Теория музыки в таблицах. Учебное пособие

методическое пособие
«Теория музыки в таблицах»
Автор: преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин Ханова А.Б.

Оглавление
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.1[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.7 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.7 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Список использованной литературы.

Пояснительная записка
Настоящее учебно – методическое пособие предназначено для обучающихся музыкальных школ, школ искусств, музыкальных лицеев и колледжей.
Появление «Курса теории музыки в таблицах и схемах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки» в Стерлитамакском педагогическом колледже.
Существует достаточно большое количество учебников по теории музыки, предназначенных для изучения данной дисциплины в музыкальных школах, училищах и лицеях. Наряду с существенными отличиями все они подробно раскрывают практически одни и те же основополагающие вопросы дисциплины. Однако, многим обучающимся бывает трудно ориентироваться в этом потоке теоретических сведений. Поэтому было решено составить «Таблицы», представив материал сжато, концентрированно, и, по возможности, наглядно.
Темы курса в настоящем пособии излагаются по принципу: «Краткая теоретическая формулировка (определение) – таблица (схема)». В пособие не включены темы, которые целесообразно изучать на анализе конкретных музыкальных произведений, например, темы: «Мелодия» или «Модуляции и отклонения».
Пособие может быть использовано как в самостоятельной работе обучающихся, так и на уроке, под руководством преподавателя.
Предлагаемое учебно – методическое пособие следует рассматривать как попытку внести ряд корректив в установившийся традиционный жанр учебного пособия по теории музыки и, тем самым, в практику преподавания дисциплин музыкально – теоретического цикла.
1.ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК – интеллектуальная логическая система, состоящая из совокупности звуков и целого ряда выразительных средств. С помощью музыкального языка создаётся музыкальный текст.
Музыкальный язык и основные уровни его организации
Музыкально-теоретические дисциплины



И
Н
Т
О
Н
А
Ц
И
Я

Уровни
Вербальный язык
Музыкальный язык

Семантика

Интонационно-лексический
/семантический/
Лексика
Стилистика
Семантические структуры

Анализ музыкальных форм

Синтаксический
Синтаксис
Период, предложение, фраза, мотив


Гармония

Грамматический
Орфография
Морфология
Интервал
Аккорд
Лад

Музыкальная акустика

Фонетический
Фонетика
Звук


1.2 ЗВУК
Звук – результат колебаний упругого тела.




ЗВУКИ
Музыкальные
(результат регулярных колебаний)
Имеют определённую высоту


Звоны
Имеют относительную высоту


Немузыкальные
(результат нерегулярных колебаний)
Не имеют определённой высоты


Музыкальный звук – понятие относительное (ударные музыкальные инструменты, некоторые явления в современной музыке – сонорные эффекты, «конкретная» музыка и др.).

1.3 СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
1
Высота

Определяется
Частотой колебаний

2
Громкость

Амплитудой колебаний

3
Длительность

Периодом колебаний

4
Тембр

Составом колебаний


1.4 МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Звукоряд – ряд звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке.
Натуральный (обертоновый) звукоряд.
Обертоны – призвуки, входящие в состав любого музыкального звука. Образуются при делении «звучащего тела» на 2, 3, 4 и т. д. Части.
Натуральный звукоряд от звука «до»:
Октава – расстояние между звуком и его ближайшим повторением.
Диапазон – общий объём звукоряда (от самого низкого до самого высокого звука).
Регистр – отличающаяся характерной звуковой окраской часть (отрезок) всего музыкального диапазона.
Полутон – кратчайшее расстояние между звуками (в условиях равномерно-темперированного строя).
Тон – расстояние в два полутона.
1.5 ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
/ключевые и случайные/:

Наименование
Функции

1
Диез
Повышает звук на полтона

2
Бемоль
Понижает на полтона

3
Дубль-диез
Повышает на тон

4
Дубль-бемоль
Понижает на тон

5
Бекар
Отменяет все диезы и бемоли


Энгармонизм – равенство звуков по высоте при различном значении и написании.

