РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Основы социологии и политологии»


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы Колледж Автомобильного транспорта №9





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Основы социологии и политологии»

для специальности
190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
(Базовый уровень СПО)








Москва
2010 г.

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Обществознания и социально-экономических
дисциплин»
Протокол №1
От « » 20 года
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника колледжа по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (Базовый уровень СПО)

Председатель ПЦК «Обществознания
и социально-экономических дисциплин»

___________________ А. А. Попов
Заместитель директора по учебной работе:


___________________________________







Автор: Кожемякина Лилия Михайловна, преподаватель
общественных дисциплин ГОУ СПО КАТ № 9

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Внешний: Г.П. Бармянцева, преподаватель общественных дисциплин высшей категории ГОУ СПО ТХК № 60

Внутренний: А.А. Попов, преподаватель общественных дисциплин высшей категории ГОУ СПО КАТ № 9
РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу учебной дисциплины "Основы социологии и политологии" для специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (базовый уровень СПО)
Рабочая программа составлена на основании примерных программ для средних специальных учебных заведений «Основы социологии» и «Основы политологии», утвержденными 14.05.2002г и 20.06.2002, ИПР СПО.
Изучение предмета по программе рассчитано на 61 академический час занятий, включая 8 часов практических занятий и 2 часа на обязательную контрольную работу. В рабочей программе предусмотрены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые определены стандартом специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа включает в себя два раздела:
Раздел 1 – Основы социологии
Раздел 2 – Основы политологии
Рабочая программа снабжена пояснительной запиской, тематическим планом, списком основной и дополнительной литературы, а также материалами для семинарских и практических занятий.
В рабочей программе определены знания и умения, которые должны приобрести студенты в процессе изучения дисциплины.
Каждая тема данного курса предполагает самостоятельную работу учащихся в дифференцированных формах, а именно: самостоятельную работу с учебной и справочной литературой, работу с таблицами и схемами, наглядными пособиями, что способствует углублению и расширению знаний студентов, формирует умения и навыки самостоятельной работы.
Рабочая программа может быть рекомендована в качестве базовой для преподавания курса «Основы социологии и политологии» в системе среднего профессионального образовани.
Рецензент: преподаватель общественных дисциплин
высшей категории ГОУ СПО ТКХ№ 60 Г.П. Бармянцева
РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу учебной дисциплины "Основы социологии и политологии" для специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (Базовый уровень СПО)
Рабочая программа составлена на основании примерных программ для средних специальных учебных заведений «Основы социологии» и «Основы политологии», утвержденными 14.05.2002г и 20.06.2002, ИПР СПО.
Изучение предмета по программе рассчитано на 61 академический час занятий, включая 8 часов практических занятий и 2 часа на обязательную контрольную работу. В рабочей программе предусмотрены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые определены стандартом специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа включает в себя два раздела:
Раздел 1 – Основы социологии
Раздел 2 – Основы политологии
Рабочая программа снабжена пояснительной запиской, тематическим планом, списком основной и дополнительной литературы, а также материалами для семинарских и практических занятий.
В рабочей программе определены знания и умения, которые должны приобрести студенты в процессе изучения дисциплины.
Каждая тема данного курса предполагает самостоятельную работу учащихся в дифференцированных формах, а именно: самостоятельную работу с учебной и справочной литературой, работу с таблицами и схемами, наглядными пособиями, что способствует углублению и расширению знаний студентов, формирует умения и навыки самостоятельной работы.
Рабочая программа может быть использована как базовая в изучении данной дисциплины.
Рецензент: преподаватель общественных дисциплин высшей категории ГОУ СПО КАТ № 9 Попов А.А.
1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (Базовый уровень СПО) и является единой для всех форм обучения.
Основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» являются примерные программы «Основы социологии», авторы А.И. Кравченко, В.В. Латышева, Р.Л. Палтиевич, утвержденная Управлением среднего профессионального образования Минобразования России 14.05.2002г., и «Основы политологии», автор С.И. Мавроди, утвержденная Управлением среднего профессионального образования Минобразования России 20.06.2002г., являющиеся базовыми для системы СПО. Примерные программы «Основы социологии» и «Основы политологии» планируют учебный курс в объёме 54 академических часов по каждой дисциплине. С учётом технического профиля колледжа, готовящего специалистов по ремонту и эксплуатации транспорта, а также в связи с тем, что ряд тем изучается в дисциплине «Обществознание», учебным планом колледжа планируется изучение данных дисциплин в форме единого курса «Основы социологии и политологии» в объёме 61 часа аудиторных занятий. Конкретная комбинация разделов и тем дисциплины «Основы социологии и политологии» содержится в Тематическом плане данной рабочей программы.
Данная дисциплина «Основы социологии и политологии» реализуется как дисциплина цикла ОГСЭ (общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин). Курс «Основ социологии и политологии» продолжает гуманитарную подготовку обучаемых и ставит своей целью дать студентам знания основ социальной и политической наук, способствуя тем самым подготовке образованных, творчески мыслящих специалистов, формировать у них активную жизненную и гражданскую позицию.
Изучение дисциплины «Основы социологии и политологии» осуществляется во взаимосвязи с такими дисциплинами как «История», «Обществознание», «География», «Основы экономики», «Основы философии», «Основы права», что обуславливает комплексный характер её изучения.
Преподавание дисциплины осуществляется на основе образовательной технологии проблемного обучения, метода проектов.
Лекционно-семинарская форма организации учебного процесса сочетается с инновационными видами занятий, такими как учебная игра, брифинг, урок-практикум, что способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы студентов.
Программа содержит:
- тематический план;
- содержание учебной дисциплины;
- перечень практических занятий;
- перечень самостоятельных работ;
- перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.

