Статья на тему Изучение форм организации взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе
ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, (законные представители), а все другие социальные институты, призваны помочь, поддержать направить, дополнить их воспитательную деятельность. Данная философия признает приоритет семейного воспитания и изначально ориентирована на установления тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников[5].
Т.А.Куликова, опираясь на мнение В.Н. Мясищева, определяет взаимодействие как способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. [5; 150]
На сегодняшний день остается актуальным вопрос организации взаимодействия дошкольной образовательной организации(ДОО) с семьей. Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, наблюдается усиление тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Все это усложняет их привлечение к сотрудничеству, педагоги не всегда готовы организовать взаимодействие с использованием новых форм общения с родителями, т.к. они требуют особой подготовки. Далеко не все воспитатели понимают, как плодотворно, интересно и содержательно для всех организовать сотрудничество.
Несмотря на то, что в последнее время появились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще семья является лишь объектом воздействия ДОО. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания используются не в полной мере.
Необходимость организации взаимодействия дошкольных организаций и семьи ставит важную задачу - расширения границ сотрудничества и поиска новых эффективных форм взаимодействия, где под формой партнерского взаимодействия вслед за Н.А. Громовой, О.Ю. Мамичевой, мы подразумеваем способ организации взаимодействия субъектов в пространстве и во времени, отражающей характер их взаимосвязи [3; 82].
Необходимость поиска нового использования разнообразных форм подтверждается Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, который определяет задачу «создания условий для активного взаимодействия с родителями в образовательной деятельности, повышение их родительской компетенции»[6].
Экспериментальное изучение форм организации взаимодействия с семьей в практике работы дошкольных образовательных организаций проводилось на базе МБ ДОУ «Детский сад № 132» и МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» г. Новокузнецка.
В ходе беседы с воспитателями, мы выяснили, что в своей работе с родителями они применяют следующие формы: беседы, консультации, развлечения для детей, на которых могут присутствовать и родители, выставки совместных работ детей и родителей, родительские собрания, информационные стенды для родителей, праздники. Реже используется такая форма как, библиотека – передвижка. Родители берут различные книги для занятий с детьми дома, а потом демонстрируют, что они изготовили вместе с детьми (поделки, рисунки, и др.). Педагогом (средней группы «ЦРР №3») было отмечено, что родители с удовольствием пользуются такой литературой, читают детям сказки, приобщают их к общению с книгой.
Помимо использования традиционных форм взаимодействия с родителями, мы увидели активное внедрение информационно -коммуникативных технологий, одной из которых является создание сайта. Сайты дошкольных образовательных учреждений различны по своему содержанию. На сайте МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 3» в разделе «Родителям» представлен перечень необходимых документов при поступлении ребенка в детский сад, а также помещен режим дня в каждой группе. На сайте МБ ДОУ «Детский сад № 132» в разделе «Информация для родителей» представлен порядок приема в ДОУ, постановка ребенка на очередь, оплата, льготы, образовательные ресурсы и др. Имеется раздел «Школа для родителей», где освящается вопросы о том, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду, как определить готовность ребенка к школе; представлены советы психолога, логопеда, инструктора по ФИЗО, и др. К сожалению, сайты созданы без обратной связи для родителей.
Следующим этапом исследовательской работы, стало изучение мнения родителей об организации взаимодействия педагогов ДОО с семьей. Анкетирование родителей показало, что наиболее предпочитаемыми формами взаимодействия выступают индивидуальное консультирование, домашние задания, совместные развлечения для детей и родителей, открытые занятия для родителей, видео – консультации, видео – мастер классы, а также общение по телефону. Было отмечено некое расхождение между тем, что хотели бы видеть педагоги, какие формы им привычнее и удобнее использовать, и тем, что является более интересным для родителей.
Таким образом, изучение взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи позволило нам отметить, что задача организации помощи родителям в полноценном развитии и образовании ребенка, поставленная ФГОС дошкольного образования, постепенно начала реализоваться педагогами. На практике, мы увидели, что чаще используются традиционные формы взаимодействия с семьей, реже -новые. Отметили стремление воспитателей сделать устоявшиеся формы взаимодействия более интересными, содержательными для родителей. Педагогам важно найти «баланс» в применении и разумном сочетании традиционных и новых форм.
Список литературы
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса [Текст]: методические рекомендации – Оренбург: Оренбургский ИПК, - 2003.
Грабик, Л. Приоритеты педагогики сотрудничества [Текст] / Грабик, Л. // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С. 81-84.
Громова Н.А. Эффективные формы и механизмы взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / Н.А. Громова, О.Ю., Мамичева, Т.В. Москвина, Е.В. Прилепская, Т.В. Родионова //Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации сборник научных материалов 5 Всероссийской научно - практической конференции (Новокузнецк, 24 мая 2012 г.): в 2 частях. Ч. 1 / [ответственный редактор Н.Е. Разенкова]. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. – 297 с.
Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров [Текст ] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой . - М. : Издательство Юрайт, 2013.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 24-36.