Рабочая программа по дисциплине Основы правоведения
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы правоведения
Количество часов: 59
г.Уссурийск2014
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. учебной частью
__________Мурманцева Н.А.
«____»______________20 г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель МК общеобразовательных дисциплин
______________Калужная К.Г..
Протокол №_____ от «____»______________20 г.
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы правоведения
Специальность:
Срок обучения
Количество часов: 59
Разработчик: Крумкина Елена Владимировна преподаватель обществоведческих дисциплин.
Рекомендована: Предметной методической комиссией общеобразовательного цикла КГА ПОУ «РЖДК»
2014 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………
Стр.
3-5
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..
6
СТРУКТУРА и содержание рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………...
7.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»……………………….
8-11.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………
6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТОМ ОБУЧЕНИЯ…… 12.
13
7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………….. 14-16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Основы правоведения » предназначена для изучения права в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
При освоении профессий НПО основы правоведения изучается как базовый учебный предмет в объёме 59часов. Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В учреждениях СПО изучение учебной дисциплины « Основы правоведения » направлено на развитие у обучающихся гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, правовой культуры, навыков правовомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций,
акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;
– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
При увеличении количества часов на изучение практико-ориентированных тем по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающих правовую компетентность в профессиональной дальнейшей деятельности учащихся, рекомендуется активизировать их самостоятельную работу и предложить такие формы деятельности как:
– лабораторная работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Сети Интернет;
– подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
– исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на миниконференции;
– работа с текстом из учебника, дополнительной литературы;
– работа с таблицей, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
– решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
– участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
– дискуссия, брейн-ринг;
– решение задач;
– работа с документами.
Организация занятий в таких случаях может осуществлять в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций. Учащимся предлагается также самостоятельная работа по подготовке рефератов.
Примерная программа учебной дисциплины «Основы правоведения» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования
уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы
права»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы права» относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной
программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих правовых проблемах, ценностей,
свободы как основе формирования правовой культуры гражданина и будущего
специалиста;
- определить значение права как отрасли политической культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление о законе, государстве и роли права в жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия права;
- роль права в жизни человека и государства;
- основы правового учения о государстве;
- права, свободы, обязанности человека и гражданина, механизмы их
реализации;
- систему органов государственной власти;
- правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной
деятельности;
- правовое регулирование организации здравоохранения;
- ответственность медицинских работников лечебных учреждений и
пациентов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:Максимальной учебной нагрузки обучающегося- 59часов .
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 89
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 59
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия -
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
в том числе: индивидуальное задание (рефераты) тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка презентаций и докладов) Промежуточная аттестация: по семестрам - тестирование
Итоговая аттестация - зачет
8
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы правоведения»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем
часов Уровень усвоения
2 Введение Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации. 1 1
Раздел 1
Правовое регулирование общественных отношений 3
3
2
Тема 1.1
Право в системе социальных норм Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Тема 1.2
Нормативные правовые документы
Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация права. Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях.
Тема1.3
Правовые отношения и их структура
Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
1 Самостоятельная работа обучающихся.
Составление таблицы на тему: «Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность» 1
Раздел 2.
Основы конституционного права Российской Федерации 11 Тема 2.1
Конституционное право Содержание учебного материала. 2
2
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Самостоятельная работа обучающихся: Знакомство и чтение Конституции РФ. Изучение ст. 94-109 ( структура и функции Федерального Собрания) 1 Тема 2.2
Правоохранитель-ные органы Российской Федерации.
Тема 2.3
Основы конституционного права Содержание учебного материала 1
1
2 2
Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса
Самостоятельная работа обучающихся. Рефераты на тему: «Права и свободы человека и гражданина», «Избирательная система в РФ»
Самостоятельная работа обучающихся.
Коллективное чтение Конституции РФ ст. 118 -129 (Судебная власть)
2 Тема 2.4
Полномочия президента
Содержание учебного материала 2
Порядок выбора Президента РФ. Полномочия президента РФ- ст 83 Конституции РФ. Компетенция Президента РФ. 1 2
Тема 2.5
Федеральное собрание
Структура Федерального Собрания. Порядок выбора в Федеральное Собрание.Компетенция Федерального Собрания. 1
2
Тема 2.6
Правительство России
Правительство РФ и исполнительная власть. Структура правительства РФ: Председатель правительства, Зам. Председателя РФ и федеральные министры.
1 2
Тема 2.7
Судебная власть РФ
Судопроизводство в РФ. Статус судей в РФ. Верховный Суд Российской Федерации. Высший арбитражный суд РФ 1 2
Тема 2.8
Местное самоуправление
Пути осуществления местного самоуправления. Функции органов местного самоуправления. Основы деятельности. 1 2
Тема 2.9
Гражданство РфСпособы получения гражданства в РФ.Функции гражданства. 1 2
Тема 2.10
Федеративное устройство
Тема 2.11
Итоговый тест Состав РФ. Субъекты РФ. Территория РФ. Язык в РФ. Символы гос. Власти.. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся.
Письменная работа по теме «Основные конституционные права и обязанности граждан в России»
1 Раздел 3.
Отрасли российского права 22 Тема3.1 Гражданское право
Содержание учебного материала 1 2
Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Тема 3.2
Обязательное право
Тема 3.3
Право собственности
Тема 3.4
Гражданская правоспособность и дееспособность
Тема 3.5
Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. Содержание учебного материала 1
1 2
Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Самостоятельная работа обучающихся.