В «Тематическом плане» раскрывается последовательность изучения социальной и политической проблематики, целью которой является формирование системного взгляда на общество и политику, а также показывается примерное распределение учебного времени между темами дисциплины.
В разделе «Содержание учебной дисциплины» приводятся наименование учебных тем, требования к знаниям и умениям студентов по каждой из них, раскрывается содержание учебного материала в объеме дидактических единиц.
В перечне практических, самостоятельных работ указаны тематика занятий (работ) и методические указания по их выполнению.
В перечне рекомендуемой литературы указывается основная и дополнительная учебная литература.
Рабочая программа раскрывает содержание основных дидактических единиц ГОС СПО.
В результате изучения дисциплины в соответствии с требованиями ГОС СПО студенты должны:
иметь представление об основных исторических этапах становления социологии и политологии как науки, методах конкретно-социологических исследований, развитии и актуальных проблемах политологии, использовании социально-политических знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношениях;
знать специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, взаимодействия личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизма их регуляции, деятельности институтов политической власти и механизмах принятия политических решений;
уметь методологически грамотно анализировать различные социальные факты, сравнивать политические проблемы в разных регионах мира, понимать значение демократии для жизни общества, формировать собственную политическую культуру, чтобы применять политологические и социологические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.
В соответствии с программой, максимальной учебной нагрузки обучающегося предусмотрено 79 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 61 час; из них 8 часов на практические занятия и 2 часа на обязательную контрольную работу; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Изучение курса завершается выполнением обязательной контрольной работы в 6 семестре и сдачей зачета в 7 семестре. 2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Максим.
нагрузка
Количество аудиторных часов
Самост. работа студента



Всего
в том числе практич.
занятий


Раздел 1. Основы социологии
44
34
4
10

Тема 1.1. Введение. Система научного знания
14
12
2
2

1.1.1. Социология как наука. Специфика социологического метода
9
6
2
1

Практическая работа № 1





1.1.2. История социологии
3
2

1

1.1.3. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие
2
2




1.1.4. Личность в системе социальных отношений
2
2




Тема 1.2. Социальная динамика
14
10

4

1.2.1. Социализация личности
2
2



1.2.2. Культура как социальное явление
5
4
2
1

Практическая работа № 2





1.2.3. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения
3
2


1

1.2.4. Социальные институты
3
2

1

Тема 1.3. Социальная структура
12
8

4

1.3.1. Социальные общности и группы. Этнические общности
3
2

1

1.3.2. Семья как социальный институт и малая группа
3
2


1

1.3.3. Общество как социальная система
3
2


1

1.3.4. Социальная стратификация и мобильность
3
2


1

Тема 1.4. Итоговый контроль по разделу Основы социологии»
4
4



1.4.1 Обязательная контрольная работа
2
2



1.4.2. Итоговое занятие по разделу «Основы социологии»
2
2



Раздел 2. Основы политологии
35
27
4
8

Тема 2.1. Введение. Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли
2
2

1

Тема 2.2. Социально-экономические основы политики
5
4

1

2.2.1. Политика и экономика: проблемы взаимодействия.
Политические интересы социальных групп общества
3
2

1

2.2.2. Человек в политике
2
2



Тема 2.3. Политическая жизнь общества
30
23
4
7

2.3.1. Политическая система общества: политическая власть и политические режимы
3
2

1

2.3.2. Государство и гражданское общество.
Президент и парламент в структуре политической власти
3
2

1

2.3.3. Политические партии и партийные системы
Политическая элита и политическое лидерство
5
4
2
1

Практическая работа №3





2.3.4. Политический процесс и его участники
5
4
2
1

Практическая работа №4





2.3.5. Политическая культура и политическое сознание
3
2

1

2.3.6. Политические коммуникации
2
2



2.3.7. Внешняя политика и международные отношения
3
2

1

Тема 2.4. Итоговое занятие по разделу «Основы политологии».
Зачет по дисциплине «Основы социологии и политологии»
3
3



