Статья Младшим школьникам о пословицах, поговорках, потешках.
Пословицы и поговорки, потешки – благодатный материал формирования патриотизма маленьких россиян.
Советы Дмитриевой Назиры Владимировны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории.
Необходимость обращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина – всегда актуальна в патриотическом воспитании. В связи с этим, начиная с младшего школьного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине, что включает в себя все условия жизни: край, где живешь, природу, особенность языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве и связано с духовностью человека. Пробудить чувство любви к Родине только может человек – педагог, сам будучи патриотом, верным своим корням.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой , чему изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
К.Д.Ушинский подчеркнул, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». И, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, мы черпаем богатый материал для воспитания любви к Родине. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера: представление о добре, зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится». Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к Родине, трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки – прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи. У детей обогащается и уточняется словарный запас.
Владимир Иванович Даль является первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок. Создал сборник пословиц и поговорок. Все пословицы распределены по основным тематическим группам. В младших классах, когда начинают только работать с пословицами, лучше подбирать пословицы, которые имеют только прямой смысл. А пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно. К пословицам с прямым значением относятся: «Для Родины своей и жизни не жалей», «На чужбине жить – слезы лить».
Основной формой нравственно – патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность, кроме того, необходимо объединять одну тему занятия с природой, музыкой, изодеятельностью. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные особенности края. Особое внимание в русских пословицах уделяется теме любви к Родине, защите родного края.
С родимой земли – умри, не сходи.
Один в поле не воин.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Отбирая пословицы о Родине, надо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей младшего возраста.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина любимая – мать родная.
Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, это истины, которые должны затрагивать их чувства. При беседе пословицы характеризуют значимость Родины для человека.
На чужбине и собака горюет.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Рыбам – море, птицам - воздух, а человеку – Родина.
Пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать это место. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к городу. Углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Работаем по темам:
Город, в котором мы живем
Любимый край
История нашей страны
Родные просторы
Человек, уехав из родных мест, вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Всякому мила своя сторона.
Всякая сосна своему бору шумит.
Где родится, там и пригодится.
Нужно обязательно показать ребенку, что его город, край неповторим. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Поэтому особенно важно поддерживать и направлять интерес ребенка к людям других национальностей, где территориально живет данный народ.
Таким образом, воспитывается любовь к своему городу, республике. Необходимо подвести к пониманию, что их город, республика – частица Родины, что есть много общего во всех местах: люди трудятся для всех, везде соблюдаются традиции, повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу, люди везде берегут и охраняют природу, есть общие профессиональные и общественные праздники.
Любовь к родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине – матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку.
Другой матери не будет.
Счастье и доброту у матери найду.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания ребенка о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.
Тесная взаимосвязь с родителями является не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.
В родной семье и каша слаще.
Не надобен и клад, если в семье лад.
Как вся семья вместе, так и душа на месте.
Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения младших школьников к труду (в быту, ручному, в природе), к активному участию в подготовке праздников отдыха. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи. Нам необходимо воспитывать в ребенке определенные нравственные качества, любовь и уважение к трудовому человеку. В пословицах, связанных с понятием «работа», говорится о значимости работы для жизни каждого человека.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Эти пословицы определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий.
Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Плотник – первый на селе работник.
О чем эти пословицы? (О труде, профессиях). Они похожи друг на друга? Чем? Пословицы помогают понять, что надо вложить больше труда, тогда дело получится.
Можно использовать поговорки, пословицы и потешки, устраивая праздники: Масленица, Встреча весны, Праздник первых птиц.
Встречайте весну, радуйтесь солнышку!
Выгляни, Солнышко,
Из-за гор-горы,
Выгляни, Солнышко,
С утренней поры.
Приходи к нам, Весна, с радостью,
С великой к нам милостью!
Веди за собой лето красное
Распрекрасное!
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед залезть на луну.
Тогда поговорки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на коне скакала
Да в мешок золотой собирала.
Не учись безделью, учись рукоделью!
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
Умелые руки не знают скуки!
Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Терпение и труд все перетрут!
Отгадайте-ка загадки и получите на Масленицу вкусные блины!
Доброе, хорошее на всех глядит,
А людям на себя глядеть не велит!(солнышко)
Стоят столбы беленые,
На них шапки зеленые.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит!(петух)
На лесной полянке
Тридцать три Татьянки,
Зеленые чулочки,
Красные платочки! (ягоды)
Встречайте Весну с нами блинами и пирогами!
