Тема: «Сотрудничество семьи и школы – залог успешной воспитательной деятельности»



Проект
Тема: «Сотрудничество семьи и школы – залог успешной воспитательной деятельности»
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 87
городского округа город Воронеж
Яньшина Ирина Викторовна
Воронеж 2012 год
Оглавлениес. 2
Введение
Раздел I Основные направления по взаимодействию семьи и школы с. 5
1.1. Просветительская работа с родителями с. 5
1.2. Принципы, формы и методы сотрудничества с семьей с. 6
1.3. Исследовательская работа с родителями с. 8

Раздел II Механизмы реализации проекта с. 13
2.1. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с. 13
с родителями
2.2. Мероприятия, которые помогают реализовать проект с. 14
Раздел III Подготовительный период и перспективный план на год с. 15
3.1. Анкетирование родителей, учащихся, анализ анкетирования с. 15
3.2. Планирование работы на год по месяцам с. 16
Раздел IV Родительское собрание – одна из основных форм работы с. 18
с родителями
Заключение с. 27
Список литературы с. 28
Введение
Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следуя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает.
Я. Корчак
Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача и проблема сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.
Объектом исследования является деятельность школьников и родителей в воспитательном процессе, при котором достигается определенный уровень воспитанности учащихся и просвещенности родителей.
Предметом исследования являются механизмы, направления, оказывающие положительное влияние на создание эффективных условий для сплочения семейных коллективов, на развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Цель данного проекта - создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.
Достижение этой цели потребовало решение следующих задач:
Повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед.
Формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании.
Создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся.
Формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма.
Способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество.
Содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел.
Предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:
1. Сплочение детского коллектива, самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания.
2.Сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций.
3.Овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей.
4.Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.
5.Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.
Показатели результативности:
сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
степень активности родителей в реализации проекта;
степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
презентация проекта, отзывы коллег.
Сроки реализации проекта – 1 год
Раздел I Основные направления по взаимодействию семьи
и школы
Просветительская работа с родителями
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся должно осуществляться по 3 направлениям:
– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомство с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями, предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формируется у учащихся и родителей культура принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Принципы, формы и методы сотрудничества с семьей
Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся.
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей нужно опираться на принципы:
- терпение и терпимость в достижении результатов ;
- диалогичность и открытость в общении с учащимися и родителями ; – организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;
– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Классный руководитель должен понимать, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Выбор форм осуществляется в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок. Помимо родительских собраний и тематических консультаций, должны быть формы сотрудничества: семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения и т. д…
Для того чтобы эти формы взаимодействия прижились их нужно вводить в начальной школе.
Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, - итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
Для изучения семей используются различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

Исследовательская работа учителя
Можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. Исследовательская работа учителя – это начало сотрудничества педагога с родителями.
Исследования нужно начинать до поступления в 1-й класс, уже в подготовительном классе стремиться привлечь родителей в школу, создавать условия для непринужденного общения.
С помощью анкетирования можно выявить уровень образованности родителей.
На основании специальных анкет определяется уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей.
Затем по получившейся данным можно сделать вывод, какие оптимальные формы педагогической деятельности необходимо выбрать для сотрудничества с родителями. Эти формы позволят повысить уровень воспитанности учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.
Для изучения семей используются анкеты “Знакомство с родителями», для выявления эмоционального комфорта в семье – тест “Выявление эмоциональной атмосферы семьи”, который помогает узнать, что испытывают учащиеся в эмоциональном отношении в семьях.
На выявление взаимоотношений в семье можно использовать тест “Моя семья” По результатам этого теста выявить : какие взаимоотношения у ребенка с семьей. Об этом я буду говорить ниже.
Анализируя все данные, классный руководитель должен прийти к выводу, что ему необходимо вмешаться в процесс становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, сформировать дружеские доверительные отношения семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей.
Здесь нужно познакомить родителей с результатами исследований. Психолог должна предложить пути коррекции ситуаций. В данной ситуации нужно действовать комплексно, не только дома, но и в школе.
На мой взгляд, истинными являются высказывания:
“Вся тайна семейного воспитания
в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться,
делать все самому”
П.Ф. Лесгафт
“Родители в раннем детстве сеют то,
что они собирают позже,
в года юности и начало зрелости”
А.Н. Острогорский
Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.
В исследовательской работе учителю помогут тесты.
Всегда, часто, редко, никогда.
Тест для детей и родителей.
“Насколько мы знаем своих детей”.
Детям: закончите приведенные ниже предложения.
Мне бывает очень радостно, когда…
Я очень грущу, когда …
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я очень горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
Я бываю очень удивлен, когда…
Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.
Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…
Ваш ребенок очень грустит, когда…
Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…
Вашему ребенку бывает стыдно, когда…
Ваш ребенок гордится, когда…
Ваш ребенок сердится, когда…
Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…
Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.
Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.
Методика для родителей “Портрет моего ребенка”
Как ваш ребенок относится к вам, родителям?
Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?
Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?