Итого
79
61
8
18

3.Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. «Основы социологии»
Тема 1.1. Введение. Система научного знания
1.1.1. Социология как наука. Специфика социологического метода
Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки. Гуманитарные и социальные науки, их специфика в изучении общества. Развитие взглядов на предмет социологии. Понятие социального. Социальный факт. Социальная проблема.
Социологические исследования как инструмент познания общества. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, их возможности и специфика.
Научная гипотеза и социологический инструментарий. Логика и процедура научного исследования.
Применение конкретно-социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве. Задачи и функции социологической службы на предприятии.
Цели и задачи изучения основ социологии студентами средних специальных учебных заведений. Социологическая информация в профессиональной деятельности специалиста.
Практическая работа № 1: разработка «портфеля» социолога (подготовить анкету, опросный лист, разработать методику проведения эксперимента)
Студент должен:
знать предмет и специфику подхода социологии к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными науками (философией, историей, психологией), базовые категории социологии (социальное действие, взаимодействие, личность, социальный статус и роли личности, общество, социальный институт, культура; возможности социологического познания действительности, понятие социального факта, основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность);
иметь представление о роли и месте социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности;
о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных);
уметь привести примеры , подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии; составлять план социологического исследования, применять различные методы исследования на практике в своей профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа: разработка инструментария социологического исследования - методики эксперимента, наблюдения, шкалы критериев репрезентативности.
1.1.2. История социологии
Историческая хронология развития мировой социальной мысли: древность, средневековье, новое время, современность.
Возникновение социологии как науки. О.Конт - родоначальник социологии. Социология как наука о “порядке и прогрессе». Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда. Вклад Э.Дюркгейма в развитие социологии: методология социальных фактов, учение о разделении общественного труда, органическая и механическая солидарность, коллективное сознание. Теория социальной эволюции Г.Спенсера. Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, классах и классовой борьбе. “Понимающая” социология М.Вебера. Теория «социальной стратификации» П.Сорокина. Американская социология: менеджмент и теория НОТ Ф. Тэйлора, теория «человеческих отношений» Э. Мэйо, теория «иерархии потребностей» А.Маслоу.
Социология в России: юридическая школа, социологические идеи теоретиков позитивизма, социал-органицизм, субъективная школа в русской социологии. Марксистское направление в русской социологии.
Современный период в развитии социологии и ее перспективы.
Студент должен:
знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы;
иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса;
уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе.
Самостоятельная работа: подготовка докладов по 2-3 социологическим теориям ( О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Ф.Энгельс, П.Сорокин, Ф. Тэйлор, Э. Мэйо, А.Маслоу )
1.1.3. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие
Влияние природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений. Особенности биологии и потребностей человека как предпосылка социальной жизни.
Социальное действие как важнейшая категория социологии, сущность социального действия, его отличие от мнимого действия. Мотивация действия как его смысл. М.Вебер о влиянии различных типов мотивации на формирование социальной реальности. Типичные мотивы социальных действий, их распространенность в западном, восточном и российском обществах.
Социальная связь как зависимость, реализованная через социальное действие. Контакт и взаимодействие как виды социальной связи. Теория Дж.Хоманса о взаимодействии как обмене ценностями. Интеракционизм Дж.Мида.
Горизонтальные и вертикальные взаимодействия в обществе. Отношения влияния и власти.
Сотрудничество и соперничество - исторически сложившиеся формы социального взаимодействия. Конкуренция и конфликт, их последствия в социальном взаимодействии. Причины и условия развития социальных конфликтов.
Студент должен:
знать сущность понятий “социальное”, “социальное действие”, “взаимодействие”; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М.Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равновесие).
иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, особенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена ценностями при социальных отношениях , об отношениях социальной зависимости и власти, формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);
уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности.
Самостоятельная работа: подготовить примеры социального действия с выделением его составляющих.
1.1.4. Личность в системе социальных отношений
Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Личность и культура.
Схема взаимоотношений личности и общества: поиск - предложения - выбор. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов. Статусный набор. Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений. Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование.
Социальные роли личности. Роль как социальные ожидания и модель поведения. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой набор. Ролевой конфликт, его причины и способы разрешения.
Студент должен:
знать отличие понятий “человек”, “личность”, “индивид”. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Личность и культура. Функциональные обязанности личности и ее статус. Виды статусов. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой конфликт и способы его разрешения;
иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах);
уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов.
Самостоятельная работа: подготовить схему «Статусный портрет индивида».

Тема 1.2. Социальная динамика
1.2.1. Социализация личности
Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная изоляция и феральные люди.
Универсальное и специфическое в социализации. Процесс социализации, его этапы и стадии. Особенности социализация на разных ее этапах. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив. Социализация и формирование личности. Возникновение социального “Я”. Теория “зеркального “Я” Ч. Кули. “Я” как процесс. Десоциализация и ресоциализация.
Особенности процесса социализации в различных типах обществ.
Значение процесса социализации для личности и общества. Социализация и индивидуальная свобода. Преемственность поколений.
Студент должен:
знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества;
иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации;
уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ.
Самостоятельная работа: выполнить структурно-логическую схему «Этапы и стадии социализации»
1.2.2. Культура как социальное явление
Особенности социологического анализа культуры. Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной субкультуры.
Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные универсалии. Основные элементы культуры: язык, знания и убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство.
Распространение культуры, значение творческих личностей и культурной матрицы в этом процессе. Культурное развитие и деградация.
Практическая работа № 2: разработать проект социологического исследования «Субкультуры российского общества»
Студент должен:
знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;
иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций ; специфике молодежной культуры;
уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных “языков”, молодежного сленга).
Самостоятельная работа: подготовить инструментарий для проекта социологического исследования «Субкультуры российского общества» (анкеты, опросные листы, критерии интерпретации результатов)
1.2.3. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения
Социальные роли и поведение личности. Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности: механизм отбора, механизм предписывания, механизм контроля.
Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный. Агенты социального контроля.
Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь. Виды социальных норм. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений.
Девиации и развитие общества. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.
Студент должен:
знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые;
иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений;
уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности.
Самостоятельная работа: привести примеры девиантного поведения, сделать анализ его влияния на развитие общества.
1.2.4. Социальные институты
Содержание понятия "социальный институт". Основные признаки социальных институтов. Предсказуемость общества важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие. Политические, экономические, культурно-образовательные институты - базовые институты общества, сферы их влияния. Функции и дисфункции социальных институтов. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов. Основные направления институциональных изменений.
Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества.
Студент должен:
знать сущность понятия "социальный институт", признаки, социально-исторические типы социальных институтов, социальные последствия процесса институционализации. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества;
иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;
уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений.
Самостоятельная работа: подготовить таблицу «Социальные институты, их виды и характеристика»

