Научная статья на тему Технология — модель взаимодействия ученика и учителя
Технология – модель взаимодействия ученика и учителя
Я работаю в школе № 683 Приморского района Санкт-Петербурга по программе «Перспектива». С 2009 г. на базе нашей школы находилась городская экспериментальная площадка, в режиме лаборатории, по теме: «Разработка инструментария использования инновационных технологий обучения для учащихся начальных классов на основе УМК «Перспектива», в работе которой я принимала активное участие.
Задача школы-лаборатории - разработка и апробация методического инструментария - технологических карт (ТК), которые сегодня отражают инновационный подход к организации учебного процесса в формате технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). В этой инновационной технологии обучение построено так, что ученик взаимодействует и сотрудничает с одноклассниками и учителем, приобретает умение учиться, что на сегодняшний день соответствует требованиям Нового образовательного стандарта. В результате у школьников формируются личностные, метапредметные и предметные умения.
Технологическая карта - это один из вариантов методического обеспечения реализации ФГОС в начальной школе, который доступен учителям. В ТК представлены: название темы, цель учебного процесса; планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения); основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи; формы работы; ресурсы; эталоны изучения темы.
Использование технологичекой карты включает ряд этапов:
І этап - самоопределение к деятельности
II этап - учебно-познавательная деятельность
III этап - интеллектуально- преобразовательная деятельность
IV этап - рефлексивная деятельность
І этап - «самоопределение к деятельности»: изучение темы начинается, с ситуативного задания, которое формирует личностные умения, в первую очередь способствует развитию интереса к изучаемой теме, проявлению желания помочь героям Ане или Ване, Ктототаму или Домовѐнку.
Рассмотрим формирование личностных умений на примере ситуативного задания из ТК по окружающему миру.
Ваня решал кроссворд «Удивительные озёра России» и обнаружил задания, на которые не знал ответа. Он обратился за помощью к Ане, которая попыталась ему помочь, но не смогла.
Ребята, можем ли мы помочь Ане и Ване решить кроссворд?
В ходе анализа ситуации дети пришли к выводу, что точно ответить на все вопросы кросворда не могут, т.к. нужно иметь определѐнные знания. У детей появилось желание разгадать кросворд, а для этого надо изучить тему: «Широка страна моя родная»
II этап - «учебно-познавательная деятельность»; детям предлагаются учебные задания в определѐнной последовательности:
-на знания (работа с терминами, понятиями, высказываниями,основанная на воспроизведении изученного материала);
на понимание (работа с этим же содержанием на уровне объяснения и обоснования существующего знания);
на умение (основано на применении изученного материала).
Учебное задание формулируется четко и корректно, указывает форму работы: в парах, в группах, самостоятельно. Задания на «знание», «понимание», «умение» формируют познавательные умения школьников.
Рассмотрим это на примере:
Задание 11 (З) Учебник, с. 66—69, с. 138.
Объясните значение слов «озеро», «остров» (Озеро — естественный водоём, замкнутый в берегах; остров — участок суши, окружённый со всех сторон водой.)
Назовите крупнейшие озёра европейской части России и определите их местоположение на физической карте. (Каспийское море, Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Селигер.)
Расскажите об известных вам озёрах России.
Сравните озёра по глубине и перечислите их названия в порядке увеличения их глубины, используйте данные таблицы «Глубина озёр России».
Расскажите о значении озёр в жизни людей.
Задание 12 (П)Учебник, с. 66—69, с. 138.
Верно ли, что Западная Сибирь является озёрным краем России? Обоснуйте своё мнение. (Республику Карелию называют озёрным краем: их здесь свыше 40 тысяч.)
Можно ли утверждать, что Каспий является морем? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что Ладожское озеро — самое крупное озеро нашей страны? Обоснуйте своё мнение. (Самое крупное в Европе.)
Можно ли утверждать, что остров Кижи находится на Ладоге? Обоснуйте своё мнение. (Остров Кижи находится на Онежском озере.)
Верно ли, что самое мелкое озеро России — Онежское? Обоснуйте своё мнение. (Селигер — наибольшая глубина только 24 м. Наибольшая глубина Онежского озера — 127 м.)
Задание 13 (У) Учебник, с. 66—67, с. 138, с взаимопроверкой.
Определите на физической карте России местоположение каждого изображённого озера и обозначьте указкой его контур.
