Методическаяя разработка внеклассного мероприятия: Экологическая конференция Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.
Министерство образования Р.Ф.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Уссурийска
Уссурийского городского округа.
Школьная экологическая
конференция: « Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»
Автор-составитель:
Учитель биологии
сш №16 Песцова Наталья
Николаевна
2016г.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: « ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!».
Цель: Развитие экологического мышления, формирование творческих способностей, любви к природе, своему краю, развитие исследовательских умений и навыков.
План.
1.Вступительное слово ведущих.
2. Спектакль: « новая экологическая сказка про Колобка».
3.Защита экологических проектов.
Оформление:
Плакаты с призывами охранять природу.
Декорации и костюмы к спектаклю.
Контур « Дерева жизни»
Рисунки ребят на природоохранную тему.
Компьютер.
Экран.
Проектор.
Конференция начинается песней: « Прости земля»
Слова Добрынина. Музыка Дербенева.
Смотри, вот опять в небесах
Плывет черный дым над тайгой
День и под рев машин
Землю так свою крушим,
Словно мы на планете чужой.
Скалу поднял взрыв на дыбы.
Ушла вдруг вода из ручья
Мать - Земля, за часом час
На руках, качая нас,
Разве знать ты могла, где беда твоя
Припев:
Прости Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти.
Ищи хоть две тысячи лет,
Лети к самой дальней звезде,
И в немыслимой дали
Мы другой такой Земли
Не найдем никогда и негде.
Земля то в траве, то в снегу
Земля, где в пол неба заря
Каждый день и час любой
Мы в долгу перед тобой.
Неразумных детей ты прости, Земля!
Припев.
После окончания песни на сцену выходят ведущие.
Ведущая 1.
Добрый День дорогие друзья, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать в этот весенний день.
О весне сказали нам
Песни из скворечника
Желтые сережки
На ветвях орешника
Ведущая 2.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
Ведущая 1.
Черный грач на ветку сел,
Лес знакомый оглядел
Заложил крыло за спину,
Стукнул клювом:
- Как дела?
Что с весной? Уже пришла?
Ведущая 2.
А внизу, под той же вербой,
Вдруг подснежник-
Самый первый!-
Из- под листьев прошлогодних
Тихо вылез:
-Как дела?
Что с весною? Уже пришла?
Ведущая 1.
Весна! Прекрасное время года. В народе говорят: « Ручьи землю будят».
Традиционно в апреле (22) все прогрессивное человечество отмечает День Земли.
Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.
Ведущая 2.
Сегодня мы собрались в этом зале на школьную экологическую конференцию, которую назвали: « Все меньше окружающей природы. Все больше окружающей среды», чтобы еще раз поговорить о проблемах на нашей планете и подумать, что каждый из нас может сделать для дела охраны природы.
Ведущая 1.
Позвольте познакомить вас с планом нашего мероприятия ( зачитывают план проведения конференции).
Ведущая 2.
С целью проведения конкурса экологических проектов на конференции присутствует уважаемое жюри. Представляет членов жюри. (Это могут быть учителя биологии и географии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, старшеклассник и др.)
Учащимся, участвующим в защите проектов предлагается жеребьвка для определения очередности выступления, или заранее оговаривается в соответствии со сценарием.
Ведущая 1.
Пока первый защитник готовится к выступлению, предлагаем вашему вниманию спектакль, подготовленный учащимися шестых классов, где главный герой Колобок столкнулся с экологическими проблемами.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
БАБКА ( в переднике и платочке, с ситом и миской с мукой)
КОЛОБОК ( одет в красную футболку, под которой спереди и сзади привязаны подушки; обут в импортные кроссовки; на груди прикреплена маска с физиономией колобка)
РЕКА ( двое ребят, которые горизонтально натягивают через сцену длинную полоску синей ткани).
№ ЧАЙКИ ( одеты в белое, испачканное; на головах маски птичьих голов, вместо крыльев шарфы)
МОРЕ ( двое ребят, которые вертикально держат полоску синей ткани)
Рыба ( кукла чехол, надетая на руку одного из ребят)
ЛИСА ( девочка, одетая в коричневое платье с меховой оторочкой, на голове_ маска лисы)
БАБА:
Хоть и импортна мука, а спекла я колобка.
( вытягивает колобка из-за кулис)
В прошлой сказке в лес забрался,
На обет лисе попался.
В этой сказке так не станет-
Где он лес , зверей достанет.
А румян-то! А пригож! Что ж, гуманитарный все ж!