Тема 1.3. Социальная структура
1.3.1. Социальные общности и группы. Этнические общности
Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Многообразие общностей и групп. Социальные причины образования общностей и групп. Мнимые и контактные социальные общности. Масса как феномен социальной общности. Роль толпы в социальном процессе. Особенности поведения личности в толпе.
Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития. Этнические процессы. Этнические конфликты и проблема их преодоления.
Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные, ин- и аутгруппы, референтные группы. Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости. Изучение сплоченности малой группы. Определение и функции лидера в группах.
Влияние социальных групп на развитие современного российского общества.
Студент должен:
знать отличительные признаки социальных общностей и групп, причины их образования и роль в организации социальной жизни. Многообразие общностей и групп. Критерии зрелости социальной группы. Лидерство в группах;
иметь представление о формах массового поведения и коллективных действиях, социальных последствиях этих действий;
уметь проанализировать внутреннюю структуру (композицию) своей учебной группы, определить социальные факторы, способствующие проявлению лидерства.
Самостоятельная работа: дать подробный анализ какой-либо социальной группе современного общества.
1.3.2. Семья как социальный институт и малая группа
Родство, брак и семья. Исторические формы семьи: моногамия, полигамия. Семейные традиции. Семейные роли. Домашний труд.
Генезис семьи: изменение ее внутренней структуры и функций, причины этих изменений. Гражданский брак. Факторы социального воздействия на семью и брак. Работа женщин вне дома. Проблемы жизнедеятельности социально однородных и гетерогенных семей. Нуклеарные и расширенные семьи. Многодетные, малодетные и бездетные семьи.
Жизненный цикл семьи. Развод. Причины роста разводов в современном обществе. Развод и дети. Семья с одним родителем. Повторный брак. Одиночество. Перспективы семьи.
Семья и демографическая политика в современной России и других государствах мира.
Студент должен:
знать сущность понятий “родство”, “брак”, “семья”, исторические формы семьи и брака, социальные факторы их развития, функции семьи как социального института и малой группы;
иметь представление о жизненном цикле семьи, причинах распада семей, социальных последствиях разводов, демографической политике современных государств;
уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений.
Самостоятельная работа: подготовить эссе «Роль семьи в современном обществе»
1.3.3. Общество как социальная система
Страна, государство, общество. Основные признаки общества, его структура и функции. Общество как социокультурная система.
Развитие общества, основные формы развития. Прогресс и регресс. Особенности развития стабильного общества и общества в условиях системной дезорганизации. Проблемы развития современного российского общества. Условия саморазрушения общества. Аномия.
Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия. Д. Белл, У.Ростоу о стадиях развития общества. Общественно-экономические формации в типологии К.Маркса. Теория мировой системы И. Валлерштайна. Многообразие обществ в современном мире, их взаимосвязь и взаимозависимость. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.
Студент должен:
знать отличие понятий “страна”, “государство”, “общество”, основные признаки общества, основные тенденции развития и конкретно-исторические типы, отличительные особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов общества;
иметь представление о прогрессе и регрессе как направлении развития общества, проблемах развития современного российского общества, условиях саморазрушения общества, аномии;
уметь анализировать характерные черты и особенности различных типов обществ.
Самостоятельная работа: подготовить доклад по теме «Проблемы развития современного общества»
1.3.4. Социальная стратификация и мобильность
Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. Институциональные механизмы регулирования неравенства.
Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж. Характеристика основных социальных слоев общества. Роль среднего класса в развитии современного общества. Бедность и неравенства, их типология. Роль среднего класса в современном обществе. Изменения стратификации и эволюция классов в России.
Профессионально-должностная структура общества. Социальный портрет типичного работника предприятий авиационной промышленности. Роль ИТР в развитии общества.
Понятие социальной мобильности, ее причины. Групповая и индивидуальная социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Маргинальная личность. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия.
Студент должен:
знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества;
иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс;
уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.
Самостоятельная работа: выполнение схемы «Стратификация российского общества»
Тема 1.4. Итоговый контроль по разделу Основы социологии»
1.4.1. Обязательная контрольная работа по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Контрольная работа составлена по всем темам дисциплины, в 2 вариантах по 15 заданий: 1-го, 2-го и 3-го уровней, вопросы и задачи.
1.4.2. Итоговое занятие по разделу «Основы социологии»
1) Защита проекта социологического исследования, представление результатов.
2) Устный опрос, беседа по темам:
1. Предмет социологии и ее методы.
2. История становления социологической науки.
3. Социальное действие и взаимодействие как основа социальных отношений.
4. Личность как субъект и продукт социальных отношений.
5. Культура и социализация личности.
6. Социальные отклонения.
7. Социальные институты, их роль в развитие общества.
8. Социальные общности и группы в современном мире.
9. Общество как социальная система.
10. Социальное неравенство и стратификация в современном обществе.
Раздел 2. Основы политологии

