Интеграционный подход к изучению народной культуры на предметах художественно-эстетического цикла
Интеграционный подход к изучению народной культуры на предметах художественно-эстетического цикла
Значимость искусства и художественной культуры, роль искусства и культуры в развитии социума зафиксировано в современной концепции образовательной области «Искусство», которая предлагает интеграцию не только между разными видами самого искусства, но и общим содержанием научно-гуманистического содержания. Интегративный подход на занятиях художественного цикла предполагает использование не только художественной информации, но и знаний из разных областей наук, которые помогают раскрыть наиболее полно информацию о предмете, таким образом, чтобы у учащихся сложилось общее представление об рассматриваемом объекте (образе, понятии, художнике и др.). Такого рода информация должна обязательно опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные знания из других источников. Такой подход позволяет создавать учащимся свои художественные образы по ассоциациями не только с художественными произведениями, но и с другими предметами, ближайшим окружением природой и с миром вообще. Это позволяет формировать представление о жизни, как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, где человек является его органичной составляющей.
Интеграция учебных дисциплин в обучении выступает важным фактором формирования творческих способностей и цельных представлений личности о искусстве.
Понятие «интеграция» сегодня широко используется в науке и образовании. В переводе с латинского обозначает «восполнение», «восстановление». Интеграция рассматривается как становление взаимосвязей между ранее относительно независимыми вещами, процессами, явлениями. Это становление в конечном итоге приводит к появлению качественно новых интегративных свойств.
Интеграция учебных дисциплин, являющихся основой для изучения народной художественной культуры и предметов эстетического цикла имеет объективную основу, которая составляет прежде всего единство достигаемой в обучении цели. В частности, оно способствует духовно-нравственному воспитанию, раскрытию творческих способностей учащихся и через формирование у них целостных представлений о народном искусстве. Оно осуществляется различными путями и находит проявление в различных формах. Принцип интегративности обеспечивает качественно новый уровень в преподавании художественной культуры.
Механизмом реализации принципа интеграции является драматизация на уроке, передача собственных переживаний средствами различных видов классического и народного искусства: изобразительное искусство и музыка, народное декоративно-прикладное искусство и музыкальный фольклор, а также устное народное творчество.
Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
использование на уроках метода реконструкции изучаемых событий (теоретический аспект);
освоение учащимися средств художественной выразительности различных видов искусств (практический аспект);
включение в процесс обучения творческих заданий (ролевые игры, драматизация, создание художественных произведений, исполнительство и т.п.) (творческий аспект).
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 2 класс, то здесь стержнем программы является народная музыка. Изучая этот раздел, ребенок узнает о народных праздниках и их приметах, мы воспитываем уважение к народным традициям, формируем знания о значении музыки в жизни человека, развиваем исполнительские качества и творческие способности, изучаем семейно-бытовые обряды, ибо они непременно заключили в себе функции нравственного эстетического воспитания и обучения, приобщение к национальной культуре.
Реализация данной идеи способствует достижению следующих целей:
– целостное восприятие учащимися народной культуры путем установления внутрипредметных и межпредметных связей;
– углубление и расширение знаний о народной культуре средством погружения в историю развития ее традиций;
– усвоение духовных ценностей народной культуры через эмоционально-чувственное восприятие в процессе художественно-творческой деятельности.
Пример тематического блока занятий
Апрель-водолей, начало весенних христианских праздников
Мифология
ИЗО и народное ДПИ
Музыкальный фольклор
Пока люди развлекаются, леший в лесу просыпается. Создавать с детьми по представлению образ лешего. Изучать законы правильного поведения в лесу, отношению к деревьям и лесным обитателям. Смотреть мультфильм «Домовенок Кузя».
«Живут в сказочному лесу». Учить фантазировать, создавать сказочные образы по описанию с использованием графических и живописных материалов. Работа с природными материалами. Создать образ Лешего.
Апрель, апрель – на дворе звенит капель. Учить плести «веночки» народных песен. Драматизация песни с использованием народных музыкальных инструментов (ложки, трещотки, колокольчики). Учить ритм.
«Не я бью, верба бьет, охраняя человека и Власьев род». Знакомить с традициями Вербного воскресенья». Говорить о весенних работах. Учить весенние приметы.
Писанка. Знакомить с элементами росписи писанки, выполнять их зарисовки. Знакомить с техникой папье-маше. Готовить яйцо из папье-маше к росписи.
Верба – вестница весны. Знакомить с традициями праздника, обрядом вербохлеста. Слушать колокольный звон, музыку С. Рахманинова «Весенние воды».
Пасха – светлое воскресенье. Яйцо – символ жизни. Знакомить со значением традиции яйца, показать связь с древними обычаями. Легенда о яйце и его цвете.
Пасхальное яйцо-писанка.
Символика росписи пасхальных яиц. Зарисовка символов. Эскиз росписи яйца. Коллективная работа «Пасхальное блюдо». Расписать яйцо из папье-маше.
Светлое воскресенье Пасха. Разучивать пасхальные игры «Катание яйца». Слушать церковные песнопения.
Живая и мертвая вода. Знакомить со значением раздачи в церкви святой воды. Источник живой воды – Ирий.
Знакомить с волшебными сказками. Вспоминать сказки, где герои возвращаются в мир, благодаря волшебной воде. «Конек-Горбунок», «Иван-Царевич».
Праздник «Егорий вешний». Егорий – покровитель домашних животных. Разучить загадки о животных, песню «Коровушка», песню-игру «Теремок».
Хотя проблема интеграции учебных предметов не нова, в педагогике она во многом остается нерешенной и продолжает быть весьма актуальной на сегодняшний день.
Интегрированные уроки и проекты позволяют более полно и глубоко изучить произведения искусств, историю их создания, почувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить школьников практическими навыками в различных видах творчества.