облитая солнцем стоишь.
Горе, радости ты не скрываешь
Да и громко о любом не кричишь
Здесь знакомые люди повсюду,
Если сельские, значит родня
Я село это вряд ли забуду
И оно не забудет меня.
Я весело хожу в Почечёру.
И в Ташлятке ловлю пескарей
И в походы на Красную гору
Ходим с классом под крики грачей.
Это родиной малой зовётся !
И соловушки ночью поют…
Как же родина эта зовётся ?
Да Васильевкой просто зовут…
Александр Киреев
Каждый человек должен знать историю своей родины, любить её, ведь родина начинается с «порога» отчего дома.
Как известно, «без знания прошлого нет будущего». Каждый человек любит то место, где он родился. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю.
С каждым годом по времени мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Вырастает новое поколение людей. Для них война - это воспоминания ветеранов о ней. А их, участников этих исторических событий, становится все меньше и меньше.
Мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом нашей Родины…
Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм. Его волей, его несгибаемым духом, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ и величию его трудового подвига после войны. Ведь едва успела кончиться война, как миллионы наших солдат снова оказались на фронте – фронте трудовом.
Великая Отечественная война принесла много боли и страданий русскому народу. Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в тылу погибло около 30 млн. человек. Было разрушено 1710 городов, 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей.
Но в то же время люди сплотились перед лицом угрозы, порабощения и уничтожения. Война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную жертвенность. Истоками победы стал героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, военное искусство советских полководцев, заслуги коммунистической партии, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников тыла.
Тема Великой Отечественной войны безусловно очень глубокая и хорошо изученная. Но очень мало информации о таких городах, где не было военных действий, сражений, захватов, блокад. Тем не менее, и в таких уголках нашей Родины «ковали победу», теряя последние силы во благо победы.
И с каждым годом среди нас становится все меньше и меньше тех, кто на своих плечах вынес военное лихолетье и с оружием в руках отстоял нашу страну, поэтому нам просто необходимо сохранить память об их героизме. Редеет строй наших ветеранов, и поэтому важно помнить о том, кем и как добывалась победа, сколько за нее было положено жизней и вынесено страданий.
Сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что многие люди не знают историю своей страны, не понимают значения Великой Отечественной войны для русского народа. В последнее время эта проблема становится всё более острой.
Проблема исследования:
В 2015 году вся страна и все мировое сообщество праздновали 70 - летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной войны ...
Много горя, потерь, страданий, разрухи принесла война. Эта одна из самых кровопролитных страниц нашей отечественной истории. Проходят годы, и вмести с ними уходят участники и ветераны тех страшных военных лет. Все меньше мы видим их на улицах. Уходят свидетели истории, которую нам с вами ни в коем случае нельзя забывать. К сожалению, молодое поколение мало знает о работе и жизни тружеников тыла родного села в годы войны.
Цель исследования:
Собрать материал о жизни людей в селе Васильевка Саракташского района в годы Великой Отечественной войны и на его основе составить туристско-экскурсионный маршрут по нашему селу.
Задачи исследования:
1. Изучить историю родного края в период Великой Отечественной войны. (1941-1945 годы);
2. Взять интервью у людей, являющихся свидетелями событий, происходивших в селе Васильевка в годы ВОВ;
3. Работать с материалами школьного краеведческого музея села Васильевка, исследовать краеведческий материал: периодику военных лет (статьи, литературу, т.д.),письма с фронта, записанные воспоминания очевидцев событий и т.д..
4. Проанализировать и обобщить полученную информацию, сделать выводы;
5. Составить туристско - экскурсионный маршрут, на основе всех собранных материалов.
6. Ознакомить остальных учащихся с полученным исследовательским материалом на уроках Мужества, классных часах, в воспитательной, патриотической работе школы, а так же жителей с. Васильевка.
Для нас было важно, что в наш век технического прогресса мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, фольклорном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом Родины.
Создание туристического маршрута, тем более экскурсионно-краеведческой направленности, - явление креативное.
Проект предполагает сбор и систематизацию информации об истории села, местных достопримечательностей, особенностях природы через литературные источники, беседы со старожилами, работу в архивах для составления экскурсионного маршрута.
Проект необходим, потому что:
Историю района мы знаем не так хорошо, как хотелось бы. Реализация данного проекта позволит учащимся школы и других школ изучить историю своего родного края, а жителям и гостям райцентра получить удовольствие, насладившись красотами нашей природы.
Туристский маршрут: Забыть нельзя, забыть не в силах..
1. по направлению:
-историко-культурный,
по продолжительности:
-многочасовой,
по времени действия:
сезонный (лето),
по средствам передвижения:
-пеший.
2.Село Васильевка Саракташского района, МОБУ Васильевская СОШ.
3.Деятельностью по разработке проекта занимались учащиеся самых разных возрастов.
Это и ученики 5 класса-члены кружка «Юный музеевед»,которые работали с музейными документами:
1.Беляев Максим.
2.Боровиков Александр
3.Величко Антон
4.Килимбаева Анастасия
5.Марсова Ангелина
6.Медведев Кирилл
7.Миронова Дарья
8.Новиков Александр
9.Светницкая Надежда
10.Ушаев Дени
Но конечно, основную часть работу взяла на себя группа ребят 8-9 классов из школьной группы «Память» в рамках, проводимой в школе акции «ПОМНИ»:
учащиеся 8 класса
1.Белялова Риналия
2.Гусейнов Ромал
3.Милосердов Роман
4. Минеев Евгений
5.Мусаева Ульвия
и учащиеся 9 класса:
1.Баскевич Татьяна
2.Иванищева Наталья
3.Сушницкая Ольга
4.Табаев Руслан.