Тема 2.1. Введение. Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли
Политика как социальное явление. Ее роль в развитии общества и личности. Предмет политологии. Основные понятия науки о политике. Методы изучения политической жизни общества. Политологам в системе социально-гуманитарного знания, ее функции. Наука о политике как академическая дисциплина в разных странах мира. Политические идеи в истории человеческой цивилизации. Элементы политологии в учениях Платона (“Государство”) и Аристотеля (“Политика”). Конфуций и его этико-политическое учение. Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения (Н. Макиавелли и др.). Гражданская теория политики времени ранних индустриальных обществ (Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.). Политические аспекты европейской социалистической и марксистской мысли (Т. Мор, Т. Кампанелла, К. Маркс, Ф. Энгельс). Российская политологая: история и современность. “Поучение” В.Мономаха, петровская политическая мысль, Н.М. Карамзин, славянофилы и западники, революционные демократы и анархисты, социалисты. В.И. Ленин, Н.А. Бердяев, С. Н.Булгаков и др. Ренессанс классической и неоклассической политической мысли в современной России. Современные зарубежные политологические школы и доктрины (М.Вебер, Д. Истон, Р. Даль, М. Дюверже и др.).
В результате изучения темы 2.1.“Введение” студент должен:
понимать сущность политики;
иметь представление о предмете политологии, методах ее изучения, истории становления различных политологических школ и доктрин, особенно отечественных;
уметь ориентироваться в системе социально-гуманитарных наук, понимать их взаимосвязь и значение для формирования специалиста.
Самостоятельная работа: работа с философскими, политическими, научными, публицистическими, правовыми источниками по теме «История политической мысли»

Тема 2.2. Социально-экономические основы политики
2.2.1. Политика и экономика: проблемы взаимодействия.
Политические интересы социальных групп общества
Политика как концентрированное выражение экономики. Создание социально-ориентированной экономики основа современной политической деятельности.
Экономическая политика: ее суть и значение. Альтернативные программы модернизации экономики в России и других странах мира. Основные направления политики включения России в мировое хозяйство.
Общество как система. Общественные, групповые интересы и власть. Виды интересов, типология, особенности формирования.
Политические сферы жизни этносов, наций, национальных групп. Формы и принципы организации национальной государственности. Мировой опыт формирования и развития многонационального сообщества государств и народов. Этнополитические конфликты: сущность, пути разрешения.
Этнополитическое пространство Российской Федерации. Сепаратизм и национализм - главное проявление конфликтного потенциала межнациональных отношений.
Конфессиональные группы в политике. Взаимоотношения религий, церкви и государства в политике. Причины активизации политической деятельности церкви в современных условиях.
Столкновение интересов как основа политических конфликтов и кризисов. Природа политических конфликтов, формы развития. Социальная политика, ее роль в преодолении кризисных ситуаций в обществе.
Студент должен:
понимать сущность и значение экономической политики;
иметь представление о социальных, экономических и политических интересах различных социальных групп общества;
уметь самостоятельно анализировать ситуации конфликтов, столкновения интересов различных социальных групп, принимать решения, способствующие разрешению конфликтов.
Самостоятельная работа: предложения по решению отдельных политических ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.
2.2.2. Человек в политике
Политические интересы и потребности личности. Соотношение политических интересов личности и общества. Политическая социализация как включение личности в политику и передача политического опыта поколений. Этапы, пути, формы политической социализации. Своеобразие и роль различных социально-политических институтов и семьи в формировании личности. Специфика политической социализации в конфликтных условиях.
Типология политической личности. Мотивация, материальные, социокультурные и политико-правовые предпосылки участия личности в политике. Дифференцированный подход к политическому участию. Формы (институциональные и внеинституциональные) политического участия. Политические права и свободы, политическая активность, индифферентность и конформизм в политической жизни. Молодежь и политика.
В результате изучения темы 2.2. «Социально-экономические основы политики” студент должен:
понимать взаимосвязь политики и экономики;
знать о сущности политических интересов различных социальных, этнонациональных, конфессиональных групп, личности;
уметь понять суть не только разнообразных общественных политических интересов, но и своего личного политического интереса.
Самостоятельная работа: найти примеры влияния личности на политику.