Знакомство с источником Гражданского права - ГК РФ. Постатейное чтение 2 Понятие правоспособность и дееспособность. Отличия. Возраст достижения. Возраст прекращения.
Виндикационный иск. Негаторный иск. Иск о восстановление права собственности. Ответственность за причинения вреда. 1
1 2
2
Тема 3.6
Административное право
Содержание учебного материала 3
1 2
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Самостоятельная работа обучающихся
Коллективное изучение семейного кодекса РФ. Постатейное чтение. Тема 3.7
Структура административного права
Тема 3.8
Субъекты административного права
Тема 3.9
Административно-правовые формы и методы управления Содержание учебного материала 4
2 2
Самостоятельная работа обучающихся.
Разбор рефератов: «Правовое регулирование заработной платы в РФ.», «Правовое регулирование трудоустройства в РФ».
Тема 3.10
Административные наказания.
Содержание учебного материала
Административные проступки. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся : реферат на тему «Административное правонарушения. Административная ответственность» 1
Тема 3.11
Налоговое право.
Роль налогового права в финансовой системе страны. Субъект, объект налогового права. Виды налогов. 2 2
Тема 3.12
Налоговое право. Аудит.
Понятие аудита, аудиторской проверки. 1 2
Тема 3.13
Налогооблажение юридических лиц и физических лиц.
Система налогооблажения юр. Лиц. Система налогооблажения физ. лиц 1 2
Тема 3.14
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
1 2
Тема 3.15
Трудовое право
Тема 3.16
Трудовой договор, рабочее время, время отдыха
Тема 3.17
Оплата труда, трудовые споры
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Тема 3.18
Профессиональные союзы
Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. 1 2
Тема 3.19
Урок-повторение темы трудовое право
Тема 3.6
Уголовное право. Содержание учебного материала 4
2 2
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
Самостоятельная работа обучающихся.
Постатейное изучение УК РФ. Доклады на тему» Организованная преступность», «Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.»Раздел 4
Международное право и его особенности 2 Тема 4.1.
Международное право. Содержание учебного материала 1 2
Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Самостоятельная работа обучающихся.
Диспут по теме « Международная защита прав человека в военное время (рассматриваем ситуацию в Украине)» 1 Итоговое тестирование
Итого Дифференцированный зачёт 5
59 Примерные темы рефератов
Роль правовой информации в познании права.
Право и мораль: общее и особенное.
Пределы действия законов.
Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.
Права молодежи в РФ и способы их защиты.
Социально-экономические права граждан.
Политические права граждан.
Личные права граждан.
Юридическая ответственность в экономической сфере.
Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
Организованная преступность.
Презумпция невиновности и юридическая практика.
Правовые основы деятельности адвокатов.
Правоохранительные органы РФ.
Судебная система РФ.
Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.
Организация деятельности милиции в РФ.
Основы конституционного строя в РФ.
Избирательная система в РФ.
Защита права собственности в РФ.
Договор возмездного оказания услуг.
Право на образование в РФ.
Право на труд в РФ.
Правовое регулирование трудоустройства в РФ.
Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.
Материальная ответственность работников и работодателей.
Правовое регулирование заработной платы в РФ.
Наследование по закону и по завещанию.
Правовое регулирование семейных отношений.
Социальная защита в РФ.
Административная ответственность в РФ.
Примерные темы для организации проектной деятельности
Организация профилактики правонарушений в молодежной среде.
Юридическая помощь населению.
Как организовать свой бизнес.
Правовое регулирование профессиональной деятельности: вопросы теории и практики.
Я – гражданин России (я и мой выбор).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины « Основы право» обучающийся должен:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)). // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.- № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (третья). Раздел У «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ. от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 N 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. -№ 52. – Ч. 1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. -№ 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Для обучающихся
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект – центр, 2007.
Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.
Для преподавателей
Анохин В.С. Предпринимательское право. – М., 2006.
Артемов Н.М. Ашмарина Е.М. Финансовое право вопросы и ответы. – М., 2007.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М., 2007.
Гражданское право. – М., 2007.
Гражданское процессуальное право. – М., 2007.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2007.
Законодательная техника / Под ред. Тихомирова Ю.А. – М., 2000.
Коллективный договор: законы и законодательные акты. – 2-е изд., – М., 2006.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие/ сост. сб., пер., авт. вед. и вступ. ст. В.В.Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
Кудинов, Олег Алексеевич. Нотариат в Российской Федерации: курс лекций/ Олег Алексеевич Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
Куницын А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд. – М., 2007.
Курноскина, Ольга Германовна. Защита прав при обращении за медицинской помощью: экспресс-справочник / Ольга Германовна Курноскина. – М., 2006.
Международная защита прав и свобод человека. – М., 2007.
Муниципальное право. – М., 2007.
Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. – М., 2007.
Прокурорский надзор. – М., 2007.
Расстригина, Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. – М., 2007.
Семейное право – М., 2007.
Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статусю. – М., 2005
Теория государства и права. – М., 2007.
Трудовое право. – М., 2007
Уголовное право. – М., 2007.
Уголовное процессуальное право. – М., 2007.
Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2007 Юридическая энциклопедия. / Под ред. Ю.М.Тихомирова. – М., 2007.