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Граборева Наталья Сергеевна.
Акция «Память» включала в себя ряд мероприятий, проводимых в школе: это и линейки, посвященные памятным датам из истории нашей страны, и вечер, посвященный воинам- интернационалистам, и военно-патриотическая игра «Зарница»,и посещение краеведческих музеев и многое другое. Конечно же, одним из самых интересных для детей оказался проект составления экскурсионно - туристического маршрута. Этот проект отличался от прочих других своей протяженностью. Ведь по сути маршрут экскурсии составлялся по тем материалам, которые и ребята, и педагоги собирали не один год. Работа по его оформлению также длилась не один месяц. Особенно интересной для ребят, безусловно оказалась практическая часть работы, а именно прохождение маршрута группой с целью измерения расстояний между объектами, создания иллюстративного материала и т. д.
Принципы нашей группы:
Патриотизм
Ответственность
Мужество
Настойчивость
Инициатива
4.Протяженность маршрута: ок. 5 км.
5.Продолжительность по времени: ок. 3-4 часов.
6.Целевая аудитория: без ограничений. Наша экскурсия подойдет абсолютно для любых категорий людей. Она вполне подойдет как туристический поход для семьи, или для компании друзей - для каждого человека, стремящегося сохранить и приумножить память о наших славных предках.
7.Протяженность маршрута: ок. 5 км. Чистое ходовое время-ок. 2 ч.
Въезд в село Васильевка. До 1 пункта-ок.500м.-10 мин.
1 пункт-Сельскохозяйственные постройки (зерновой склад, рига т. д.)
Поворот на улицу Центральную. До 2 пункта-ок.3 км.-ок.1 ч.
2 пункт-Бывший конный двор,ферма КРС.
До пункта 3 -1,5 км.-ок.30 мин.
3 пункт-Школа (Музей).До пункта 4-ок. 300м.-ок.7-8 мин.
4 пункт-Памятник воинам, СДК. До пункта 5- ок.200 м.-ок.5-6 мин.
5 пункт-Бывшая Церковь.
Время выхода на маршрут -10.00.Остановка в пункте № 3 -Школа. Отдых- ок. 1ч. Возможен вариант отдыха в самом здании школы,обед-школьная столовая, либо, поскольку маршрут рассчитан на летний сезон, возможен отдых после экскурсии по школе и музею в беседке недалеко от школы.
Сложных и опасных участков, переходов наш маршрут не имеет. Рельеф равнинный, часть пути проходит по асфальтному покрытию, часть не асфальтированной дороге.
8.Картографическое описание маршрута прилагается
9.Краеведческое обоснование маршрута прилагается
10.Презентация данного маршрута прилагается.
11.На маршруте (пункт 3 ) -возможна встреча с тружениками тыла села Васильевка, детьми войны, возможна экскурсия по музею, проводимая руководителем музея, учащимися школы.
12.По пути маршрута расположены несколько магазинов, при необходимости что-либо приобрести. Питание может быть организовано в пункте № 3- Школа(школьная столовая).
13.По пути экскурсионно-туристского маршрута возможно заниматься фото- и -видеосъемкой наиболее важных объектов и мест маршрута.
14.Экскурсовод на данном маршруте: Граборева Наталья Сергеевна, тел.89228306523
15. В нашем районе в целом,и в селе Васильевка в частности есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали. Надо в будущем создавать для них условия: строить кемпинги, организовывать экскурсии.
И все-таки каждый может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи поставленные в начале проектно- исследовательской работы выполнены. Цель достигнута. Для того, чтобы дети в школе стремились больше узнать о своей родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края. Главное, чем необходимо запастись на нашем экскурсионном маршруте- это желанием узнавать новое о казалось бы уже известном!
Описание маршрута:
Конный двор, ферма КРС. Зерновые склады и рига
Основным видом зернохранилищ, получившим массовое распространение в стране, стали зерновые склады (зерносклады).Много их строилось в селах в довоенные годы.Также большое количество было их построено в послевоенные годы, когда необходимо было быстро восстановить разрушенное войной, элеваторно-складское хозяйство. Зерносклады строили на государственных хлебоприёмных предприятиях, в колхозах и совхозах, как одиночные, так и сблокированные из двух-трех секций. Материал стен - дерево, кирпич, шлакобетон, бутобетон, монолитный и сборный железобетон. Материал кровли - мягкая кровля, шифер, кровельная сталь
Музейная комната МОБУ Васильевская СОШ. Сбор материалов для создания музейной комнаты в Васильевской школе был начат в 1980-е гг. Под музейное помещение приспособлен один из кабинетов школы. Направления деятельности нашей музейной комнаты: культурно-просветительская,фондовая,поисковая,экскурсионная. Профиль музейной комнаты: историко-краеведческий. Музей активно взаимодействует с Советом ветеранов, Васильевским сельским советом, Саракташским краеведческим музеем.
Музейная комната представляет собой ряд тесно взаимосвязанных комплексных экспозиций:
«История родного села»
«Наши знаменитые земляки»
«Семейные реликвии»
«Великая Победа »
«Я Служу России!»