Тема 2.3. Политическая жизнь общества
2.3.1. Политическая система общества: политическая власть и политические режимы
Сущность, содержание понятия “политическая жизнь общества”. Закрытое и открытое общество. Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни. Свобода политической жизни общества. Политическая институционализация как процесс закрепления и упорядочения общественных интересов.
Понятие политической системы общества. Основные подходы к исследованию политических систем. Структура политической системы. Типология политических систем, функции. Устойчивость политической системы.
Реформы политической системы в России: причины, сущность.
Политическая власть: историко-политологическое объяснение. Современные концепции власти.
Понятие политической власти. Соотношение с политическим влиянием и политическим авторитетом. Источники власти. Признаки, принципы, формы правления, функции, ресурсы политической власти.
Динамика власти, кризис. Причины и способы преодоления кризисной ситуации.
Механизмы осуществления политической власти. Политический режим как система методов осуществления политической власти. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Признаки и особенности режимов.
Демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти. Теории демократии. Принципы демократии: большинства, конституционализма, разделения властей. Ограниченность современной демократии. Проблемы становления демократии в России в начале XXI века.
Студент должен:
знать содержание понятий «политическая система общества», «политическая власть», «политический режим», «демократия», «тоталитаризм», «авторитаризм»;
уметь ориентироваться в принципах и механизме осуществления политической власти.
Самостоятельная работа:
работа со словарем социально-политических терминов;
структурно-логическая схема «Политическая власть: принципы и механизм осуществления».
2.3.2. Государство и гражданское общество.
Президент и парламент в структуре политической власти
Государство как фундаментальный институт политической системы. Природа, сущность, типы, функции. Монархия и республика. Суверенность, легитимность государственной власти. Принципы функционирования аппарата в современном государстве (единство власти, разделение властей и др.).
Правовое государство. История развития. Основные признаки. Пути становления в Российской Федерации.
Понятие “гражданское общество” в политических учениях Д. Локка, Т.Гоббса, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, К. Маркса и других мыслителей.
Основные черты гражданского общества, условия существования: рынок, корпоративные группы, независимые политические силы и общественное мнение, права и свободы личности.
Соотношение правового государства и гражданского общества.
Президентская республика, ее особенности. Политический статус, права и обязанности президента. Президентская власть в различных странах. Президент и правительство. Взаимоотношения президента с законодательной и судебной властями.
Парламентская республика. Главные отличительные черты. Форма парламентов. Партийный и социальный состав. Компетенция, функции и порядок работы парламента. Взаимоотношения с правительством. Типы парламентских систем.
Федеральное собрание в Российской Федерации: структура и функции. Характер выборов в Совет Федерации и Государственную Думу.
Смешанная (полупрезидентская) форма правления.
Студент должен:
знать содержание понятий «государство», «гражданское общество», «форма правления», «парламент», «правительство», «президент»;
уметь самостоятельно определять форму правления, устройства государства, политический режим по характерным признакам.
Самостоятельная работа: подготовить доклад на тему «Гражданское общество, его роль в политике».
2.3.3. Политические партии и партийные системы.
Политическая элита и политическое лидерство
Происхождение и сущность политических партий. Место в политической системе общества. Классификация партий. Функции в демократическом обществе. Конституционно-правовой статус политических партий.
Партийные системы: сущность и разновидности (многопартийные, двухпартийные, однопартийные). Тенденции формирования многопартийной системы в российском обществе.
Политические движения, общественные организации и группы давления. Лоббирование в системе политической деятельности. Правовое регулирование лоббистской деятельности.
Управляющие и управляемые. Понятие политической элиты. Теории элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и др.
Группы политических руководителей, их социальный состав. Функции политической элиты.
Политические лидеры и их роль в политической жизни. Понятие лидерства, формальные и неформальные лидеры. Функции политических лидеров. Факторы лидерства, стиль политического лидерства. Харизматическая личность. Лидерство и культ личности. Институционализация и профессионализация лидерства в современных условиях. Имидж и лидерство.
Политические лидеры современной России.
Студент должен:
знать содержание понятий «политическая партия», «лобби», «харизма»;
иметь представление о роли политических партий и движений в развитии общества;
уметь самостоятельно ориентироваться политических направлениях.
Практическая работа № 3: учебная игра «Политические партии»
Самостоятельная работа: работа с источниками социальной информации (философскими, политическими, научными, публицистическими, правовыми); подготовка к учебной игре программы, символики, листовок, плакатов, буклетов политической партии, выступления политиков.
2.3.4. Политический процесс и его участники
Понятие “политический процесс”. Соотношение политической жизни общества и политических процессов, возможности их прогнозирования. Политико-властные процессы, проводимые законодательной, исполнительной и судебной властями. Выработка политического курса и принятие решений.
Участие гражданского общества в политических процессах.
Политический процесс в стабильных условиях, переходный и кризисный периоды.
Политические позиции участников политического процесса: прагматизм, политический реализм, ненасилие.
Виды и способы политического взаимодействия. Демократические формы борьбы: компромисс, консенсус, блокирование политических сил, союз, конфронтация. Насилие в политическом процессе (гражданская война, государственный переворот, политический экстремизм, терроризм).
Выборы и избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Правовые основы избирательных кампаний. Системы представительства: традиционная, сословная, правовая. Избирательная кампания как вид политической мобилизации в демократическом обществе.
Политические процессы и развитие, эволюция политических систем. Условия и типы политического развития. Модернизация общества.
Особенности политического процесса в современной России.
Студент должен:
знать содержание понятий «выборы», «избирательная система», «электорат»;
иметь представление о роли выборов и избирательной системы в формировании демократии;
уметь формулировать политические и экономические интересы своей социальной группы, отстаивать свои права демократическими, законными способами.
Практикум: учебная игра «Выборы. Ход избирательной кампании»
Самостоятельная работа: подготовка к учебной игре (предвыборных программ, избирательных бюллетеней, символики, листовок, плакатов, буклетов, выступлений кандидатов).
2.3.5. Политическая культура и политическое сознание
Понятие “политическая культура”. История понятия и многообразие определений. Содержание и сущностные характеристики политической культуры. Типология, основные элементы и функции политической культуры. Влияние политической культуры на формирование политической системы.
Подсистемы политической культуры. Политическая культура молодежи.
Особенности российской политической культуры.
Соотношение политической культуры и политического сознания. Политическое сознание - отражение бытия политической жизни. Типы политического сознания. Политический менталитет. Политические ценности, потребности и интересы. Мораль и политические предпочтения. Религиозные элементы политического сознания. Обыденное сознание, здравый смысл и научное знание в политике. Политические мифы, символика,
Политическое поведение. Политическая воля, амбиции. Экстремальные формы политического поведения. Возможности и пределы регулирования политического поведения.
Студент должен:
знать содержание понятий «политическая культура», «политическое сознание»;
уметь критически анализировать свою политическую культуру, сознание и политическое поведение.
Самостоятельная работа: работа с источниками социальной информации (философскими, политическими, научными, публицистическими, правовыми), подобрать материал, представляющий разные типы политической культуры.
2.3.6. Политические коммуникации
Основные средства политических коммуникаций, исторические и современные: радио, телевидение, пресса, Интернет и другие средства массовой информации (СМИ).
Роль политических коммуникаций в формировании политической жизни общества. Функции СМИ. Место и роль в политике, политическом маркетинге, формировании имиджа политических лидеров. Взаимодействие с политической властью. Плюрализм СМИ в демократическом обществе.
Политическое манипулирование. Методы и приемы манипулирования. Значение политической рекламы и пропаганды. Роль телевидения и Интернета в современном обществе.
Правовые, этические и профессиональные аспекты деятельности политических коммуникаций.
Студент должен:
знать о роли и функциях политических коммуникаций в формировании политической жизни общества;
уметь ориентироваться в средствах политических коммуникаций, исторических и современных: радио, телевидение, пресса, Интернет и другие средства массовой информации (СМИ)
Самостоятельная работа: подготовить обзор российских и зарубежных СМИ, сделать сравнительный анализ роли СМИ в политике.
2.3.7. Внешняя политика и международные отношения
Понятие внешней политики. Ее сущность, структура, функции и отличия от внутренней политики. Понятие “международные отношения”. История становления международных отношений. Роль международных организаций. ООН: структура, функции.
Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения. Борьба с международным терроризмом.
Изменения облика мира на рубеже XX - XXI веков. Новое геостратегическое положение России после распада СССР, возникновение СНГ,
Новый внешнеполитический курс России.
Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Студент должен:
знать сущность, структуру и функции внешней политики;
иметь представление о геополитической ситуации в мире, государственных интересах России, глобальных проблемах и способах их разрешения.
Самостоятельная работа: обзор российских и зарубежных СМИ, подготовка доклада о современной геополитической ситуации в мире.

