Урок обществознания на тему Административное право

Тема: Административное право

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями административного права;
Научить школьников применять нормы административного права к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
Развивать критическое мышление, общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе), выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом, карточки с обществоведческими терминами: администрация (от лат. administration) – 1)совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления управление; 2)должностные лица, руководящий персонал учреждения, предприятия; алгоритм выполнения задания, листы бумаги, маркеры

Ход урока.

Организационный этап
Проверка домашнего задания (Опрос по вопросам после параграфа- вопросы 1,4, 5+ представление презентаций на тему «Защита прав ребенка»).
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
- Какие отрасли права мы изучили на предыдущих уроках?
- Что такое отрасль права? (система правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения).
Задание №1 : определите, нормы каких отраслей права применяются в следующих случаях: заключение трудового договора; усыновление ребенка; приватизация квартиры; покупка продуктов
- А какую роль выполняет право в обществе?
Каким обществоведческим термином можно назвать все перечисленное: Конституция РФ; Семейный кодекс; Гражданский кодекс; Указ Президента? (источники права)
Можно ли учебник по обществоведению отнести к источникам права? Почему нет? Приведи аргумент. Что такое источники права? ( законы и подзаконные акты, документы, устанавливающие определенные правовые нормы)
– Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, правовые нормы часто нарушаются.)
- Как называется поведение, которое противоречит нормам права? (Противоправное поведение, правонарушение)

1)Что перечислено на доске: нарушение правил дорожного движения; убийство; курение в общественном месте; похищение человека; продажа некачественного товара; грабеж; безбилетный проезд; терроризм ? (верно, это правонарушения) Правонарушение – общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу, государству.

- Чем отличаются перечисленные правонарушения? (Степенью общественного вреда, социальной опасностью) А еще чем?(наказанием, видом наказания
-Может ли быть за их совершение одинаковое наказание?
- Итак, по какому признаку их можно разделить на 2 группы? (Верно, по степени социальной опасности, общественного вреда)

Задание: 1-й ряд - из данного перечня правонарушений выпишет те, которые по вашему мнению, являются более опасными для общества, а второй ряд и третий – те, которые являются менее опасными и вредными для общества.
Проверка задания.

- Какой вид ответственности предусмотрен законодательством за совершение правонарушений 1группы? 2 группы?
-К какой отрасли права относятся правонарушений 1группы? 2 группы?
(административному праву)
- А вот, что такое административное право мы сегодня узнаем на уроке
- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Так, с помощью учителя учащиеся сформулировали тему урока.
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое административное право? Каковы его функции? Кто является субъектами административного права? Что является источниками его? Какие поступки считаются административными тправонарушениями? Что такое административная ответственность? Почему важно знать административное право?)

Изучение нового материала.
1)Прием «Кластер».
В середине доски учитель прикрепляет термин «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО». Давайте составим кластер по данной теме.
- Подумайте, что у вас ассоциируется с «АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ» и запишите понятия, слова, ассоциации, имеющие отношение к теме урока. (Возможные ответы: отрасль права, источники, нарушитель, право, проступок, вина, противоправность, опасность, суд, ответственность, субьекты: физ.лица, юр. лица, администрация).
- В конце урока мы вернемся к нашему кластеру и посмотрим, какие понятия нам пригодились на уроке.
2) Работа с учебником по группам (параграф 19)
Задание для 1 и 3 ряда
Алгоритм работы
Прочитать пункт «Административное право», «понятия и черты административного правоотношения» (стр 151-154)
Найти в учебнике ответы на следующие вопросы:
1. Что такое «администрация»?
Сформулировать и записать определение термина «административное право».
Что определяют нормы административного права?
Определить, что находится в сфере административного права
В чем сходство административного права с уголовным, а в чем их отличия?


Задания для 2 ряда
Алгоритм работы
1. Прочитать пункт «административные правонарушения и наказания» (стр 155-157)
2. Перечислить основные виды административных правонарушений
3. Какие виды административных наказаний устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.
4.С какого возраста в полном объеме наступает административная ответственность

3) Проверка группового задания.
Для чего нужно знать административное право?(чтобы избежать многих неприятностей, чтобы не совершить правонарушение, правовая грамотность способствует укреплению законности и порядка в стране)

IV Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Какой вид административного наказания может применен за следующие административные правонарушения: нарушение правил пожарной безопасности- штраф; порча имущества в кафе – возмещение стоимости; управление автомобилем в нетрезвом состоянии – лишение спец. прав(водительских); нарушение правил судейства во время судебного матча – дисквалификация; браконьерство - изъятие орудия совершения правонарушения и штраф; злостное неповиновение сотруднику полиции – административный арест; незаконное пребывание на территории РФ гастербайтеров – выдворение за пределы РФ; переход улицы в неположенном месте.
Что такое административное правонарушение?
Итак, административные правонарушения - поступки, похожие на преступления, но не имеющие такой большой общественной опасности. Они запрещены другими законами, например. Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

V. Подведение итогов урока.
3) Составьте синквей- пятистрофную строфу по теме данного урока
Самое важное слово урока.
2 прилагательных его характеризующие.
3 глагола.
выразить свое отношение к проблеме урока.
резюме 1 словом.

VI. Домашнее задание.
Параграф 19, стр. 151-158, вопросы после параграфа.
*Найти и вырезать статью в газете, журнале, в которой рассказывается о каком-либо административном правонарушении.