«История школы в судьбах учеников и учителей »
Пионерский уголок»
«Быт людей»
Школа
В 1900 г на рубеже 19-20 вв. число домохозяев в Васильевке достигло108 дворов, а жителей 619 человек. В 1898-1899 г по настоянию священника Шубина была построена первая школа. Учителями были Шубин и его супруга. Здание школы было расположено недалеко от церкви , в ней было две комнаты. Учительская служила и квартирой. Из инвентаря было только несколько географических карт и глобус . Парты были большие. За одной партой сидели по пять и более учеников. Школа называлась церковно-приходской. Дети учились 4 года. В 4 классе сдавали экзамены. На экзамене кроме учителя присутствовали поп и богочинные. Ученики сдавали русскую словесность , арифметику и закон божий. Учитель Калистратов работал до 1919 г., потом вступил в ряды большевиков. После Великой Октябрьской Революции школу отделили от церкви. В 1936-1941 учителями были супруги Критинины Павел Осипович и Таисия Александровна. Война не оставила в стороне и небольшие села. В 1941 на фронт ушел Павел Осипович,а вскоре из села уехала и его жена Таисия Александровна.Вскоре однако,на их место приехали Зеленцова Анна Сазонтьевна и Чулкова. Условия были очень тяжелые. Особенно большие трудности были с бумагой.Тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку - это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу Преподавателями были Лесных Яков Ефимович и Гелла Любовь Владимировна.
Памятник
В 1975 году , к 30-летию Победы, по инициативе партийного комитета совхоза Дубовской, директором которого в то время был Нарижный Б. Г., парторгом Мельников А.К. заказали памятник участникам Великой Отечественной войны. Памятник был изготовлен в Украине и привезен в село Васильевка. До 9 мая 1975 памятник был смонтирован и установлен между зданиями детского сада и сельским Домом культуры. Монтаж и установка производились силами рабочих строительного цеха во главе с прорабом Кудашкиным Владимиром Сидоровичем.
В основании памятника были замурованы капсулы с именами воинов, погибших и без вести пропавших на войне, а также полный список ушедших на фронт с территории Васильевского сельского совета.
9 мая 1975 года состоялось торжественное открытие памятника и митинг, посвященный 30-летию Победы над фашистскими захватчиками.
Весной 1980 года ветераны войны и школьники заложили вокруг памятника тополиный парк, который впоследствии стали называть парком Победы.
Уход за памятником и ежегодный митинг 9 мая играет большую роль в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
5.Церковь,Почечера
Приложение. Краеведеческий материал.
Экскурсионно-туристский маршрут был основан на воспоминаниях очевидцев периода ВОВ,материалах музея и т.д.
Васильевский сельский совет образован в 1920 году. Центром совета было село Васильевка, в сельский совет входило 16 сел и деревень. Село Васильевка – дата образования 1793 год, хутор Советский был основан в 1748г и перестал существовать в 1962 году, село Новоселки было основано в 1807г, с.Покурлей основано в 1894, с.Туембетка основана в 1890г и прекратило свое существование в 1968г, с.Татарский Саракташ основан в 1796г, с. Базелево, х. Курман-овраг, х. Зинобай,с.Холмогоры,с.Кульчумово, с. Райманово, х. Енатский, х. Калашников , д.Дальняя Михайловка, х.Николаевка.
В настоящее время в Васильевском сельсовете насчитывается шесть населенных пунктов- центр –с.Васильевка, Кульчумово, Новоселки,Покурлей,д.Райманово, с. Татарский Саракташ. В них проживают 1654 человека 14 национальностей. Большинство составляют русские и татары.
В годы ВО войны из сел совхоза Дубовской ушли на фронт 1193 человека. Из них погибли на фронте 661 человек, умерли от ран и болезней после войны 523 человека.
29 июня1941г.
На имя Саракташского райвоеномата поступают многочисленные заявления от трудящихся района с просьбой зачислить их добровольцами в ряды Красной армии и отправить на фронт.В числе подавших заявление коммунист -председатель колхоза «Парижская коммуна» Ощенко.
6 июля 1941 г.
Из резолюции собрания колхозников колхоза «Парижская коммуна»:
Мы,колхозники и колхозницы сельхозартели «Парижская коммуна» в ответ на призыв нашего любимого вождя товарища Сталина,заявляем,что мы все,как один,готовыт грудью защищать свою родину и бороться с фашистами.Находясь в тылу мы будем работать на колхозных полях,не покладая рук,чтобы полностью обеспечить всем необходимым нашу Красную армию.Мы уверены,что наша Красная армия и советский народ уничтожат фашизм.Мы обязуемся в самые сжатые сроки провести все сельскохозяйственные работы.Самоотверженный наш труд-залог того,что враг будет разбит,победа будет за нами.По поручению собрания:Еремеев А.,Малинцев Н.,Ощенко И.,Касьянов П.,Минеева Т.,Тихонов Д,Абросимова П.,Иванова И.,Абросимов В.
Воспоминания героев:
Война 1941-1945 годов оказалась самой жестокой и разрушительной в истории человечества, унесшей десятки миллионов человеческих жизней.
Четыре года лилась кровь на фронтах. Четыре года в глубоком тылу Урала и Сибири, в Казахстане и республиках Средней Азии днем и ночью, часто под открытым небом, не прекращалась работа по обеспечению фронта боеприпасами, техникой, продовольствием, одеждой.
870 мужчин из 14 сел нашего сельсовета встали в ряды защитников нашей Родины, 405 человек из призванных, не вернулись с войны. Да и те, кому посчастливилось испытать радость Победы, страдали от ран и болезней и прожили короткую жизнь. Мы не вправе забывать о вкладе наших земляков в Великую Победу.
17-летним юношей, прибавив себе год, ушел на фронт добровольцем Кривопалов Георгий Андреевич. Мальчишкой сбежал из дома Бажанов Петр Александрович, сел в воинский эшелон, но попал на Дальний Восток, где принимал участие в освобождении восточных территорий от японских милитаристов.
Мужество и стойкость при защите осажденного Ленинграда проявили Кудрявцев Петр Осипович из села Покурлей, Мухин Филипп Егорович и Гурьянов Михаил Федорович из Новоселок, Абдулгазизов Шамсий Нуриевич из Татарского Саракташа. В битве за Сталинград принимали участие Белозеров Иван Андреевич и Сагинов Ильзян Каиргалиевич из Васильевки, Якшигулов Хамитжан Науржанович из Кульчумово и многие другие.