Есть ли у ребенка друзья?
Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?
Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?
Кто из членов семьи является для него авторитетом?
Что хотели бы изменить в вашем ребенке?
Нравятся ли вам его увлечения?
Часто ли вы хвалите своего ребенка?
Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?
Как вы зовете ребенка дома?
Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?
Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?
Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?
Каков ваш ребенок?
Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?
Умеет ли проявлять сострадание, жалость?
Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?
Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?
Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?
Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?
Если хвалите ребенка, то за что и как?
Коротко о здоровье ребенка.
ТЕСТ для детей “Твои контакты с родителями”
да – 2 балла,
иногда – 1 балл,
нет – 0 баллов
Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?
Интересуешься ли ты работой своих родителей?
Знают ли родители твоих друзей?
Бывают ли твои друзья у тебя дома?
Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?
Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?
Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
Участвуешь ли ты в подготовке к домашним праздникам?
Хочешь ли ты, чтобы в “детские праздники” родители были вместе с тобой и твоими гостями?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи или фильмы?
Бываете ли вы вместе на прогулках, в турпоходах?
Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?
Больше 20 баллов – твои отношения со старшими можно считать благополучными.
От 10до 20 баллов – удовлетворительные, но не достаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10 баллов – твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.
Раздел II Механизмы реализации проекта
В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.
Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.
Одним из механизмов реализации проекта являются
2.1. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями в второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
2.2. Мероприятия , которые помогают реализовать проект
Хорошо налаженное и организованное взаимодействия семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Таким взаимодействием семьи и школы, благодаря которому родители приобретают новые знаний являются:
1. Тематические консультации для родителей:
– Трудности адаптации первоклассников в школе.
– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2. Родительские чтения:
– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
– Режим дня в жизни школьника.
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
– Какие вы родители?
– Детей воспитывают родители, а родителей...
– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.
– Во что играют наши дети.
4. Родительские вечера:
– Праздники нашей семьи.
– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
5. Тренинг.
– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).
– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
6. Семейные праздники:
– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)
– Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)
– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).
– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.
– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.
7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).
Раздел III Подготовительный период и перспективный
план на год
Диагностика семей учащихся в августе с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:
3.1. Анкетирование родителей
Август 1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:
анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).
2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.
3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.
4. Составление перспективного плана реализации проекта.
Участие в анкетировании.
Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.
Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.
3.2. Планирование работы на год по месяцам
1. Тематические консультации для родителей:
Трудности адаптации первоклассников в школе. (Сентябрь.)
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)
2. Родительские чтения:
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. (Октябрь.)
Режим дня в жизни школьника. (Декабрь.)
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
Какие вы родители? (Ноябрь.)
Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (Декабрь.)
Во что играют наши дети? (Февраль.)
4. Родительские вечера:
Праздники нашей семьи. (Январь.)
“Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)
5. Тренинг:
Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
“Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
6. Семейные праздники:
Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года). (Сентябрь.)
Это семья, где друг другу очень рады! (Ноябрь.)
Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление). (Декабрь.)
Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек. (Март.)
Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)
Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться при реализации всех этапов проекта.
Стремиться создавать условия для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под моим руководством, но и в неформальной обстановке. Совместные дела, как известно, сплачивают.
Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе.
Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.
Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.
Необходимо отметить, что на каждом этапе работы нужно вместе с родителями выявлять плюсы и минусы совместной работы, высказывать пожелания на будущее.
Раздел IV Родительское собрание – одна из основных
форм работы с родителями
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей с помощью теории и практики.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А. Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если дальше так будет продолжаться”, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.
Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Случается, что папы и мамы, если их дети слабо учатся, не желают ходить на собрания, не хотят лишний раз выслушивать замечания учителя и его нелестные отзывы об успеваемости их детей.
Опыт многолетней работы показывает, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Надо сделать так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живет их ребенок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.
Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. На родительском собрании рассматриваются теоретические проблемные вопросы, решаются педагогические ситуации, применимые к данному классу, предлагаются анкеты и тесты для родителей, оглашаются результаты анкет и тестов для учащихся, даются советы родителям в виде памятки. Например, при проведении родительского собрания “Ваш ребенок – ваше счастье” или “Ребенок – это праздник, который всегда с тобой” можно провести анкетирование детей и родителей и волнующие нас всех вопросы вынести на обсуждение, а затем дать рекомендации (памятки), приведенные ниже.
Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха. Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Каждый раз, как только приходит время разговаривать с родителями по всем волнующим нас, педагогов вопросам, я выбираю самые насущные, самые нужные в данный момент темы.
Родительское собрание. Я начинаю готовиться к нему задолго до его проведения. Каждый раз для меня - это целое событие. Родительское собрание – это своеобразный экзамен, доброжелательный и строгий , который обязаны выдержать обе стороны. Перед каждым собранием я просматриваю и перечитываю следующую памятку.
ПАМЯТКА
для педагога
"Проведение родительских собраний"
Оставьте за дверью свое плохое настроение.
Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
Не избирайте для общения назидательный тон.
Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
Не давайте негативной оценки всему классу.
Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
Не переоценивайте значение отдельных предметов.
Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
Родители, приходя в школу, всегда наспех спрашивают: «Как мой (моя)? Как учится? Как себя ведет?» И все. Все родители интересуются учебой и дисциплиной детей в школе. Но за всю мою педагогическую деятельность в школе ( а это 21 год) никто из родителей ни разу не спросил: «А хороший ли товарищ мой сын или хорошая подруга моя дочь? Не эгоист ли, не зазнайка, не жаден ли? Скромен, добр или нет? Готов ли помочь в трудную минуту? Уважают, любят ли его ребята? То есть вопросов о человеческих качествах ребенка от родителей не было. Как я теперь думаю - это потому, что они были уверены в высоких моральных качествах своего ребенка. Родители остаются в этих вопросах безграмотными. Либо потому, что они не хотят их знать, либо самоуверенны. Как раз для того, что просвещать родителей в вопросах воспитания, я к каждому родительскому собранию готовлю в виде лекций. Темы могут быть следующими: «Режим дня младшего школьника», «Возрастные особенности младшего школьника», «Подарите детям любовь», «Гиперактивные дети», «Нравственное воспитание младших школьников» и т. д.. Примерные темы родительских собраний по классам.
В первом классе:
"Особенности интеллектуального и личностного развития детей";
"Леворукость и праворукость";
"Как развить у ребенка желание читать";
"Подвижные и медлительные дети";
"Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением".
Во втором классе:
"Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";
"Утомляемость ребенка: как с ней бороться";
"Поощрение и наказание в семье";
"Как научить ребенка говорить правду".
В третьем классе:
"Семейные праздники и их значение для ребенка";
"Если ваш ребенок часто болеет";
"Как развивать память ребенка";
"Домашние задания и их назначение".
В четвертом классе:
"Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании";
"О чем может рассказать школьный дневник";
"Способности и прилежание – звенья одной цепи";
"Нравственные уроки начальной школы";
«Как научить дочь или сына говорить "нет"»;
«Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"».
На моих собраниях одной из форм работы является тестирование. А точнее тест называется «Рисунок семьи». Ребенку предлагается нарисовать портрет своей семьи. А потом, на родительском собрании, раздав рисунки родителям, внимательно их рассмотрев, можно определить проблемы и отношения в семье по рисунку и процессу его выполнения. Здесь очень важны последовательность выполнения задания, последовательность расположения членов семьи, сюжет рисунка, размеры фигур членов семьи, место расположения самого ребенка на рисунке, цветовая гамма и т. д… Родителям было очень интересно, некоторым из них открывались такие моменты и подробности, о которых они даже и не догадывались. Такой тест помог им с другой стороны посмотреть на своего ребенка и на свое поведение и отношение к ребенку, к семье в целом.
Стараюсь перед каждым собранием готовить выставки работ учащихся, их контрольные работы, тетради, работы по трудовому обучению и т. д.. Часто организуем с детьми праздники для родителей, в которых принимают участие все дети.
В первом классе я часто собираю родительские собрания с целью, чтобы научить самих родителей отдельным приемам работы над изучением отдельных дисциплин. Для родителей ежегодно провожу открытые уроки по разным предметам. Это заставляет родителей воочию убедиться, на что способны их дети, как работают другие ученики.
Собрание закончено. О том, что можно и нужно говорить при всех - сказано. Наступает момент индивидуального подхода к решению отдельных проблем в воспитании отдельных учащихся. Здесь приходиться вести свою главную линию – общую для всех и сугубо индивидуальную для каждого. И это чрезвычайно трудно. Ведь родители разные люди, и никто не застрахован от взаимных незаслуженных обид. Бывает, что и сама виновата: что-то не уяснила, не разобралась в деталях, причем совершенно случайно, отнюдь не намеренно.
Так вот самое истинное общение с родителями начинается после собрания, когда можно остаться один на один с отцом или матерью и без помех поговорить об их ребенке.
После собрания родители уносят с собой папки с советами «Это должен знать каждый». И начинается университет родителей на дому. В этих папках советы по учебе в школе и дома, беседы, лекции на воспитательные темы.
Советы родителям: ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
Несколько полезных советов
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Десять заповедей для родителей
Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Хорошие дети – у хороших родителей.
Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.
Психологи советуют:
-предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
-лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
-не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.
Помогите ему самому найти выход:
-в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
-не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
-не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.
МАМЫ И ПАПЫ
Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
Я твердо убеждена в том, что родителей надо учить воспитывать детей. А это значит, что и учителям надо постоянно совершенствоваться в вопросах воспитания, чтобы стать для родителей настоящим советчиком и другом в общем столь важном деле, как воспитание подрастающего поколения.
Заключение
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.
Таким образом, если применять во взаимосвязи все перечисленные выше мероприятия, правила, принципы, формы, методы, то данный проект поможет добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.
На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.
Список литературы
1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с.
2. Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с.
3. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. – 114 с.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
5. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера. 2005. – 139 с.
6. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с.
7. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – № 6.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 480 с.
9. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.
10. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
11. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.
12. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.