Теория музыки в таблицах. Учебное пособие
методическое пособие
«Теория музыки в таблицах»
Автор: преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин Ханова А.Б.
Оглавление
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.1[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.7 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.7 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Список использованной литературы.
Пояснительная записка
Настоящее учебно – методическое пособие предназначено для обучающихся музыкальных школ, школ искусств, музыкальных лицеев и колледжей.
Появление «Курса теории музыки в таблицах и схемах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки» в Стерлитамакском педагогическом колледже.
Существует достаточно большое количество учебников по теории музыки, предназначенных для изучения данной дисциплины в музыкальных школах, училищах и лицеях. Наряду с существенными отличиями все они подробно раскрывают практически одни и те же основополагающие вопросы дисциплины. Однако, многим обучающимся бывает трудно ориентироваться в этом потоке теоретических сведений. Поэтому было решено составить «Таблицы», представив материал сжато, концентрированно, и, по возможности, наглядно.
Темы курса в настоящем пособии излагаются по принципу: «Краткая теоретическая формулировка (определение) – таблица (схема)». В пособие не включены темы, которые целесообразно изучать на анализе конкретных музыкальных произведений, например, темы: «Мелодия» или «Модуляции и отклонения».
Пособие может быть использовано как в самостоятельной работе обучающихся, так и на уроке, под руководством преподавателя.
Предлагаемое учебно – методическое пособие следует рассматривать как попытку внести ряд корректив в установившийся традиционный жанр учебного пособия по теории музыки и, тем самым, в практику преподавания дисциплин музыкально – теоретического цикла.
1.ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК – интеллектуальная логическая система, состоящая из совокупности звуков и целого ряда выразительных средств. С помощью музыкального языка создаётся музыкальный текст.
Музыкальный язык и основные уровни его организации
Музыкально-теоретические дисциплины
И
Н
Т
О
Н
А
Ц
И
Я
Уровни
Вербальный язык
Музыкальный язык
Семантика
Интонационно-лексический
/семантический/
Лексика
Стилистика
Семантические структуры
Анализ музыкальных форм
Синтаксический
Синтаксис
Период, предложение, фраза, мотив
Гармония
Грамматический
Орфография
Морфология
Интервал
Аккорд
Лад
Музыкальная акустика
Фонетический
Фонетика
Звук
1.2 ЗВУК
Звук – результат колебаний упругого тела.
ЗВУКИ
Музыкальные
(результат регулярных колебаний)
Имеют определённую высоту
Звоны
Имеют относительную высоту
Немузыкальные
(результат нерегулярных колебаний)
Не имеют определённой высоты
Музыкальный звук – понятие относительное (ударные музыкальные инструменты, некоторые явления в современной музыке – сонорные эффекты, «конкретная» музыка и др.).
1.3 СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
1
Высота
Определяется
Частотой колебаний
2
Громкость
Амплитудой колебаний
3
Длительность
Периодом колебаний
4
Тембр
Составом колебаний
1.4 МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Звукоряд – ряд звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке.
Натуральный (обертоновый) звукоряд.
Обертоны – призвуки, входящие в состав любого музыкального звука. Образуются при делении «звучащего тела» на 2, 3, 4 и т. д. Части.
Натуральный звукоряд от звука «до»:
Октава – расстояние между звуком и его ближайшим повторением.
Диапазон – общий объём звукоряда (от самого низкого до самого высокого звука).
Регистр – отличающаяся характерной звуковой окраской часть (отрезок) всего музыкального диапазона.
Полутон – кратчайшее расстояние между звуками (в условиях равномерно-темперированного строя).
Тон – расстояние в два полутона.
1.5 ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
/ключевые и случайные/:
№
Наименование
Функции
1
Диез
Повышает звук на полтона
2
Бемоль
Понижает на полтона
3
Дубль-диез
Повышает на тон
4
Дубль-бемоль
Понижает на тон
5
Бекар
Отменяет все диезы и бемоли
Энгармонизм – равенство звуков по высоте при различном значении и написании.