Не менее героическим был и труд в тылу, где в то время основная работа легла на плечи женщин, стариков и детей.
Дигаевой Марии Николаевне, когда началась война было 16 лет. Вместе с подругами-сверстницами Павлухиной Ниной Петровной, Куманевой Клавдией, Манилкиной Дарьей Харитоновной, Гах Елизаветой Ивановной, Севастьяновой Марией Павловной, Вьюровой Анной Романовной и многими другими работали на тракторах. Приходилось выполнять всю мужскую работу. Когда технику ремонтировали в зимнее время, пальцы к металлу примерзали.
Балашова Валентина Николаевна-14летняя девочка, большая семья-10 человек, работала на току прицепщицей, поступила учиться в Медногорское ФЗУ, но через несколько месяцев приехала обратно, нечем было питаться. Вместе с подругами работали на тракторах, голодали, часто не хватало сил завести трактор.
Не по своей воле пришлось покинуть родные места молодой учительнице Илюхиной Зинаиде Ивановне. Враг подходил к Новгородской области, где она проживала. Срочно пришлось эвакуироваться. С сентября 1941 года работает учителем Палатинской начальной школы. Работать было очень трудно, сразу с тремя классами, тетрадей не было, писали на старых книгах и газетах, не было и учебников. В помещениях холодно, топили кизяком, который делали сами ученики. Зимой из-за отсутствия теплой одежды дети не посещали школу.
Сколько пришлось пережить людям в это страшное время.
Внуков Николай Иванович родился в 1929г в с. Васильевка . Его отец в 30-е годы был первым комсомольцем в селе. Когда началась война, Николаю исполнилось 12 лет. Работать в селе было некому кроме женщин и детей. Успел закончить 4 класса и пошел работать в колхоз. Тогда все работали на разных участках: зимой конюшили, за скотом ухаживали, а всю весну и лето- в поле.
«Вместе с Журавлевым Николаем я был погонщиком, а с Севостьяновым Петром три весны пахали на быках. Многих забирали в ФЗУ. Я тоже просился, но меня не пустили. Меня ценили как хорошего работника, грамотами награждали. Премию получал поросятами , материалом.
Работали мы много, а на обед в поле часто брать нечего было. Насобираем в поле травы съедобной- вот и весь наш обед. Нас, ребятишек, много раз обманывали, собирали на работу и обещали обед в поле, но так его и не привозили. Видно не из чего было готовить.
Особенно тяжело было в мае-июне, а уже когда овощи пойдут, немного легче становилось. В это же время колхоз «Парижская коммуна» сдавал государству хлеб , молоко, мясо и другие продукты. Колхозникам часто ничего не оставалось. Председателями были бывшие фронтовики, вернувшиеся по ранению: Малинцев Иван, Минеевы Д.А.и С.Е.. А что они могли сделать? По всей стране так было.
В 1949 году я стал трактористом в МТС, потом призвали в армию. После армии работал в совхозе токарем, а с 1971 года и до пенсии связистом. Вся жизнь моя прошла в Васильевке. За добросовестный труд имею награды».
Беляева Валентина Ивановна родилась 23 февраля 1930 года в селе Васильевка. Жила здесь до 1940 года. Отца в 1939 году объявили врагом народа и посадили, а в 1940 он возвратился и мы всей семьей уехали в Ташкент, там у нас были родственники.
Когда началась война, мы все думали, что это ненадолго. К нам в начале войны приехала из Васильевки родственница и забрала меня в гости, а уехать я уже не смогла. Чтобы выехать, нужно было разрешение получить, а его не давали. Мать тоже не смогла приехать за мной.
Всю войну я прожила у тети. На отца в 1943 пришла похоронка. Я когда уезжала в Васильевку, он еще дома был, поцеловал меня и сказал: «Прощай , доченька. Больше не увидимся». Он как чувствовал.
Учится я больше не смогла. Закончила только три класса. Голодно жили, хотя держали хозяйство.
Все продукты сдавали государству, сами пили не молоко, а обрат. Работали женщины и дети. Одну зиму на горе за магазином осталось поле нескошенное. Весной собирали колоски и ели. Очень много народу отравилось.
Самые трудные годы были 1943 и 1947. За несдачу налогов государству судили. За горсть зерна, унесенного со склада, могли расстрелять.
Работали везде. В конце года за один трудодень давали 200грамм зерна и то, если останется лишний хлеб в колхозе, а то все сдавали государству. И лебеду и траву поесть пришлось.
Приходили похоронки. Но что делать. Поплачут женщины - и опять на работу.
С песнями работали. Пели везде, с песней легче было.
Один раз приехали на поле сорняки полоть, свои котомки повесили на деревья, а коровы неподалеку паслись. Подошли они и съели нашу нехитрую еду. Вот где обидно- то было.
Зимой зерно молотили. С поля привозили солому необмолоченную и молотили, а зерно ссыпали в рыги, типа склада. Это было на территории, где сейчас мастерские.
Мы, маленькие, не доставали до ручки, чтобы веялку крутить. Ставили ведра под ноги. Взрослые относились к нам хорошо. Не помню, чтобы зря обижали.
Кушать готовили на улице. Керосина не было, спичек не было, бегали за огнем к соседям. У кого печка топится, туда и шли.
После войны в Ташкенте работала на фабрике «Красная заря» швеей. С 1955-1980 трудилась на стройке штукатуром-маляром. На тяжелых работах на протяжении всей трудовой биографии.