1 Далее в тексте приняты условные обозначения: полутон – П, тон – Т.

2.НОТНОЕ ПИСЬМО

2.1 СЛОГОВОЕ И БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ


Ступени
звукоряда
Основное обозначение
Производное обозначение




диез
бемоль
Дубль диез
Дубль бемоль

I
До
C
Cis
Ces
Cisis
Ceses

II
РЕ
D
Dis
Des
Disis
Deses

III
МИ
E
Eis
Es
Eisis
Eses

IV
ФА
F
Fis
Fes
Fisis
Feses

V
Соль
G
Gis
Ges
Gisis
Geses

VI
Ля
A
Ais
As
Aisis
Ases

VII
Си
H
His
B
Hisis
Heses



2.2 КЛЮЧИ

Системы
Название



Системы «Соль»
Скрипичный



Старофранцузский




Системы «Фа»
Басовый



Басопрофундовый



Баритоновый






Системы «До»
Сопрановый



Меццо-сопрановый



Альтовый



Теноровый



Баритоновый



3. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ
3.1 ПОНЯТИЕ О ЛАДЕ. ЛАДЫ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ
Лад – система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками, имеющая устойчивый центр – тонику.
ЛАДЫ

Мажоро-минорной системы
Особые виды диатонических ладов
Искусственные лады


Тяготение – стремление неустойчивых ступеней лада перейти в устойчивые.
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
СХЕМА ТЯГОТЕНИЙ В ЛАДУ
Устойчивые ступени
Неустойчивые
ступени

I


V

III

I


VII
VI

IV

II


МАЖОР – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.
МИНОР – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.
ГАММА – звукоряд лада от тоники до её октавного повторения.
ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА
1.Натуральный. 2. Гармонический. 3. Мелодический.
СТРОЕНИЕ МАЖОРА И МИНОРА
МАЖОР
Интервальный состав
МИНОР
Интервальный состав

Т Т П Т Т Т П
б2+б2+м2+б2+б2+б2+м2
Т П Т Т П Т Т
б2+м2+б2+б2+м2+б2+б2


НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА
№ СТУПЕНИ
НАЗВАНИЯ

I
Тоника (Т)

II
Нисходящий вводный звук

III
Медианта (средняя)

IV
Субдоминанта (S)

V
Доминанта (D)

VI
Субмедианта (нижняя медианта)

VII
Восходящий вводный звук


3.2 РАСПОЛОЖЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ:
(кварто-квинтовая система)

Мажорные тональности
Буквенное обозначение
(Dur)
Минорные тональности
Количество знаков
Буквенное обозначение
(moll)

До#

Cis dur
Ля#
7
ais moll

Фа#

Fis dur
Ре#
6
dis moll

Си

H dur
Соль#
5
gis moll

Ми

E dur
До#
4
cis moll

Ля

A dur
Фа#
3
fis moll

Ре

D dur
Си
2
h moll

Соль

G dur
Ми
1
e moll

До

C dur
Ля
0
a moll

Фа

F dur
Ре
1
d moll

Си

B dur
Соль
2
g moll

Ми

Es dur
До
3
c moll

Ля

As dur
Фа
4
f moll

Ре

Des dur
Си
5
b moll

Соль

Ges dur
Ми
6
es moll

До

Ces dur
Ля
7
as moll


КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ
Следует запомнить порядок расположения диезов и бемолей:
фа до соль ре ля ми си
диезы______________________________бемоли


3.3 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДИАТОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ
(лады народной музыки).
Семиступенные лады:

Название лада
Наклонение и изменение расположения ступеней

Ионийский лад
Совпадает со звукорядом натурального мажора

Лидийский лад
Мажор с высокой IV ступенью

Миксолидийский лад
Мажор с низкой VII ступенью

Эолийский лад
Совпадает со звукорядом натурального минора

Дорийский лад
Минор с высокой VI ступенью


Фригийский лад

Минор с низкой II ступенью



ПЕНТАТОНИКА

Пентатоника – пятиступенный лад, встречающийся чаще всего в музыке тюркоязычных народов (башкирского, татарского, казахского, киргизского и других).