Тема 2.4. Итоговое занятие по разделу «Основы политологии».
Зачет по дисциплине «Основы социологии и политологии».
Зачёт проводится в форме собеседования по теоретическим вопросам и защиты реферата.
В итоге изучения раздела «Основы политологии» студент должен:
усвоить суть понятий политическая власть, режимы, политическая система общества, взаимосвязи и взаимодействия ее институциональных элементов, особенностей разноплановых политических процессов в обществе;
понимать значение внешней политики и международных отношений для внутриполитической жизни;
понимать роль политологии в формировании личности специалиста как гражданина общества;
уметь применять полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Вопросы к зачёту.
Предмет и методы социологии и политологии.
История социологии и политологии.
Общество как социальная система: признаки, структура, функции.
Развитие общества: прогресс и регресс.
Государство: природа, сущность, типы, функции.
Правовое государство и гражданское общество.
Социальные институты и организации: понятия, функции, типы.
Политическая система общества: понятие, структура, функции и типы.
Особенности политической системы в России.
Политическая власть: источники, функции, ресурсы.
Принципы функционирования государственной власти.
Политический режим: понятие и типы.
Тоталитарный политический режим: понятия и признаки.
Авторитарный политический режим.
Демократический политический режим.
Личность как объект изучения социологии.
Социальная структура: понятие и элементы.
Социальные статусы: понятие, виды, значение. Статусный набор.
Социальные роли: понятия. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
Социализация личности: понятие, виды.
Десоциализация и ресоциализация.
Социальный контроль: понятие и структура.
Отклоняющееся поведение и его формы.
Социальные группы: понятие и виды.
Социальные общности: понятие и факторы образования.
Политические группы: понятие, виды, значение.
Политические партии: понятие, признаки, виды. Партийные системы.
Политическая культура и политическое сознание.
Социальная стратификация: понятие и типы.
Стратификация современного российского общества.
Социальная мобильность: понятие, типы, факторы.
Социальное взаимодействие: понятие, типы, формы. Социальный обмен.
Социальные конфликты: понятия, типы, последствия.
Политический процесс: виды и способы политического взаимодействия. Избирательные системы.
Мировая политика и международные отношения.
Темы рефератов
Социология и ее место в системе современных наук.
Основные методы социологического исследования.
Возникновение социологической науки.
Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии 19 –начала 20 вв.
Развитие социологии в США.
Основные этапы развития социологической науки в России.
Понятие социальной структуры.
Социальные общности и их основные виды.
Социальная стратификация.
Основные классы современных развитых обществ.
Социальная мобильность людей и ее основные виды.
Социальные сдвиги в современных развитых обществах.
Особенности социальной стратификации России.
Социальные институты: сущность и структура, виды и функции; понятие институализации.
Социальные ценности и социальные нормы общества.
Процесс социализации индивида.
Социальные и личный статусы и социальная роль людей.
Понятие социального поведения индивида; общественные и личные факторы, определяющие поведение людей в обществе.
Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества.
Сущность и основные причины социальных конфликтов, их роль в жизни людей.
Общество и его основные типы.
Понятие модернизации общества; модернизация первичная и вторичная.
Особенности модернизации российского общества.
Прогресс и регресс в развитии общества и их проявление в действительности.
Эволюция, революция и реформы в развитии общества.
Основные этапы развития политической науки.
Харизма и ее роль в политике.
Происхождение власти и ее источники.
Политические портреты современных российских лидеров.
Истоки тоталитаризма.
Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция.
Авторитарная традиция в российской политической истории.
Современные концепции демократии.
Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.
Федерализм: история и современные проблемы.
Институт президентства в современном мире.
Российская государственность: современные проблемы и перспективы.
У истоков теории правового государства.
Права человека: история и современность.
Механизмы защиты прав человека.
Состояние прав человека в современной России.
Партия как социальный и правовой институт.
Партии на выборах, в парламенте и правительстве.
Партийные ориентации российского электората.
Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.
Оппозиция и ее роль в политической жизни.
4. Перечень практических работ по дисциплине «Основы социологии и политологии»

Практическая работа № 1
Разработка «портфеля» социолога
(Определить состав «портфеля» социолога – его рабочий инструментарий, применяемый в работе, исследованиях общества, получении информации; подготовить анкету, опросный лист, презентацию, разработать методику проведения наблюдения, эксперимента, и др.)