Потешки народные:
В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке
Блинчиком обита,
Оладьями крыта!
Сидит у окошка
Ежик Антошка.
Пряники жует
И песенки поет!
Наберу на бору
Ягоды-малины.
Испеку пирожок
Ежу на именины!
Ай да мы, ай да мы,
Убежали от зимы.
Будем жить- поживать
И весну поджидать!
Пошла Дуня из ворот
Во зеленый огород.
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И непряден и неткан.
Положила в уголок,
Чтоб никто не уволок!
Шел тропинкой старичок,
Старичок – лесовичок.
Весь такой лохматый,
Кафтан небогатый.
Нес он рыжики в корзинке,
А куда свернул с тропинки,
Мы и не заметили.
А вы его не встретили?
Как у нашей, у МатрешкиСад зеленый, дом хороший.
Ванька-встанька у ворот
Громко песенки поет!
Особое внимание в пословицах уделялось теме защиты Отечества.
С родимой земли – умри, не сходи.
Один в поле не воин.
Храбрость города берет.
На конкретных фактах из жизни солдат, участников Великой Отечественной войны важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в честь их воздвигнуты памятники. Необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес к армии, желание подражать героям, знакомить с особенностями военной службы в мирное время, формировать представление о воинском долге.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Не силою дерутся, а умением.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Пословицы, связанные с понятием Отчизна, Армия, солдатская служба, прямо говорят о значимости понятия «дружба». Некоторые люди говорят, сто счастье – это богатство, деньги. Но настоящее счастье за деньги не купишь, как и настоящую дружбу. Дружба – это очень важно в жизни. Народ ценил дружбу и верно подметил, что с друзьями жить легче.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле.
Земля заботу любит.
По погоде и урожай.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Для успешного понимания пословиц, интересной работы с ними, может быть предложено несколько форм:
1. Игра «Закончи пословицу».
Учитель называет первую половину пословицы, а дети вторую.
Труд человека кормит, а … (лень портит).
Кто много говорит, тот … (мало делает).
Сделал дело, … (гуляй смело).
Делу – время, а … (потехе час).
Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь).
2. Игра «Назови пословицу».
Показ таблички с написанными на них словами, надо восстановить по этим словам пословицу.
Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья).
Дружба – служба. (Дружба дружбой, а служба службой).
Руки – скука. (Не сиди сложа руки, так не будет скуки).
Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит).
Дело – потеха. (Делу время, потехе – час).
Язык – дело. Шило – мешок. Свет – тьма.
3. Игра «Отгадай загадки, пословицы».
О каких людях идет речь, какие недостатки характера высмеиваются?
Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня).
Трещит как сорока.
Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень).
Кто рано встает, тому Бог подает. (Трудолюбие).
Подал руку, да поставил ногу. (Двуличие).
Это задание вызывает у ребят большой интерес, заставляет их мыслить.
С удовольствием отвечают на шуточные вопросы, используя в качестве ответа пословицу или поговорку.
4. Игра «Восстанови пословицу, вставляя пропущенные прилагательные.
За (какой) головой, как за каменной стеной. (Крепкой, большой, дурной, молодой, старой).
(Какое) слово, что весенний день. (Умное, доброе, ласковое, хорошее).
(Какая) книга – лучший друг. (Хорошая, интересная, занимательная, поучительная, содержательная).
(Какую) дружбу и топором не разрубишь. (Прочную, крепкую, хорошую).
Запомни русские народные поговорки.
С родимой земли – умри, не сходи.
Один в поле не воин.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Храбрость города берет.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Не силою дерутся, а умением.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина любимая – мать родная.
На чужбине и собака горюет.
Рыбам – море, птицам - воздух, а человеку – Родина.
Всякому мила своя сторона.
Где родится, там и пригодится.
Счастье и доброту у матери найду.
При солнышке тепло, при матери добро.
Не лучшего дружка, чем родная матушка.
В родной семье и каша слаще.
Не надобен и клад, если в семье лад.
Как вся семья вместе, так и душа на месте.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра и, учитывая воспитательную ценность в работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, добросовестности и трудолюбия.
У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас.
«Все начинается с детства»,- утверждает детский писатель Сергей Михалков, и с ним трудно не согласиться. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы. Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием , скукой создает то , что мы называем воспитанием. Это собирает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Воспитывать детей надо радостью, передавая им и наш оптимизм, жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Нужно учить детей и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.