КОЛОБОК ( сонно открывает глаза)
Я Колобок, Колобок, подрумяненный бок…..( оглядывается)
Здравствуй бабка! Хай, грэндмазе.
БАБА:
Мазе? Смажу, смажу, милый.
Маслица вот натопила.
Только честный уговор,
Чтоб ни шагу ты во двор
Пусть не встретятся медведи,
Могут съесть тебя соседи
(сажает колобка на скамейку и уходит)
КОЛОБОК:
Как я долго не катался
И с природой не встречался
В продолженье сотни лет,
Не знаком мне зверь «сосед».
Нет, бабулечка, бай-бай,
Лихом ты не поминай.
Колобок я скоростной,
Шаг – и сотни миль долой.
В этот раз уж потружусь
На восток я покачусь.
И лесов, и рек там в волю,
Чистота, Богатство, воля.
(Катится по дорожке)
Раз… Два…. Три…
Раз… Два.. Три…
Вот так чудо, посмотри!
( смотрит в зал)
Среди сопок город встал.
Невелик он и немал
( из-за кулис выходит речка)
Вот и речка- невеличка,
Ой, напьюсь сейчас водички!
В реках наших ведь всегда
Студена, чиста вода.
( Наклоняется и делает пару глотков, Плюется, хватается за живот)Ой, животик мой живот!
Колобок сейчас помрет!
Что ж налили в эту реку,
Что никто в ней не живет?!
Покачусь я быстро к морю,
Рыбки там поем я вволю…
Да и воздух там почище,
От реки несет вонищей.
(Катится и оглядывается по сторонам).
( Влетают три чайки, тянут за собой бак с мусором)
Я Колобок, Колобок…
Видел в городах я птиц –
Воробьев, больших синиц,
Но таких вот белых столько!
Почему все на помойке?
ЧАЙКА 1:
На вопрос ответить просто-
Видишь, сколько тут отбросов!
Вот когда прикатишь к морю,
Там любуйся нами вволю,
Там – прекрасны мы, горды!
Но там- хлопоты, труды.
ЧАЙКА 2:
Крышек на помойках нет,
Вот и дармовой обед,
Не вывозят долго мусор –
Прилетим сюда на ужин.
ЧАЙКА 3:
Пусть задумаются люди,
Может город чище будет?!
Им сказать мы в состоянии
О санитарном состоянии.
КОЛОБОК:
Да… И дышать здесь тяжело и неохота
В два раза больше нормы
В воздухе двуокиси азота.
(Катится дальше)
Я Колобок, подрумяненный бок …
Бухта впереди, Ура!
( На сцену выходит море)
Смыть мне пыль дорог пора.
( Делает физзарядку)
В морской воде купайся вволю
Излечишь ты любые боли!
( Окунается в воду – прячется за вертикально натянутой синей тканью моря)
Ай- я- яй! Куда я влез?!
Стал я черным словно бес!
( Появляется из-за моря, лицо и руки испачканы тушью)
РЫБА:
Вот чудак! Мы здесь – невольно,
А он лезет добровольно.
Стоки, нефть, мазут, наплыв,
Все в Амурский наш залив.
А виновных не найдешь.
Тяжко всем нам – пропадешь.
КЛОЛБОК:
Все! Я ухожу в леса,
Пусть сожрет меня лиса!
( Катится дальше. Море отступает со сцены)Даже песня не поется,
Грусть – тоска наружу льется.
(Выходит лиса):
Ой, да это ж Колобок –
Мой румяненький дружок,
Сядь-ка, милый, на носок.
Спой, как в прошлый пел разок.
( Колобок вплотную присаживается, прилипает к Лисе, грустно поет)
КОЛОБОК:
Я Колобок, Колобок
Подрумяненный бок…
ЛИСА:
Ой, откуда этот запах?
Не могу стоять на лапах.
Пахнет нефтью, пахнет болью,
Раной пахнет и неволей.
Оборотень! Ведь от века
Это запах человека!
( Пытается оттолкнуть колобка от себя, )Что прилип, катись отсюда!
( С силой отталкивает Колобка)
И не жди уродец чуда-
Ни единый честный зверь
Не станет есть тебя теперь.
( Отдирает колобка от себя убегает)
КОЛОБОК:
( Закрывает лицо руками, плачет.Потом успокаивается, отнимает руки от лица и говорит в зал):Сказки любят все на свете,
Больше всех их любят дети –
Нашу Землю, наши воды_
Сказку вечную природы.