С 1985 года ушла на заслуженный отдых. Сын Юра погиб в Афганистане. Отец мой погиб 9 августа 1943, а сын -10 августа 1984года. Очень тяжело вспоминать обо всем, а особенно о сыне, так рано ушедшем из жизни.
Дигаева Мария Николаевна
13.11. 1924 -11.09.2002
В 1941 году мне исполнилось 16 лет. Рано вышла замуж.
Муж и отец в первые дни войны ушли на фронт. Вскоре на обоих пришли похоронки.
В доме остались 9-ти летняя Вера, четырехлетний Николай и больная мать.
С раннего утра и до позднего вечера работали в колхозе. Когда мужчин почти всех отправили на фронт, девчата сели на трактора. Очень трудное было время. Холод, голод, ели лебеду.
Технику тогда берегли, ухаживали, поэтому и работали машины, реже ломались.
Енины Михаил Романович(1930гр) и Елена Ивановна(1930гр)
Всю свою жизнь отдали сельскому производству. Их трудовая биография началась в войну, когда им было по 12 лет. Они перенесли все тяготы войны : холод и голод.
Михаил Романович:
Подростками мы тогда были. Не сразу и разобрались, что это за война. Потом поняли, а сейчас и вспоминать страшно.
Все работали, на часы не глядели, да и не было их, часов-то. Старики, кто сторожил, кто рассевал руками, кто нас уму-разуму учил. Строго было, попробуй день пропусти. Бывало растомишься или поленишься, так кнутом огреют, и жаловаться не пойдешь, виноват. За воровство судили, не то, что сейчас.
Закончили мы по 4 класса, в пятый надо было ходить за семь километров. Не набегаешься, когда не в чем, да и семье надо помогать - отцы на фронте.
В войну я работал на штурвале, потом сел на трактор. Курсов не кончал, самоучка. В 1953 году пришел из армии и снова на трактор. Так и проработал на нем до пенсии.
Елена Ивановна:
А я всю жизнь проработала дояркой. Только доярки меня и могут понять, что это за работа, да еще вручную . Аппараты-то позже появились. Коров подоишь - и на поле, а ночью –домашние дела. Помню, дадут пай, вот в лунную ночь и косишь сено своей корове.
Запомнилось мне, как провожали на фронт. Слезы, бабы ревут в голос. Ребятишки, не до конца понимая своей беды, вторили. Селом и оплакивали погибших. Собирались в дом, куда хоть израненный и покалеченный, но все-таки кто-то вернулся. Дотошно расспрашивали его, не встречал ли кого из односельчан, живы ли они? Скоро ли конец проклятой войне? Жили надеждой.
Михаил Романович-
За хорошую работу нам часто давали премии, награды. У меня два ордена Ленина, орден Октябрьской революции, много медалей и значков. Наградами отмечен и труд Елены Ивановны.
Касьянова Мария Ефремовна
Когда началась война, мне было 10 лет. Жили мы в Туембетке. Как-то пришел к нам на урок в пятый класс председатель колхоза, посмотрел на девчат и сказал- Ты пойдешь, ты и ты…
Выбрал покрепче и повзрослее и забрал на ферму. Так и закончилась моя учеба и я стала дояркой. Женщины с фермы заменили мужчин, которых забрали на фронт. Шел 1943 год. Трудно сейчас вспоминать про детство. Да и не было его. Разутые, раздетые, голодные, на работе от зари до зари. Сейчас бы такое не выдержали. Утром и вечером я коров доила, а днем посылали то на прополку, то на уборку. Работали за трудодень. За палочку. Нынче интересно смотреть- работают по часам, ребятишки бегают , играют , наряжаются. Им по семнадцать, а они все еще дети.
Тогда в деревне днем были старые да малые, остальные – все в поле. Работали вручную. Поставят над нами, ребятишками одного старшего и мы работали. Домашние дела в светлые ночи делать приходилось. На улицу и на работу ходили в одном и том же платье, часто мамином. Так дояркой всю войну и проработала.
Когда начинаешь разговор о трудном и героическом времени, связанном с Великой Отечественной войной, перед взором встает образ простого солдата, защитника Родины.
Кривопалов Георгий Андреевич
(09.04.1925 – 22.08.2003)
Призван в мае 1943г.
Воинское звание – старший сержант.
Курсант 2 - го пехотного Бердичевского училища г. Актюбинск.
Воевал в 62-й армии, 120 полк, 138 кавалерийский полк, 3-й Украинский фронт.
С 15.05.1943 г. пулеметчик, командир отделения.
Награды: орден Славы III степени, медали «За Победу над Германией», «За доблесть и отвагу в ВОВ».
Когда началась война, Кривопалову Георгию было пятнадцать. Как и все мальчишки тех лет, он просился на фронт. А его не брали, мал еще. В феврале 1943 года, прибавив себе год, он все-таки записался добровольцем в ряды Красной Армии. Но до фронта было еще далеко. Георгия и еще несколько десятков парней поезд уносил в пехотное училище в Актюбинске, где он стал курсантом-пулеметчиком.
Свой первый бой против немецких захватчиков семнадцатилетний помощник командира пулеметного взвода Георгий Кривопалов принял на Украине, под Харьковом. В бою под хутором Огрейко был ранен в голову. После излечения его зачислили в Кубанский казачий кавалерийский корпус. В его составе ходил в рейды по тылам, участвовал в освобождении Запорожья, Херсона, Мелитополя, Оскола, Николаева. Под Новой Одессой Георгий Андреевич получил одиннадцать ранений сразу, пять из которых были сквозными. Он потерял возможность двигаться, дело шло к ампутации ноги. Более полугода в госпиталях Днепропетровска, Тбилиси, Баку врачи боролись за жизнь молодого сержанта. И молодость победила. Выжил солдат. Но в сентябре 1944 его комиссовали.