1 Далее в тексте приняты условные обозначения: полутон – П, тон – Т.
2.НОТНОЕ ПИСЬМО
2.1 СЛОГОВОЕ И БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ
Ступени
звукоряда
Основное обозначение
Производное обозначение
диез
бемоль
Дубль диез
Дубль бемоль
I
До
C
Cis
Ces
Cisis
Ceses
II
РЕ
D
Dis
Des
Disis
Deses
III
МИ
E
Eis
Es
Eisis
Eses
IV
ФА
F
Fis
Fes
Fisis
Feses
V
Соль
G
Gis
Ges
Gisis
Geses
VI
Ля
A
Ais
As
Aisis
Ases
VII
Си
H
His
B
Hisis
Heses
2.2 КЛЮЧИ
Системы
Название
Системы «Соль»
Скрипичный
Старофранцузский
Системы «Фа»
Басовый
Басопрофундовый
Баритоновый
Системы «До»
Сопрановый
Меццо-сопрановый
Альтовый
Теноровый
Баритоновый
3. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ
3.1 ПОНЯТИЕ О ЛАДЕ. ЛАДЫ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ
Лад – система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками, имеющая устойчивый центр – тонику.
ЛАДЫ
Мажоро-минорной системы
Особые виды диатонических ладов
Искусственные лады
Тяготение – стремление неустойчивых ступеней лада перейти в устойчивые.
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
СХЕМА ТЯГОТЕНИЙ В ЛАДУ
Устойчивые ступени
Неустойчивые
ступени
I
V
III
I
VII
VI
IV
II
МАЖОР – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.
МИНОР – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.
ГАММА – звукоряд лада от тоники до её октавного повторения.
ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА
1.Натуральный. 2. Гармонический. 3. Мелодический.
СТРОЕНИЕ МАЖОРА И МИНОРА
МАЖОР
Интервальный состав
МИНОР
Интервальный состав
Т Т П Т Т Т П
б2+б2+м2+б2+б2+б2+м2
Т П Т Т П Т Т
б2+м2+б2+б2+м2+б2+б2
НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА
№ СТУПЕНИ
НАЗВАНИЯ
I
Тоника (Т)
II
Нисходящий вводный звук
III
Медианта (средняя)
IV
Субдоминанта (S)
V
Доминанта (D)
VI
Субмедианта (нижняя медианта)
VII
Восходящий вводный звук
3.2 РАСПОЛОЖЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ:
(кварто-квинтовая система)
Мажорные тональности
Буквенное обозначение
(Dur)
Минорные тональности
Количество знаков
Буквенное обозначение
(moll)
До#
Cis dur
Ля#
7
ais moll
Фа#
Fis dur
Ре#
6
dis moll
Си
H dur
Соль#
5
gis moll
Ми
E dur
До#
4
cis moll
Ля
A dur
Фа#
3
fis moll
Ре
D dur
Си
2
h moll
Соль
G dur
Ми
1
e moll
До
C dur
Ля
0
a moll
Фа
F dur
Ре
1
d moll
Си
B dur
Соль
2
g moll
Ми
Es dur
До
3
c moll
Ля
As dur
Фа
4
f moll
Ре
Des dur
Си
5
b moll
Соль
Ges dur
Ми
6
es moll
До
Ces dur
Ля
7
as moll
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ
Следует запомнить порядок расположения диезов и бемолей:
фа до соль ре ля ми си
диезы______________________________бемоли
3.3 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДИАТОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ
(лады народной музыки).