Задание 14 (У) Рабочая тетрадь, с. 38, № 1, с взаимооценкой.
Подпишите на контурной карте самые крупные озёра России, используя данные физической карты.
Задание 15 (У) Рабочая тетрадь, с. 38, № 3, с взаимопроверкой.
Определите озеро, на островах которого имеются соответствующие достопримечательности, и напишите его название.
Задание 16 (У) Рабочая тетрадь, с. 39, № 4, с взаимооценкой.
Составьте рассказ об озере вашего края, используя рисунок или фотографию, и представьте его одноклассникам.
Задание 17 (У) С взаимооценкой.
Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию об озере России, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.
Для успешного решения кроссворда можно предложить учащимся подготовить презентацию о разных озёрах России, которые входят в список «Удивительные озёра России».
В течение 4 лет дети научились осмысленно работать с текстом: анализировать содержание, находить в тексте значение терминов и понятий без ошибок, а главное обосновывать, аргументировать своѐ мнение, сравнивать и делать выводы.
На этом же этапе технологии формируются регулятивные умения. Например: дети выполняют учебные задания, сравнивают свою работу с эталоном, выполняют самоанализ и самооценку. Или, работая в парах, в группах школьники выполняют взаимопроверку и взаимооценку. Как правило, эта оценка детей объективна.
Технологические карты разрабатываются таким образом, что на каждом этапе дети овладевают коммуникативными умениями. Учатся взаимодействовать с партнѐрами в рамках учебного диалога. На каждом уроке, работая в парах и группах, обсуждают различные вопросы, отстаивают своѐ мнение, прислушиваются к мнениям других, приходят к единому решению. Так например:
Задание 3 (З) Учебник, с. 132—136.
Расскажите о полезных ископаемых, используя план:
1. Название.
2. Условное обозначение.
3. Месторождение.
4. Свойства.
5. Способы добычи.
6. Значение и применение.
Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 2, атлас-определитель с взаимооценкой.
Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»
Проведите исследование полезного ископаемого, определив его название, свойства и оформите результаты в тетради.
Представьте результаты своей работы одноклассникам и оцените друг друга.
Используя технологические карты на уроках, я заметила, насколько эффективнее формируются у детей также предметные умения. Основной отметкой по предметам стала четверка - «хорошо».
III этап - «интеллектуально- преобразовательная деятельность»; на этом этапе детям предлагается выполнить ситуативное задание в одном из трёх вариантов. Три варианта - это:
- информативный (предполагающий максимальную поддержку со стороны учителя);
-импровизационный (подразумевающий минимальную поддержку учителя);
- эвристический (без учительской поддержки).
Учащиеся выбирают не только уровень задания, но и способ деятельности: индивидуальный или коллективный.
На IV этапе «рефлексивная деятельность» формируются личностные и регулятивные умения по оценке своих достижений и действий в течение работы по изучению темы. Например:
Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1. Мне важно уметь ….., потому что ….
Задание на самооценку
Закончите предложение:
Я……..(очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которое сделал(а) сам(а).
Таким образом работа по данной технологии позволяет сформировать у каждого ученика положительное отношение к школе и адекватную мотивацию учебной деятельности.
В результате работы в технологии произошли очевидные изменения школьников.
Работая по программе УМК «Перспектива» я не сразу оценила технологические карты, т.к. новая форма урока вызывала недоумение, непонимание. И всѐ же некоторые варианты заданий использовала в работе. Видя результат и заинтересованность детей, я всѐ чаще обращалась к ТК, пока они не стали основной технологией проведения урока.
Пройдя курсы обучения «Технология развития интеллектуально-информационной компетенции» под руководством к.п.н. Л.Г. Панфиловой. Я овладела технологией и создаю свои технологические карты.
Вот уже 4 года я работаю с технологическими картами. По сравнению с началом работы и сегодняшним днѐм дети очень изменились. Они не привыкли получать готовые знания и с желанием сами делают открытия нових знаний. Они умеют договариваться, вместе искать решения и, что очень важно, в работу вовлечены все без исключения, как сильные, так и более слабые ученики. Дети научились работать с информацией, применять свои знания в жизни. Так же очень изменилась речь детей: они не боятся высказывать свою точку зрения, обосновывать еѐ, аргументировать или оспаривать мнение, с которым они не согласны, приводя доказательную базу.