( Протягивает руки в зал)
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг.
Пусть эти слова Твардовского будут девизом нашего поведения в природе.
Пусть каждый поймет, что все в этом мире, таком хрупком зависит от нас самих, от людей, живущих на планете – Земля.
Многие ребята в нашей школе понимают это и вносят пусть небольшой вклад в дело охраны природы. Об этом их песня.
Звучит пеня на мотив « Хоть поверьте, хоть проверьте» в исполнении учащихся кружка «Юный эколог».
Хоть проверьте, хоть поверьте
Школа в городе стоит
На Амурской, что 16
Вам, о чем то говорит?
Здесь певцы и музыканты, и экологи живут
С заповедным центром дружим, что « Эндемиком» зовут
Ла, ла…
Хоть поверьте, хоть проверьте
Целый год трудились мы
Акций много проводили
И природу берегли
И плакаты, и рисунки, сочиняли мы стихи
И кормушки мастерили
Птиц зимой мы берегли
Ла, ла…
Хоть поверьте, хоть проверьте
Скажем всем мы без прекрасРезультаты неплохие
Получаются у нас
И подарки, и дипломы,
Грамот здесь не перечесть
Ну, а главное не это
Знанья тоже у нас есть
Ла, ла…
Хоть поверьте, хоть проверьте
Будем дальше изучать
Край родной, край наш любимый
И проекты защищать
Всех кому не безразлично
Где мы будем проживать
Призываем вместе с нами
Мир природный охранять!
Ла, ла…
Ведущая 2.
Мы жители не только планеты Земля, но мы жители уникального Приморского края. Приморский край и тайга, неотделимые друг от друга понятия. По разнообразию фауны и флоры приморские леса занимают первое место среди лесов России. Изучению проблем лесопользования в Приморском крае посвятил свою работу учащийся 11-а класса . Ему слово.
После доклада учащегося , Ведущая 1 благодарит его за выступление, просит жюри оценить его работу.
Мы лесу много посвятили
Рисунки, песни, и стихи
Уверены в одном мы были
Ему хоть чем- то помогли
Своим мы творческим порывом,
Но есть внутри порыв души:
Хотите люди, быть любимы?
Не ущемляйте лес в любви.
Ведущая 2.
Деревьев чудных много в мире
Названий их не перечесть
Свою мы песню посвятили
Тому, что лишь в Приморье есть!
Звучит песня: « Кедр» на мотив « Чунга Чанга».
В Чунга Чанга весело живут
В Чунга Чанга пальмочки растут,
Но никто не думал ведь о том,
Чтобы спеть о дереве другом.
Мы решили все исправить,
Положение поправить
И поем мы без умолку Чудо – Кедр.
Распознать легко и просто
Он немаленького роста
Он немаленького роста, Чудо- Кедр!
Пять хвоинок собраны в пучки
Против двух, чем у другой сосны
И орешки - вкус неповторим
Молоко сравнится только с ним.
Скажем мы без укоризны
Кедр- дерево жизни
Кедр- дерево жизни
Чудо - Кедр!
Изучаем, его любим
Помогать мы кедру будем
Повторяйте с нами люди
Чудо- кедр!
Ведущая 1.
Пока второй участник готовится к выступлению, предлагаем зрителям ответить на вопросы викторины «Мир заповедной природы. Заповедники Приморья», за правильный ответ вручается жетон.
Категория сложности один балл.
Сколько заповедников в Приморском крае?
( 6 заповедников)
2.Какой из заповедников самый старый?
( Кедровая падь, 1916г.3.Самый крупный заповедник Приморского края?
(Сихоте-Алиньский заповедник. Площадь 310 тыс. га.)4.Какие заповедники являются именными?
( Лазвский имени Л.Г. Капланова,Уссурийский имени В.Л. Комарова).
5.В каком году образовался Уссурийский заповедник?
( в 1932г.)
6.Назовите самый северный заповедник Приморского края.
( Сихоте-Алиньский заповедник)
7.Самый молодой заповедник.
(Ханкайский заповедник).
8.Сколько существует государственных природных заказников?
(12 заказников)
9. Где находится база Уссурийского заповедника?
( в поселке Каменушка Уссурийского района, в 40 км. От г. Уссурийска)10.Какие реликтовые растения можно встретить в Приморье?
( Рододендрон Форш, бразения Шребера, тис остроконечный, граб сердцелистный, пихта цельнолистная, сосна погребальная, ель аянская, аралия маньчжурская, заманиха высокая, , женьшень).