Практическая работа № 2 Проект социологического исследования «Субкультуры российского общества» (Самостоятельно выбрать тему исследования, в рамках предложенной; определить актуальность темы, цель, задачи; определить аудиторию исследования, составить план проведения исследования; определить предпочтительные методы исследования, подготовить инструментарий соц.исследования – анкеты, план эксперимента и др.; организовать сбор полевой информации –опрос респондентов и т.д.; обработать результаты; подвести итоги о практической значимости выполненного проекта)

Практическая работа № 3
Учебная игра «Политические партии»
(Предварительно студенты знакомятся с программными документами партий, представляющих в России различные идейно-политические течения и сопоставляют их трактовку следующих вопросов: форма правления, национально-государственное устройство, формы собственности и механизмы хозяйствования, права и свободы граждан, социальная защита, решение проблем. В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними? Материалы о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме плакатов, газет, буклетов (краткая история эволюции партии, характеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.). При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного характера. Учебная игра завершается заполнением таблицы «Программные установки российских политических партий»)

Практическая работа № 4
Учебная игра «Выборы. Технология избирательной кампании» ( Игра тщательно готовится участниками заранее. Время проведения игры 90 минут. Игра состоит из 5 этапов, которые предусматривают определённый алгоритм действий и задания. Формируются 34 команды «партии» по 45 человек. «Беспартийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-политическую платформу и готовит «предвыборную программу». Результаты игры подсчитываются в баллах )
5. Перечень видов самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа призвана обеспечить более глубокий уровень усвоения студентами основных разделов социологии и политологии. Каждая тема данного курса предполагает самостоятельную работу учащихся в дифференцированных формах, а именно: самостоятельную работу с учебной и справочной литературой, работу с таблицами и схемами, наглядными пособиями, что способствует углублению и расширению знаний студентов, формирует умения и навыки самостоятельной работы.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в различных формах: от индивидуального собеседования с преподавателем до «круглых столов», семинаров, конференций, учебных игр и конкурсов.
Виды самостоятельной работы:
Разработка инструментария социологического исследования - анкет, опросных листов, методики эксперимента, наблюдения, шкалы критериев репрезентативности
Подготовка докладов по 2-3 социологическим теориям (О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Ф.Энгельс, П.Сорокин, Ф. Тэйлор, Э. Мэйо, А.Маслоу)
Подготовить примеры социального действия с выделением его составляющих.
Подготовить схему «Статусный портрет индивида».
Выполнить структурно-логическую схему «Этапы и стадии социализации»
Подготовить инструментарий для проекта социологического исследования «Субкультуры российского общества» (анкеты, опросные листы, критерии интерпретации результатов).
Выполнить структурно-логическую схему «Этапы и стадии социализации».
Привести примеры девиантного поведения, сделать анализ его влияния на развитие общества.
Подготовить таблицу «Социальные институты, их виды и характеристика»
Дать подробный анализ какой-либо социальной группе современного общества.
Подготовить эссе «Роль семьи в современном обществе».
Подготовить доклад по теме «Проблемы развития современного общества»
Выполнение схемы «Стратификация российского общества»
Работа с философскими, политическими, научными, публицистическими, правовыми источниками по теме «История политической мысли»
Предложения по решению отдельных политических ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.
Найти примеры влияния личности на политику.
Подготовить доклад на тему «Гражданское общество, его роль в политике».
Работа с источниками социальной информации (философскими, политическими, научными, публицистическими, правовыми); подготовка к учебной игре программы, символики, листовок, плакатов, буклетов политической партии, выступления политиков.
Подготовка к учебной игре (предвыборных программ, избирательных бюллетеней, символики, листовок, плакатов, буклетов, выступлений кандидатов).
Подготовить обзор российских и зарубежных СМИ, сделать сравнительный анализ роли СМИ в политике.
Обзор российских и зарубежных СМИ, подготовка доклада о современной геополитической ситуации в мир.
6. Литература и средства обучения
Основная учебная литература
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. Пособие. – М., Финансы и статистика, 2009.
Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2009
Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология: Учебник. - М.: Гардарики, 2009.
Основы социологии и политологии: Учебное пособие /Под ред. А.О.Бороноева, М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2009.
Дополнительная учебная литература
История политических учений: Учебник для вузов /Под общ. ред. проф. О.В.Мартышкина - М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА-ИНФРА) М., 2010.
Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – М.: Книжный Дон, 2010.
Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс-М: Юрайт-М, 2008.
Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник.-М.: Логос, 2008.
Технические средства обучения
Компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Мультимедиапроектор.
Телевизор, видеоплейер.
Экран.
Доска.








13PAGE \* MERGEFORMAT144715




Заголовок 1пђ Заголовок 2 Заголовок 3\ђ Заголовок 4\ђ Заголовок 5µђ Заголовок 6<ђ Заголовок 715