Работать физически после стольких ранений фронтовик не мог. Его послали учительствовать в село Богословка. Там и женился. Георгий Андреевич закончил педагогическое училище. В 1953 году переехал в Васильевку, работал учителем, а в 1980 году ушел на пенсию.
Рассказывает Минеева Александра Федоровна :
Когда началась война, мне было 12 лет. Отца забрали на фронт в первый день войны. А потом в деревне каждый день , то в одном конце крики и плач, то в другом. Кого-то забирают на фронт, кому похоронка пришла. Первый год войны так тяжело не было, как потом стало. Еще мужики в деревне оставались , да и запасы хлеба еще у людей были. А на второй год сразу работа навалилась. Делали все подряд, что взрослые , то и дети. Техники не было, всю угнали, работали на скотине. На трудодни ничего не давали, только в конце войны кое-что стали давать. Чем мы жили тогда не знаю . скотина тоже голодная была. У меня один раз посреди деревни лошадь упала, я реву, ничего с ней сделать не могу. Так и сдохла она потом.
Все хозяйство держалось на женщинах и детях. Работу мы всю делать не успевали. Сено оставляли в поле, в ометах, а уже зимой с поля понемногу вывозили. Уборка шла всю зиму. Пшеницу тоже в ометы сложили на поле, и зимой обмолачивали. Тяжело нам детям было работать. Женщины, хоть взрослые, уже окрепшие все-таки, а мы дети надрывались. Сейчас все это на здоровье сказывается. Я один раз работала на лобогрейке и надорвалась. Поля ведь были сорные и лобогрейка забилась. Я начала ее освобождать и все никак не могла очистить. В итоге сильно надорвала живот, даже кровь пошла с меня. Я сильно и долго болела. Меня лечила бабушка Арина Мыльникова. Несколько раз в натопленной бане она мне живот правила.
В 1942 недалеко от деревни не успели скосить поле ячменя. Ячмень остался под зиму. А весной этим ячменем отравилось много народу, почти в каждой семье по 2-3 человека. Тех, кто отравился, сильно раздувало, шла кровь горлом и носом. Страшно было смотреть. На фронте сколько погибало. И здесь в тылу умерло много.
Техника в селе появилась позже, в 1943. И все равно ее не хватало. Мужу моему Алексею Ивановичу было 13 лет, когда война началась. Отца забрали на фронт. Алексей работал в кузнице молотобойцем всю войну вместо отца, а кузнецом работал Дюбенко Василий Григорьевич,эвакуированный,. Тяжелое время выпало на наши детские годы.
Назарова Елена Гавриловна, 1927гр
Я помню, как объявили войну и как в каждом дворе то в одном, то в другом краю села плакали женщины. Мне в ту пору было 14 лет. Отец мой Мухин Гаврил Николаевич был уже пожилым человеком , его на фронт не взяли. А два брата Павел и Иван погибли на фронте.
Все мы, отец, мама и я работали в колхозе. С нас, детей, тоже строго спрашивали. На работу поднимали рано, очень хотелось спать. Бывало, уснем в поле, а бригадир придет, увидит и давай нас кнутом гонять. Но не было случая, чтобы кто-то отказывался работать. Так уж было поставлено, что все работали с малых лет. Мать даст в поле бутылку молока, кусок лепешки кое-какой, пекли из картошки, обваливали мукой и жарили. Вот и весь обед. В поле когда кормили, а когда и нет. Долго мы хлеба не видали. Чуть-чуть лучше стало с хлебом где-то в году 1948г. Когда овощи пойдут, тут уже легче с питанием становилось, а май и июнь были голодные месяцы. Бывало, с поля домой не отпускали, так и ночевали в поле. Мать с бригадиром передаст, если что надо. Не отпускали, видно потому, чтобы утром нас не собирать по деревне, а сразу рано начинать работу. Вечером приходила наша повариха тетя Наташа Тихонова. Она вскипятит в котле воду, посолит, насыплет туда муки, перемешает палкой, потом выльет стакан постного масла. Вот и готова похлебка.
В войну платили мы много налогов, а самим есть было нечего. Что делать, время было такое.
Омельницкая Нина Федоровна
20 июня 1941 года мне исполнилось 10 лет, а через два дня началась война. Мы , дети, тогда еще плохо понимали , что это такое. Жили мы недалеко от Смоленска в рабочем поселке Дабужа.
Семья у нас была большая. Родители и нас шестеро девчат, самой младшей- год. Очень скоро всех стали заставлять соблюдать светомаскировку. Немецкие бомбардировщики долетали же и до нас.
От нашего поселка шла железнодорожная ветка на Смоленск, недалеко через реку был железнодорожный мост. Противник стал летать бомбить мост. Никогда не забуду этот нарастающий гул, вой сирены, бомбежку.
Стали обстреливать наш поселок. В доме мы уже не спали. Отец сделал топчаны на улице. Иногда по нескольку раз в сутки бегали в бомбоубежище. Один раз в суматохе и темноте потеряли сестренку четырех лет. К утру нашлась. Ее подобрала женщина из нашего дома.
Нам запрещали ходить в лес. Говорили, что где-то недалеко высадился немецкий десант. Запрещали пить воду в незнакомых водоемах, были случаи отравления. Но мы, дети, не понимали опасности, ходили в лес за ягодами, бегали смотреть, цел ли мост. Один раз в лесу нашли листовку, принесли домой. Мама нас ругала очень. В листовке надписи на русском и немецком языках. Граждане. Переходите на нашу сторону. Мы всех накормим, дадим работу. Уничтожайте жидов и комиссаров.