Семиступенные лады:
Название лада
Наклонение и изменение расположения ступеней
Ионийский лад
Совпадает со звукорядом натурального мажора
Лидийский лад
Мажор с высокой IV ступенью
Миксолидийский лад
Мажор с низкой VII ступенью
Эолийский лад
Совпадает со звукорядом натурального минора
Дорийский лад
Минор с высокой VI ступенью
Фригийский лад
Минор с низкой II ступенью
ПЕНТАТОНИКА
Пентатоника – пятиступенный лад, встречающийся чаще всего в музыке тюркоязычных народов (башкирского, татарского, казахского, киргизского и других).
Мажорная пентатоника
Отсутствие IV и VII ступеней по сравнению с натуральным мажором
Минорная пентатоника
Отсутствие II и VI ступеней по сравнению с натуральным минором
3.4 ХРОМАТИЗМ
(хроматическая гамма).
Хроматизм – полутоновое изменение ступеней диатонического лада посредством их повышения или понижения.
Хроматическая гамма – гамма, построенная по полутонам.
Наклонение
В восходящем движении
В нисходящем движении
Мажорная гамма
Все ступени повышаются, кроме VI, вместо неё понижается VII. Следует помнить о натуральных полутонах между III-IV и VII-I ступенями.
Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV.
Минорная гамма
Все ступени повышаются, кроме I, вместо неё понижается II. Следует помнить о натуральных полутонах между II-III и V-VI ступенями.
Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV.
4.ИНТЕРВАЛЫ
Интервал – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.
4.1 ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Диатонические интервалы образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.
Простые интервалы образуются в пределах октавы.
Наименование
Количественная
величина
Качественная
величина
Обозначение
Прима чистая
1
0 т.
Ч1
Секунда малая
большая
2
0,5 т.
1 т.
М2
Б2
Терция малая
большая
3
1,5 т.
2 т.
М3
Б3
Кварта чистая
увеличенная
4
2,5 т.
3 т.
Ч4
Ув4
Квинта чистая
уменьшённая
5
3,5 т.
3 т.
Ч5
Ум5
Секста малая
большая
6
4 т.
4,5 т.
М6
Б6
Септима малая
Большая
7
5 т.
5,5 т.
М7
Б7
Октава чистая
8
6 т.
Ч8
4.2 ВИДЫ ИНТЕРВАЛОВ
1
Мелодический
Звуки интервала звучат последовательно
2
Гармонический
Звуки интервала звучат одновременно
4.3 ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Способы обращения:
1.Перенесение нижнего звука (основания) на октаву вверх.
2.Перенесение верхнего звука (вершины) на октаву вниз.
Взаимообратимые интервалы:
2 3 4 5
-------------------
7 6 5 4
4.4 СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Составные интервалы – интервалы шире октавы.
Наименование
Количественная величина
Качественная величина
Нона
малая
большая
9
6,5
7
Децима
малая
большая
10
7,5
8
Ундецима
чистая
увеличенная
11
8,5
9
Дуодецима
чистая
уменьшенная
12
9,5
9
Терцдецима
малая
большая
13
10
10,5
Квартдецима
малая
большая
14
11
11,5
Квинтдецима
чистая
15
12
4.5 КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Консонирующие
Диссонирующие
Весьма совершенный консонанс
Ч.1
Ч.8
М.2
Б.2
Ув.4
Ум.5
М.7
Б.7
Совершенный консонанс
Ч.4
Ч.5
Несовершенный консонанс
М.3
Б.3
М.6
Б.6
4.6 ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
От каждой ступени мажора и минора можно построить простые диатонические интервалы – от примы до октавы. Задача заключается в том, чтобы выяснить качественную величину каждого из них.
