Статья на тему: Конфликтные ситуации в подростковом коллективе.


Лакиза Аделина Юрьевна ( HYPERLINK "mailto:Ladelli@yandex.ru" Ladelli@yandex.ru)
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 102 (ГБОУ СКОШИ №102)
ТЕМА: Конфликтные ситуации в подростковом коллективе.
«Подросток» — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 — 14 до 15 — 17 лет).
Переход от детства к взрослости протекает быстро, с проявлениями противоречивых тенденций социального развития.
Таблица 1
Проявление
Негативные Позитивные
Дисгармоничность личности.
Изменение установившихся интересов ребёнка
Противоречивый характер поведения со взрослыми Возникает самостоятельность ребенка.
Повышается содержательность отношений со сверстниками и взрослыми.
Расширяется сфера деятельности.
Развивается ответственное отношение к себе и другим людям.
Подросток выходит
на качественно новую социальную позицию, которая способствует формированию его сознательного отношения к себе как члену общества.
Стремиться
к самостоятельности, к социальной зрелости, поиску своего места в жизни.
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связанны с нею, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность психического развития подростка.
«Конфликт» (от лат. Conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основными составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно.
К структурным компонентам конфликта относятся:
стороны (участники) конфликта,
условия конфликта,
предмет конфликта,
действия участников конфликта,
исход (результат) конфликта.
Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:
возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
осознание ситуации как конфликтной;
конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
разрешение конфликта.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Именно межличностный конфликт является одним из способов социализации у школьников. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация т.д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший-младший», «сильный-слабый», «успевающий-неуспевающий») стимулирует детскую конфликтность.
«Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников. Но в ходе конфликтов с окружающими подросток осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям и родителям.
Согласно Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волковой конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним. На основе этого выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности:
причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
собственно психологические причины - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
Конфликтное взаимодействие «подросток – подросток».
Отношения с близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться в себе и в товарище, сравнивает его отношение к себе и свое к нему, старается понять причины поступков. В результате размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища. Каждый из друзей представляя другому систему определенных требований, воспитывает друга.
Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.
Мотивы общения с возрастом изменяются (см табл. 2).
Таблица 2
Класс Динамика мотивов общения
4 Простое желание быть вместе
=вместе играть, что-то делать
5-6 Стремление занять определенное место в среде сверстников
= быть лидером
= быть уважаемым, любимым
= быть авторитетом в каком-либо деле
7-8 Поиск признания ценностей собственной личности в глазах сверстников
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Обособленность полов достигает максимума в 11-12 лет. В это время девочки и мальчики пользуются любой возможностью, чтобы продемонстрировать враждебное, презрительное отношение к представителям противоположного пола и свою полнейшую независимость. Уже через 1-2 года ситуация смягчается, и дети охотно контактируют друг с другом (при условии, что их взаимодействие организует взрослый). Также может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов ( О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются также спецификой возрастной психологии подростков. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. На возникновение конфликтов у учащихся также влияет жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Если силы конфликтующих сторон приблизительно равны, то конфликт протекает особенно остро и имеет затяжной характер
Литература
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. – М.: Владос, 2003. –
Рогов Е.И. , Психология общения, М: Владос, 2001
Гришина Н.В., Психология конфликта: Питер, 2006, с.156,160
Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. с.81.
волков Б.С. психология возроста. от младшего школьника до старости. логические схемы/ Б.С. Волков. – М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 511с. – (библиотека психолога).