Таскали домой и осколки снарядов. Бегали смотреть на составы с техникой и солдатами, которые шли на фронт. Бойцы махали нам руками и бросали белые треугольнички, чтобы их опустили в почтовые ящики.
Меня часто посылали на завод за хлебом. Там давали рабочим по спискам. Я получала на нашу семью и приносила домой. Один раз вышла из проходной- объявили тревогу. Я с хлебом бегаю, кричу, женщина из проходной выскочила и затащила меня к себе. Мы в последнее время стали боятся бомбежек, обстрелов.
Скоро в поселке стало оставаться опасно. И семьи, особенно с детьми, переселились в деревню в нескольких километрах от поселка. Там мы прожили недолго. Завод, где работал отец, стали готовить к эвакуации. Через поселок шли беженцы, с собой вели скот.
В начале августа оборудование завода погрузили на железнодорожный состав и ночью поезд тронулся. Вместе с оборудованием ехали два вагона рабочих и специалистов с семьями, оставшиеся по броне и один вагон со скотом.
Эвакуировалась и наша семья. Отец был кадровым рабочим, незаменимым мастером своего дела, владел несколькими специальностями. Выехали в ночь, чтобы не попасть под обстрел. Пошел дождь. Мы обрадовались, что в такую погоду самолеты не летают. Чем дальше отъезжали, тем спокойнее становилось. По несколько суток стояли на станциях, т.к. поезда шли на фронт, и их надо было пропускать в первую очередь. В дороге простыла младшая сестра. Помню , она всю дорогу кричала, а лечить было нечем и некому. Она проболела всю войну и после войны умерла совсем молодой.
До места добирались почти месяц. Состав прибыл на станцию. Жилье , которое было приготовлено для нас, оказалось занято военными. Мы остались без крыши над головой. Горсовет расселял наши семьи по квартирам.
Отец работал весь день. На заводе давали хлеб по карточкам на работающего и иждивенцев. Никогда не забуду , как трудно было донести хлеб до дома, не откусив его немного. Низкий поклон отцу нашему- труженику. Если бы не он, мы не выжили бы. Придя домой с работы, он по ночам подшивал людям валенки, ремонтировал обувь и другие предметы быта. За работу несли продукты, а мама работала только на сезонных работах. Старшая дочь с отцом на заводе, я с матерью в колхозе.
В поселке была школа, но мы в ней не учились. Ее заняли под госпиталь. Были определены места для учебы, но что это была за учеба- ни книг, ни тетрадей, ничего.
Первые два года мы в школу не ходили, не в чем было. До войны закончила 2 класса, и только в 1949г семилетку.
Эвакуированным иной раз давали на заводе вещи поношенные, порошок яичный. Отец принесет ботинки, мать пойдет и обменяет их на продукты, а отец старые подошьет.
Помню отцу дали теплое нижнее белье, так рубашку я носила как платье. В 1942 году мать обменяла валенки на козу и у нас появилось молоко.
В 1950 году я поступила в Бузулукский лесной техникум, закончила его и по распределению попала в Оренбургскую область. Здесь встретила своего мужа Омельницкого В. Л.
Собченко Татьяна Ивановна
Юность моя совпала с военными годами и была трудной, безрадостной. Работа в колхозе тяжелая, не всегда сил хватало на все - хлеб убирали, сено косили, коров доили, стадо пасли..
В 1942 году нас начали набирать в ФЗУ. Трудно из дома уезжать. После его окончания нас привезли на военный завод в город Медногорск. Мы делали оружие, автоматы. Я работала в испытательном цехе, ежедневно по 12 часов.
Ходили в госпиталь, помогали ухаживать за ранеными, писали за них письма домой. Впереди всегда были комсомольцы.
Жили мы дружно, очень надеялись на победу, радовались успехам нашей армии на фронте. На заводе я проработала до 1950года.
Тихонова Валентина Ильинична
Когда началась война, мне было 14 лет. Я закончила семилетку. В то время это было хорошее образование.
Отца взяли на фронт, в 1943г он погиб на Днепре. Тут уж стало не до учебы. Работали больше, чем учились. После уроков помогали на ферме и дома.
До конца войны работали на торфе под Чечерой. Торф заменял нам и уголь и дрова. Тяжелая это работа, все время мокрые , в болоте. Сначала я таскала торф, потом назначили учетчицей, грамотность пригодилась. Техники не было, одежды теплой и обуви тоже нет. Работали кто в чем.
Такая вот была наша юность, военная , трудная.
Ушенины Елена Михайловна и Александр Иванович
В Васильевке в те годы была только начальная школа. Вот мы ее и успели закончить. Началась война. Поехать в Черкассы или в Саракташ – там была семилетка – у нас не было возможности.
В колхозе было три бригады. В одной из них мы и работали всю войну. Голодно было , часто ели траву. Техники не было, лошадей не хватало, в основном работали на быках и коровах. А потом сидели без молока. Иногда нам за работу платили- в конце дня давали одну деревянную ложку муки.
Скошенную пшеницу складывали в ометы, вывозить и обрабатывать не успевали. Зимой ометы откапывали, на быках подтаскивали комбайн, заводили и молотили хлеб. Поземка метет, а мы в поле, голодные, кое-как одетые. Сколько сил и здоровья уходило. Однако воровства не было. Строго наказывали за это.
Трудно жилось, а мы веселые были. На работу, с работы- почти всегда с песнями. Знали, что на фронте труднее. Помогали своим , как могли. Ждали весточку, ждали домой. Не сомневались в победе.
Записано в 1994г
Курман-Овраг - золотое дно.