Мажорная пентатоника
Отсутствие IV и VII ступеней по сравнению с натуральным мажором

Минорная пентатоника
Отсутствие II и VI ступеней по сравнению с натуральным минором



3.4 ХРОМАТИЗМ
(хроматическая гамма).
Хроматизм – полутоновое изменение ступеней диатонического лада посредством их повышения или понижения.
Хроматическая гамма – гамма, построенная по полутонам.

Наклонение

В восходящем движении
В нисходящем движении

Мажорная гамма
Все ступени повышаются, кроме VI, вместо неё понижается VII. Следует помнить о натуральных полутонах между III-IV и VII-I ступенями.
Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV.

Минорная гамма
Все ступени повышаются, кроме I, вместо неё понижается II. Следует помнить о натуральных полутонах между II-III и V-VI ступенями.
Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV.



4.ИНТЕРВАЛЫ
Интервал – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.
4.1 ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Диатонические интервалы образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.
Простые интервалы образуются в пределах октавы.

Наименование
Количественная
величина
Качественная
величина
Обозначение

Прима чистая
1
0 т.
Ч1

Секунда малая
большая
2


0,5 т.
1 т.
М2
Б2

Терция малая
большая
3


1,5 т.
2 т.
М3
Б3

Кварта чистая
увеличенная
4


2,5 т.
3 т.
Ч4
Ув4

Квинта чистая
уменьшённая
5


3,5 т.
3 т.
Ч5
Ум5

Секста малая
большая
6
4 т.
4,5 т.
М6
Б6


Септима малая
Большая
7
5 т.
5,5 т.
М7
Б7

Октава чистая
8
6 т.
Ч8



4.2 ВИДЫ ИНТЕРВАЛОВ

1
Мелодический
Звуки интервала звучат последовательно

2
Гармонический
Звуки интервала звучат одновременно


4.3 ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Способы обращения:
1.Перенесение нижнего звука (основания) на октаву вверх.
2.Перенесение верхнего звука (вершины) на октаву вниз.
Взаимообратимые интервалы:
2 3 4 5
-------------------
7 6 5 4

4.4 СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Составные интервалы – интервалы шире октавы.

Наименование
Количественная величина
Качественная величина

Нона
малая
большая

9

6,5
7

Децима
малая
большая

10

7,5
8

Ундецима
чистая
увеличенная

11

8,5
9

Дуодецима
чистая
уменьшенная

12

9,5
9

Терцдецима
малая
большая

13

10
10,5

Квартдецима
малая
большая

14

11
11,5

Квинтдецима
чистая


15

12



4.5 КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ


Консонирующие
Диссонирующие

Весьма совершенный консонанс
Ч.1
Ч.8

М.2
Б.2
Ув.4
Ум.5
М.7
Б.7

Совершенный консонанс
Ч.4
Ч.5



Несовершенный консонанс
М.3
Б.3
М.6
Б.6




4.6 ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
От каждой ступени мажора и минора можно построить простые диатонические интервалы – от примы до октавы. Задача заключается в том, чтобы выяснить качественную величину каждого из них.
Интервалы натурального мажора

