Рабочая программа по обществознанию ИКС УМК Боголюбов Л.Н.
Департамента образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Рассмотрено»
на заседании ШМО председатель методического объединения
Протокол № _________
«____»_________2015__ г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________2015_ г.
«Утверждаю»
директор школы
/ Ю.В. Андросова /
Приказ № _________
«____»_________2015__ г.
Рабочая программа
по Обществознанию
для 6 класса
1 час в неделю/ 35 учебных часов
на 2015 – 2015 учебный год
Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель истории и обществознания
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 6-го класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.). – 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2014 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Ивановой. – 5 –е изд., испр. – М. : Просвещение, 2015 г. ; Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. уучреждений с прил. На электронном носителе / (Н.Ф Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.) ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013 г.
Программа включает материал по обществознанию для 5 и 6 класса и рассчитана на 35 часов.
Рабочая программа по обществознанию на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «Обществознание» в подготовке учащихся 6 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие шестиклассниками основополагающих ценностей и мировоззренческого опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «Обществознание» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Цели и задачи изучения курса
Главная цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления мировоззренческого опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения обществознания в 6 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровни ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.
Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание тематической работы производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Планирование
Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения обществознания в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 6 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися 6 класса включают:
формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание отдельных научных понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты;
умение находить нужную социальную информацию в различных источниках и адекватно ее воспринимать;
понимание побудительной роли мотивов деятельности человека;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур обществоведческого познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по обществознанию в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения обществознания в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Работа с различными обществоведческими источниками:
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).
2. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) о цивилизационном развитии мира
3. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
раскрывать смысл, значение важнейших обществоведческих понятий
4. Работа с версиями, оценками:
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в мировом сообществе
5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объёме 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 6 КЛАССЕ
Введение (2 час)
Для чего необходимо изучать обществознание?
Раздел I. Человек. (4 часа)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Раздел II. Семья. (4 часа)
Семья – ячейка общества. Семейное хозяйство. Делу время, потехе час.
Раздел III. Школа. (4 часа)
Что значит научиться учиться. Какая школа называется основной. Какие правила помогают дружить.
Раздел IV. Труд. (4 часа)
Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. На пути к жизненному успеху.
Раздел VI. Родина. (4 часа)
Что значит быть патриотом. Символика России. Гражданин России. Россия – многонациональное государство.
Раздел VII. Человек в социальном измерении. (6 часов)
Учимся делать добро. Будь смелым. Что такое человечность.
Раздел VIII. Человек среди людей. (4 часа)
Межличностные отношения. Человек в группе. Общение. Конфликты в межличностных отношениях.
Раздел IX. Нравственные основы жизни. (2 часа)
Человек славен добрыми делами. Будь смелым. Человек и человечность.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, (Игровые методы обучения), 2014.
Агапова И.А. Давыдова Н. С. Тематические праздники по истории России: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 6-7 класс: Справочные материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель 2013.
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 6 класс. – М.: Просвещение 2014.
Поздеев А.В., Биянова Е.Б. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок обществознания (методические разработки). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обществознание. 6 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Демонстрационные таблицы по разделам «Человек», «Общество», «Политика», «Экономика», «Социология»
5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:
1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.). – 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2014
Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ
Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь
Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения
Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная
Оценка «2» - главное содержание не раскрыто
Календарно – тематическое планирование учебного материала по Обществознанию
для учащихся 6 класса на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов в курсе: 34 (1 час в неделю).
№№ уроков
Название темы
Количество часов
Сроки изучения темы
(неделя месяца)
Формируемые УУД
Оценивание: формы, сроки
1 - 2
Введение: что изучает обществознание в 6 классе
(2 урока)
1-2 неделя сентября
Личностные:
устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
формировать свою позицию о важности всех изучаемых в школе предметов для современного человека
Познавательные:
устанавливать межпредметные связи с историей, географией, литературой
3 - 6
Тема 1
Человек.
(4 урока)
3 - 4 неделя сентября / 1 - 2 неделя октября
Познавательные:
знать особенности развития человека как биосоциального существа
выделять главные, существенные качества человека как личности
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (как в литературе описывается поведение человека в различных ситуациях)
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу, объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
формировать собственное мнение по проблеме
проектировать ситуацию на себя
Контрольная работа
«Человек»
4 неделя сентября
7 - 10
Тема 2
Семья
(4 урока)
3 – 4 неделя октября / 2 - 3 неделя ноября
Познавательные:
знать особенности развития семьи как ячейки человеческого общества
выделять главные признаки современной семьи
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (описание судеб семей)
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу, объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя,
формировать собственное мнение по проблеме
Таблица
«Типы семей»
3 неделя ноября
11 -14
Тема 3
Школа
(4 урока)
4 неделя ноября / 1 - 3 неделя декабря
Познавательные:
сформулировать черты современного образования
выделять главные причины необходимости образования в современном мире
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (образование как необходимость в социализации личности
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу, объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя
формировать собственное мнение по проблеме
Эссе «Зачем нужно образование современному человеку»?
3 неделя декабря
15 - 18
Тема 4.
Труд
(4 урока)
4 неделя декабря / 2 - 4 неделя января
Познавательные:
формулировать черты деятельности человека
выделять основные виды деятельности человека
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (трудовая деятельность как необходимость в социализации личности)
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу, объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя
формировать собственное мнение по проблеме
Эссе
«Всякий ли труд уважаем»?
3 неделя января
19 - 22
Тема 5.
Родина
(4 урока)
1 – 4 неделя февраля
Познавательные:
определять значение России в системе международных связей
приводить примеры важности патриотизма для страны
объяснять, почему Россия является многонациональным государством
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу, объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя
формировать собственное мнение по проблеме
Контрольная работа
«Символика России»
3 неделя февраля
23 - 28
Тема 6.
Человек в социальном измерении
(6 уроков)
1,2,4 неделя марта / 1 - 3 неделя апреля
Познавательные:
знать основные положительные качества людей
определять значение основных положительных качеств людей
приводить примеры основных положительных качеств людей с помощью литературных персонажей
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу, объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя
формировать собственное мнение по проблеме
Зачет, тесты
1 неделя апреля
29 – 32
Тема 7.
Человек среди людей
(4 урока)
4 неделя апреля / 1 – 2 неделя мая
Познавательные:
определять значение межличностного общения
приводить примеры необходимости сохранения достоинства в межличностных конфликтах
объяснять, что такое культура общения
Регулятивные:
определять роль личности в межличностных отношениях
определять основные принципы общения между людьми
составлять схему общения в малых и больших группах
анализировать поступки исторических личностей и литературных героев
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя
формировать собственное мнение по проблеме
Эссе, схемы
4 неделя апреля
33 - 35
Тема 8.
Нравственные основы жизни
(3 урока)
3 – 4 неделя мая
Познавательные:
определять значение нравственных основ жизни
приводить примеры необходимости проявления заботы о близких
объяснять, каким образом можно помогать людям
Регулятивные:
определять роль морали в межличностных отношениях
определять основные принципы человечности
составлять схему норм морали
анализировать поступки исторических личностей и литературных героев
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные
проектировать ситуацию на себя,
формировать собственное мнение по проблеме
Тесты. Таблица
3 – 4 неделя мая
15