Ведущая благодарит зрителей за участие в викторине, предлагает подсчитать свои жетоны и сообщает, что у них есть еще шанс улучшить результат в следующем туре викторины.
Ведущая 2.
Все мы жители морского края, а не только просто Земли. Что море дает нам, жителям морских берегов? Работу, еду, восстановление сил, здоровье.
Лес и море, темы на первый взгляд разные. Но их объединяет главное – неразрывность жизни человека и окружающей его природы, его среды обитания. Главное спасти пока живое Море, Земля, Природа, Человек! Поэтому защитники природы отмечают не только День Земли, но и День Моря. Проблемы Дальневосточных морей изучала учащаяся 11-б класса. Ей слово.
После защиты проекта.
Ведущая 1.. (Благодарит ученицу): Спасибо, мы много узнали интересного и полезного из твоего сообщения. И перед выступлением следующего защитника проекта проводит второй тур викторины « Мир заповедной природы».
Категория сложности 2 балла.
1.Какой заповедник Приморского края является биосферным?.( Сихоте-Алиньский заповедник)
2.Какова площадь Уссурийского заповедника?
( 40,432 га.)
3.В состав какого заповедника входят черно-пихтовые леса?
(« Кедровая падь», «Уссурийский»)
5.Имеются ли у заповедников свои музеи?
( да, имеются)
6.Какой заповедник можно назвать царством птиц и почему?
( « Дальневосточный морской заповедник». На Дальнем востоке нет другого заповедника, где было бы такое разнообразие птиц).7.Назовите заповедник Приморья, который имеет большое разнообразие растительности?
( «Кедровая падь»)
8. Кто такой каллипогон?
( Самый крупный жук Р.Ф.)
9. Где находится обсерватория Служба Солнца?
( В Уссурийском заповеднике)
10. В каком из заповедников обитают лоси?
(В Сихоте-Алиньском заповеднике)
Ведущая благодарит зрителей за участие в викторине, просит подсчитать жетоны и сообщает, что их ждет третий тур.
Ведущая 2.
Толи с дуба толи с клена
«Кра, кра, кра»: кричит ворона
Как прекрасна жизнь моя
Прилетайте все сюда
Будет всем, чем поживиться
В куче мусорной порыться
Ведущая1.
Крысы, мыши услыхали
Семьи все свои собрали
Дружно тащат в свои норки
Кто очистки, а кто корки
В благодарность за еду
К нам в дома несут беду
Все конечно скажут сразу:
« Всевозможную заразу».
Ведущая 2.
Свалки мусора стали уже символом и приметой нашего времени и нашего быта. Свалки, на которые натыкается взгляд, которые захватывают города, леса, и поля, побережья морей и рек, которые отравляют наш воздух и наше здоровье. Со своими исследованиями проблемы мусора и бытовых отходов выступит учащаяся 9-а класса.
После выступления учащейся: Благодарим Надю за выступление. И думаем, что всем нам следует прислушаться к ее советам. Предлагает уважаемому жюри оценить работу защитника проекта.
Ведушая1.
Уменьшать отходы можно с пользой дела
Из пакетов сшить костюм
Это очень смело
Вашему вниманию предлагаем ШОУ
Это наших мастериц ХАУ- НОУ.
Девочки демонстрируют костюмы, сделанные из бросового материала.
Звучит подходящая музыка.
Ведущая 2 проводит третий тур викторины « Мир заповедной природы»
Категория сложности 3 балла.
1.Для охраны чего создавался Уссурийский заповедник?
( Лесного массива верховий Супутинки)
2.В каком из заповедников работает единственный в Сибири и на Дальнем Востоке реабилитационный центр по воспитанию осиротевших медвежат?
( Уссурийский заповедник, с 1999г.)
Чем отличается кордон заповедника от избушки?
(Избушка- это временное пристанище, кордон- пост охраны леса и заповедника)
4.Какой заповедник является единственным в России?
(Дальневосточный морской заповедник)
5 В каких районах расположен Уссурийский заповедник?
(Уссурийском и Шкотовском районах).
6.Чем занимается оперативный отряд « Тигр»?
( Охраной тигра и ведет широкомасштабную борьбу по всему краю со всеми видами браконьерства)
7.В каком из заповедников произрастает лотос?
( Ханкайский заповедник)
8. Назовите заповедник, где обитает единственная аборигенная популяция диких пятнистых оленей?
( « Лазовский» заповедник)
9.Какие реликтовые насекомые обитают в Приморском крае?