Интервалы натурального мажора
Название интервала
Количество
интервалов
Построение от ступеней
I
II
III
IV
V
VI
VII
Ч1
7
+
+
+
+
+
+
+
М2
2
-
-
+
-
-
-
+
Б2
5
+
+
-
+
+
+
-
М3
4
-
+
+
-
-
+
+
Б3
3
+
-
-
+
+
-
-
Ч4
6
+
+
+
-
+
+
+
Ув4
1
-
-
-
+
-
-
-
Ум5
1
-
-
-
-
-
-
+
Ч5
6
+
+
+
+
+
+
-
М6
3
-
-
+
-
-
+
+
Б6
4
+
+
-
+
+
-
-
М7
5
-
+
+
-
+
+
+
Б7
2
+
-
-
+
-
-
-
Ч8
7
+
+
+
+
+
+
+
4.7 ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
В гармонических видах мажора и минора строение некоторых интервалов зависит от понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре. В гармоническом миноре и мажоре образуются четыре новых интервала, которые принято называть характерными: ув2, ум7, ув5,ум4.
ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА
Название интервала
Количество
интервалов
Построение от ступеней
a moll
I
II
III
IV
V
VI
VII
Ч1
7
+
+
+
+
+
+
+
М2
3
-
+
-
-
+
-
+
Б2
3
+
-
+
+
-
-
-
Ув2
1
-
-
-
-
-
+
-
М3
4
+
+
-
+
-
-
+
Б3
3
-
-
+
-
+
+
-
Ум4
1
-
-
-
-
-
-
+
Ч4
4
+
+
+
-
+
-
-
Ув4
2
-
-
-
+
-
+
-
Ум5
2
-
+
-
-
-
-
+
Ч5
4
+
-
-
+
+
+
-
Ув5
1
-
-
+
-
-
-
-
М6
3
+
-
-
-
+
-
+
Б6
4
+
-
-
-
+
-
+
Ум7
1
-
-
-
-
-
-
+
М7
3
-
+
-
+
+
-
-
Б7
3
+
-
+
-
-
+
-
Ч8
7
+
+
+
+
+
+
+
5. АККОРДЫ
Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, расположенных по терциям или по какому-либо альтернативному принципу.
5.1КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ
Аккорды терцовой структуры
(классицизм, романтизм)
Аккорды нетерцовой структуры
(поздний романтизм, современная музыка)
1
Трезвучия
Кварто-квинтовой структуры
(«Прометеев аккорд» А.Скрябина)
2
Септаккорд
Секундовой структуры
( кластеры)
3
Нонаккорд
Сочетающие 1 и 2
4
Ундецимаккорд
-
5.2 ТРЕЗВУЧИЯ
Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.
ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ
Наименование
Обозн.
Состав
1
Мажорное, или большое.
Б
Б.3+М.3=Ч.5
2
Минорное, или малое.
М
М.3+Б.3=Ч.5
3
Увеличенное
Ув.
Б.3+Б.3=Ув.5
4
Уменьшенное
Ум.
М.3+М.3Ум.5
5.3 ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
Обращения трезвучий образуются (как и обращение интервала) путем перемещения нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккод.
Трезвучие
Ступени
Перемещение
Образование
обращений трезвучия
5
3
1
1
5
3
Секстаккорд
3
1
5
Квартсекстаккорд
СТРОЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ
Вид трезв.
Обозначение
Строение
Образование секстаккордов
Обозначение
Образование квартсекстаккордов
Обозначение
Мажорное
Б5
3
М.3
Б.3
Ч.4
М.3
Б6
Б.3
Ч.4
Б6
4
Минорное
М5
3
Б.3
М.3
Ч.4
Б.3
М6
М.3
Ч.4
М6
4
Увеличенное
Ув5
3
Б.3
Б.3
Ум.4
Б.3
Ув6
Ум.4
Б.3
Ув6
4
Уменьшенное
Ум5
3
М.3
М.3
Ув.4
М.3
Ум6
М.3
Ув.4
Ум6
4
5.4 СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям.
ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ
Название
Состав
1
Большой мажорный
Б3+М3+Б3=Б7
2
Большой минорный
М3+Б3+Б3=Б7
3
Большой увеличенный
Б3+Б3+М3=Б7
4
Большой уменьшенный
М3+М3+Ув3=Б7
5
Малый мажорный
Б3+М3+М3=М7
6
Малый минорный
М3+Б3+М3=М7
7
Малый уменьшенный
М3+М3+Б3=М7
8
Уменьшенный (или
дважды уменьшенный)
М3+М3+Ум3=Ум7
ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДОВ
Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
5.5. ТРЕЗВУЧИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ
ГЛАВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Трезвучия на главных ступенях лада называются главными:
Название
Ступени
Обозначение
Тоническое
I
T5
3
Субдоминантовое
IV
S5
3
Доминантовое
V
D5
3
Трезвучия на всех остальных ступенях называются побочными, а именно: трезвучия II, III, VI и VII ступеней.
5.6 ГРУППЫ СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ
Ступени лада
Вид трезвучия
Группа
dur
moll
I
Б5
3
М5
3
Т
II
М5
3
Ум5
3
SII
III
М5
3
Б5
3
DIII
IV
Б5
3
М5
3
S
V
Б5
3
М5
3
(Б5 в гарм.)
3
D
VI
М5
3
М5
3
SVI
VII
Ум5
3
Б5
3
DVII
В гармоническом мажоре и миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом.
Натуральный мажор
Гармонический мажор
Гармонический минор
м3+м3+б3=м7
м3+м3+м3=ум7
(понижение
VI ступени)
м3+м3+м3=ум7 (ПовышениеVII ступени)
Субдоминантовый септаккорд (или II7)
Так как септаккорд относится к функциональной группе субдоминантовых аккордов его называют субдоминантовым септаккордом.
Обозначение.
Название
аккорда
Интервальный состав в натуральном мажоре
Строятся на ступени в тональности
Разрешаются в D7 и его обращения
II7
м3+б3+б3
II
D4
3
II6
5
б3+м3+б2
IV
D2
II4
3
м3+б2+м3
VI
D7
II2
б2+м3+б3
I
D6
5
В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд.
В миноре на II ступени образуется малый септаккорд.
5.7 СЕПТАККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
D7, II7, VII7, ОБРАЩЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ
В музыке наиболее распространён септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом и обозначается - D7. Доминантсептаккорд имеет три обращения.
D7 и его обращения
Интервальный состав
Строится на ступени в тональности
Разрешается в трезвучие:
D7
Б3+М3+М3
V
-5
T5
3
( Без квинты)
D6
5
М3+М3+Б2
VII
+1
T5
3
( Трезвучие с удвоенной примой)
D4
3
М3+Б2+М3
II
T5
3
(Полное трезвучие)
D2
Б2+Б3+М3
IV
T6
(С удвоенной примой)
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Обозначение.
Название
аккорда
Интервальный состав в натуральном мажоре
Строятся на ступени в тональности
Разрешаются в трезвучие:
VII7
м3+м3+б3
VII
+3
T5
3
( c удвоенной терцией)
VII6
5
м3+б3+б2
II
+1
T5
3
( полное тоническое трезвучие)
VII4
3
б3+б2+м3
IV
+1
T6
(тонический секстаккорд)
VII2
б2+м3+м3
VI
+1
T6
4
(С удвоенной примой)
Список использованной литературы
Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2007.- 231с., нот.
Виноградов Г. Красовская Е. Занимательная теория музыки.- М.: Сов. Композитор,1991.- 192с.
Гейнрихс И. Музыкальная грамота: учебное пособие. Л.,1960.- 111с., нот.
Гульянц Е. И. Музыкальная грамота. М.: Аквариум, 1997.
Музыка. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш.- М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 672с.: ил.
Способин И. Элементарная теория музыки: Учебник для муз. училищ.- 8-е изд.- М.: Музыка, 1985, 199с., нот.
Фридкин А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: изд. 6.- М.: Музыка, 1980.
Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. М.,1974.
Шайхутдинова Д. Краткий курс элементарной теории музыки: Справочное пособие для учащихся детских музыкальных школ. Уфа, 1993.- 64с., нот.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 115