Название интервала
Количество
интервалов
Построение от ступеней



I
II
III
IV
V
VI
VII

Ч1
7
+
+
+
+
+
+
+

М2
2
-
-
+
-
-
-
+

Б2
5
+
+
-
+
+
+
-

М3
4
-
+
+
-
-
+
+

Б3
3
+
-
-
+
+
-
-

Ч4
6
+
+
+
-
+
+
+

Ув4
1
-
-
-
+
-
-
-

Ум5
1
-
-
-
-
-
-
+

Ч5
6
+
+
+
+
+
+
-

М6
3
-
-
+
-
-
+
+

Б6
4
+
+
-
+
+
-
-

М7
5
-
+
+
-
+
+
+

Б7
2
+
-
-
+
-
-
-

Ч8
7
+
+
+
+
+
+
+



4.7 ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
В гармонических видах мажора и минора строение некоторых интервалов зависит от понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре. В гармоническом миноре и мажоре образуются четыре новых интервала, которые принято называть характерными: ув2, ум7, ув5,ум4.
ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА
Название интервала
Количество
интервалов
Построение от ступеней
a moll



I
II
III
IV
V
VI
VII

Ч1

7
+
+
+
+
+
+
+

М2

3
-
+
-
-
+
-
+

Б2

3
+
-
+
+
-
-
-

Ув2

1
-
-
-
-
-
+
-

М3

4
+
+
-
+
-
-
+

Б3

3
-
-
+
-
+
+
-

Ум4

1
-
-
-
-
-
-
+

Ч4

4
+
+
+
-
+
-
-

Ув4

2
-
-
-
+
-
+
-

Ум5

2
-
+
-
-
-
-
+

Ч5

4
+
-
-
+
+
+
-

Ув5

1
-
-
+
-
-
-
-

М6

3
+
-
-
-
+
-
+

Б6

4
+
-
-
-
+
-
+

Ум7

1
-
-
-
-
-
-
+

М7

3
-
+
-
+
+
-
-

Б7

3
+
-
+
-
-
+
-

Ч8

7
+
+
+
+
+
+
+


5. АККОРДЫ

Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, расположенных по терциям или по какому-либо альтернативному принципу.

5.1КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ

Аккорды терцовой структуры
(классицизм, романтизм)
Аккорды нетерцовой структуры
(поздний романтизм, современная музыка)

1
Трезвучия
Кварто-квинтовой структуры
(«Прометеев аккорд» А.Скрябина)

2
Септаккорд
Секундовой структуры
( кластеры)

3
Нонаккорд
Сочетающие 1 и 2


4
Ундецимаккорд
-




5.2 ТРЕЗВУЧИЯ
Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.

ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ


Наименование
Обозн.
Состав

1
Мажорное, или большое.
Б
Б.3+М.3=Ч.5

2
Минорное, или малое.
М
М.3+Б.3=Ч.5

3
Увеличенное
Ув.
Б.3+Б.3=Ув.5

4
Уменьшенное
Ум.
М.3+М.3Ум.5



5.3 ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ

Обращения трезвучий образуются (как и обращение интервала) путем перемещения нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккод.






Трезвучие

Ступени
Перемещение
Образование
обращений трезвучия




5
3
1
1
5
3
Секстаккорд




3
1
5
Квартсекстаккорд



СТРОЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ


Вид трезв.
Обозначение
Строение
Образование секстаккордов
Обозначение
Образование квартсекстаккордов
Обозначение

Мажорное
Б5
3

М.3
Б.3
Ч.4
М.3
Б6
Б.3
Ч.4
Б6
4

Минорное
М5
3
Б.3
М.3
Ч.4
Б.3
М6
М.3
Ч.4
М6
4

Увеличенное
Ув5
3
Б.3
Б.3
Ум.4
Б.3
Ув6
Ум.4
Б.3
Ув6
4

Уменьшенное
Ум5
3
М.3
М.3
Ув.4
М.3
Ум6
М.3
Ув.4
Ум6
4



5.4 СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям.
ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ


Название
Состав

1
Большой мажорный
Б3+М3+Б3=Б7

2
Большой минорный
М3+Б3+Б3=Б7

3
Большой увеличенный
Б3+Б3+М3=Б7

4
Большой уменьшенный
М3+М3+Ув3=Б7

5
Малый мажорный
Б3+М3+М3=М7

6
Малый минорный
М3+Б3+М3=М7

7
Малый уменьшенный
М3+М3+Б3=М7

8
Уменьшенный (или
дважды уменьшенный)

М3+М3+Ум3=Ум7


ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДОВ

Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.


5.5. ТРЕЗВУЧИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ
ГЛАВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Трезвучия на главных ступенях лада называются главными:
Название
Ступени
Обозначение

Тоническое
I
T5
3

Субдоминантовое
IV
S5
3

Доминантовое
V
D5
3

Трезвучия на всех остальных ступенях называются побочными, а именно: трезвучия II, III, VI и VII ступеней.
5.6 ГРУППЫ СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ
Ступени лада
Вид трезвучия
Группа


dur
moll


I
Б5
3
М5
3
Т



II
М5
3
Ум5
3
SII



III
М5
3
Б5
3
DIII



IV
Б5
3
М5
3
S



V
Б5
3
М5
3
(Б5 в гарм.)
3
D



VI
М5
3
М5
3
SVI



VII
Ум5
3
Б5
3
DVII






В гармоническом мажоре и миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом.

Натуральный мажор
Гармонический мажор
Гармонический минор

м3+м3+б3=м7
м3+м3+м3=ум7
(понижение
VI ступени)
м3+м3+м3=ум7 (ПовышениеVII ступени)


Субдоминантовый септаккорд (или II7)
Так как септаккорд относится к функциональной группе субдоминантовых аккордов его называют субдоминантовым септаккордом.

Обозначение.
Название
аккорда
Интервальный состав в натуральном мажоре
Строятся на ступени в тональности
Разрешаются в D7 и его обращения


II7

м3+б3+б3


II

D4
3



II6
5

б3+м3+б2

IV

D2





II4
3


м3+б2+м3

VI


D7


II2


б2+м3+б3

I

D6
5



В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд.
В миноре на II ступени образуется малый септаккорд.


5.7 СЕПТАККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
D7, II7, VII7, ОБРАЩЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ
В музыке наиболее распространён септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом и обозначается - D7. Доминантсептаккорд имеет три обращения.
D7 и его обращения
Интервальный состав
Строится на ступени в тональности
Разрешается в трезвучие:


D7


Б3+М3+М3


V
-5
T5
3
( Без квинты)


D6
5


М3+М3+Б2

VII
+1
T5
3

( Трезвучие с удвоенной примой)


D4
3


М3+Б2+М3

II

T5
3
(Полное трезвучие)


D2


Б2+Б3+М3

IV

T6
(С удвоенной примой)


ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ

Обозначение.
Название
аккорда
Интервальный состав в натуральном мажоре
Строятся на ступени в тональности
Разрешаются в трезвучие:


VII7

м3+м3+б3


VII
+3
T5
3
( c удвоенной терцией)


VII6
5

м3+б3+б2

II
+1
T5
3

( полное тоническое трезвучие)


VII4
3


б3+б2+м3

IV
+1
T6
(тонический секстаккорд)


VII2


б2+м3+м3

VI
+1
T6
4
(С удвоенной примой)









Список использованной литературы

Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2007.- 231с., нот.
Виноградов Г. Красовская Е. Занимательная теория музыки.- М.: Сов. Композитор,1991.- 192с.
Гейнрихс И. Музыкальная грамота: учебное пособие. Л.,1960.- 111с., нот.
Гульянц Е. И. Музыкальная грамота. М.: Аквариум, 1997.
Музыка. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш.- М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 672с.: ил.
Способин И. Элементарная теория музыки: Учебник для муз. училищ.- 8-е изд.- М.: Музыка, 1985, 199с., нот.
Фридкин А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: изд. 6.- М.: Музыка, 1980.
Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. М.,1974.
Шайхутдинова Д. Краткий курс элементарной теории музыки: Справочное пособие для учащихся детских музыкальных школ. Уфа, 1993.- 64с., нот.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415








Заголовок 115