( реликтовый жук- усач, реликтовый таракан, гигантский дровосек- каллипогон)
10. Сколько памятников природы вы знаете?
( 145)
По окончанию викторины зрителям- участникам предлагается подсчитать жетоны и набранные баллы, победитель награждается призом.
Ведущая 1.
Мы живем в сказочном крае. Мы первыми в России встречаем рассвет, можем видеть своими глазами растения и животных, о которых европейцы знают только по легендам.
Но увидит ли их будущее поколение. Растений и животных становится все меньше из-за изменения среды их обитания, браконьерства и даже торговли ими.
Эту проблему изучала учащаяся 9-а класса, и мы ей предоставляем слово.
После защиты проекта, ведущая предлагает жюри подвести итоги и огласить имя победителя.
Ведущая 2.
Подводя итог разговору об экологических проблемах, мы должны подумать, что каждый из нас может сделать для их решения, и мы предлагаем начать с соблюдения правил поведения в природе.
1.В лесу, на лугу, у реки вы гости. Старайтесь поменьше беспокоить птиц, зверей, насекомых, особенно в период гнездования и выведения потомства.
2.Если встретите птенцов или маленьких зверей, оставьте их на месте, не берите с собой. Никто не создаст им лучших условий для роста и развития, чем родители.
3. Бережно относитесь к растениям: собирая цветы, мы лишаем природу ее красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян, более слабые и менее жизнеспособные особи.
4.Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек- тропу, а тысяча- пустыню. Старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.
5.В лесу соблюдайте тишину.
6.Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу. Помните: бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло свыше 1000 лет.
7.Покидая лес, луг, ручей, посмотрите, что вы оставите после себя. Пусть после вашего ухода ручей останется прозрачным, лес зеленым, трава - пушистой, а ваша совесть чистой.
Ведущая 1.
Наше время, к сожалению, подходит к концу. Несколько слов в заключение.
Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей родной планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты - воздух, воду, землю. Мы должны это сделать, если хотим быть здоровыми, если хотим выжить.
Ведущая 2.
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна
Не торопитесь люди
Все выскрести до дна
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Ведущий:
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня
Поймите это люди
Как собственный приказ
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Участникам заранее раздаются листочки.
Ведущая 1.
Мы просим Вас на листочках, которые вам раздали, написать, что вам понравилось, а может быть нет на нашей конференции, а может быть, вы напишите свои советы, как вести себя в природе. А когда вы будите выходить, эти листочки прикрепите на дерево, пусть оно оживет, зазеленеет вашими добрыми намерениями.
Ведущая 2.
Благодарим всех за внимание
И надеюсь – понимание.
Мы старались
Как могли:
Чем- то вас развеселить,
Как_ то, в чем то убедить.
Всем до свидания и до новых встреч.
Звучит песня:
« Земля не спит»
Слова В. Добрынина. Музыка Р. Рождественского.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля- наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что этот дом хотят поджечь,
Хотят, чтоб к нам пришла беда,
Чтоб жизнь исчезла навсегда.
Припев:
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей,
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Я речь веду о том,
Что всем нам дорог этот дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Припев.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Администрация Приморского края. Комитет природных ресурсов по Приморскому краю Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения Российской Академии наук.
« Перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красну. Книгу Приморского края». Апостроф. Владивосток. 2002г.
2.Берсенев Ю.И., Цой Б.В., Явнова Н.В. « Особо охраняемые природные территории Приморского края». Владивосток. 2006г.
3. Берсенев Ю.И., Сотникова О.В., Цой Б.В. « Состояние окружающей среды в Приморском крае», Владивосток, 2006г.
4.Еременко Н.И., Коледова С.В., Суркис Е.В. « Классные часы. Копилка классного руководителя», « Панорама», 2007г.
5.Иченская М.А. « Из опыта работы классного руководителя», « Учитель», Волгоград, 2006г.
6.Касаткина Н.А. « Нестандартные уроки и мероприятия. Биология», « Учитель», Волгоград, 2005г.
7.Какорина Г.А., Меделян Е.В. « Экология. Региональный компонент», ПИППКРО, Владивосток, 2007г.
8.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. « Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий», « Методическая библиотека», Москва, 2007г.
9.Фадеева Г.А. « Международные экологические акции в школе», « Учитель», Волгоград, 2006г.
10.Журнал « Зов тайги». №5 1996г. Ночевная Е.В. « Новая сказка про Колобка»- сценарий спектакля, стр. 34. г.Владивосток.