В хуторе была начальная школа, где учительствовала Сергеева Вера Петровна. В одной комнате занимались дети четырех классов, а в пятый класс ходили учиться в Федор- Ивановскую семилетнюю школу.
Был клуб, на сцене которого изредка выступали самодеятельные артисты из Саракташа или гастролирующие артисты. Такие концерты были большим событием для всех жителей. Изредка приезжала киноустановка, показывали сразу по два- три фильма. Собирались на просмотр и стар и млад.
Маленький магазин предлагал товары, нужные в жизни хуторян.
За прудом была конюшня с необыкновенно интересной жизнью. Там стояли такие красивые лошади ,а вокруг них бегали резвые жеребята.
Недалеко от конюшни была глиняная яма с красной глиной.
По хутору протекали две небольшие речушки. Одна совсем маленькая, ручеек прямо, но вода прозрачная ,холодная. По ее берегам стояли роскошные ивы. Рядом с речушкой были огороды хуторян. Поливали их из копанок. Земля здесь была необыкновенно плодородная, хорошо росло все на ней.
Через вторую речушку был перекинут мост деревянный, потому что весной она проявляла норов, шумела и бурлила.
Дома стояли улицей в два порядка. Все в хуторе жили дружно.
Взрослое население хутора занималось полеводством , животноводством. Хлеба родились такие высокие и густые, что мы в них прятались. А в кукурузе можно было заблудиться.
За хутором было гумно, несколько складов для зерна. Веялки были ручные, а комбайны водили тракторы. В хозяйстве держали коров, овец, кур.
Когда хутор распался, земли отошли Федор –Ивановке. Распахивая поля, они щадили кладбище и еще долго его можно было узнать. Сейчас могил уже не найти. В этом самая большая трагедия исчезнувших сел.
Исчезнувшие села на территории Васильевского сельского совета
№ п/п Наименование населенного пункта Отметка об установлении памятного знака
1. Село Базилево +
2. Село Зинабай 3. Хутор Калашникова 4. Хутор Курман-Овраг +
5. Хутор Марьевка 6. Хутор Николаевка 7. Хутор Советский +
8. Хутор Ташклятка +
9. Деревня Туембетка +
10. Хутор Холмогоры +
11. Хутор Дальняя Михайловка 12. Хутор Соколовка 13. Деревня Федоро-Ивановка +
Хутор Ташклятка
Хутор Ташклятка, расположенный в шести километрах между Новосёлками и Васильевкой, имел ещё два наименования: Енацкий и Незевай.
Хутор возник на правом берегу реки Ташклятка, «Каменное строение» по -башкирски.
Второе название – Енацкий – от искажения фамилии помещика Эннатского.
Третье название связана с тем , что часто остановившихся на хуторе ночлежников обкрадывали.
В 1931 году был создан колхоз «Верный путь», была построена школа, проведено радио.
В 1937-1938гг. в «Верном пути» открыли молочно-товарную ферму.
С 1945-1946гг. хуторяне начали переезжать в другие места жительства.
И в 1954 году Ташклятку покинул последний житель.
Деревня Туембетка была основана в 1890-1892гг.
Первыми жителями были Ионов, Болдашев, Сорокин, Конарёв. К 1900 году в хуторе числилось 59 дворов и 342 жителя. Хутор входил в Спасскую волость. Застраивался тремя улицами.
В 1929 году в Туембетке был создан колхоз «16 лет октября».
Колхоз считался одним из лучших в районе. С 1957 года Туембетка находилась в составе совхоза «Дубовской».
С появлением теории неперспективности малых сёл жители Туембетки стали перебираться в другие сёла. В результате в 1968 году Туембетка прекратила своё существование.
Село Новосёлки
Село Новоселки основано в 1807 г. Еще в 1799 г. генерал Мансуров, владевший Спасским и Бурунчой, нашел землю для нового заселения. Но оно состоялось только в 1807г. К барской усадьбе, что выросла в устье речки Дубровки близ Дубовой рощи, прибыли новокупленные в Сызранском уезде крестьяне. Их было 25 семей. Свои усадьбы по указанию барина они построили в один порядок вверх по реке Чине.
Долгое время поселенцы тосковали по своей родной сторонке, а село называли двояко – Самакино и Семакино, т.е. созвучно с селом Самайкиным, что осталось на Сызранщине.
В 1840 г. село отошло во владение дочери Мансурова Варваре Александровне Балкашиной, жене оренбургского губернатора генерала Н.В.Балкашина. К этому времени число дворов в селе удвоилось, в нем проживало 375 человек. После смерти Н.В.Балкашина село стало часто переходить из рук в руки и накануне реформы 1861 г. имение разделилось на пять частей между его наследниками: В.А.Балкашиной, Л.В.Черкасовой, Н.А.Абрамовой, М.А.Габбе, О.М.Касаткиной.
В 1866 г. оренбургский купец Петр Оглодков арендует участок Дубовая пустошь и ставит винокуренный завод, именовавшийся потом «Дубовской». Завод был деревянным. В 1907 г. новый хозяин Иван Петрович Оглодков расширил завод, построив его из камня. Производство спирта было поставлено на широкую ногу.
В 1881-1884 гг. купчихой Т.В.Нехорошевой была построена церковь. Ее же тщанием при церкви в 1888 г. открылась школа.
К началу 20 века число дворов в селе достигло 152, а число жителей перевалило за тысячу. К этому времени, кроме спиртзавода, работали 2 мельницы, 3 магазина.
В 1900 г. состоялось открытие почтово-телеграфного отделения.
В 1941 г. при спиртзаводе был создан совхоз «Дубовской». В селе открылись неполная средняя школа, клуб, библиотека.
С 1957 г. Новоселки стали отделением совхоза «Дубовской» с центром в селе Васильевка.