доклад по физической культуре Роль семьи и гимназии в создании и сплочении классного коллектива.
Роль семьи и гимназии в создании и сплочении классного коллектива.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица (влияние семьи – 40%, средств массовой информации – 30%, школы – 20%, улицы – 10%). Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процесса развития и социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу.
Очевидной стала необходимость изменения в системе отношений образовательного учреждения и семьи. Партнерским отношениям должны учиться как педагоги, зачастую считающие себя носителями истины, специалистами, которые могут диктовать рисунок поведения родителям, так и родителям, диапазон действий которых лежит между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком».
В связи с этим наша гимназия поставила цель – формирование системы партнёрских отношений с семьёй, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного и личностно-деятельностного подходов.
В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило педагогов по-новому взглянуть на роль и место родителей в образовательной политике гимназии, выработать правила консультативного взаимодействия с родителями. Классные руководители проводят много различных исследований, чтобы вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, сплочению их в школьном коллективе; желание общаться и посещать школу: тестирование, анкетирование, индивидуальные собеседования, консультации по учебным предметам, открытые уроки, родительские собрания, психологические тренинги, внеклассные мероприятия.
Целенаправленная работа с родителями дает желаемые результаты: педагоги получают дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях ребенка. Между педагогами и родителями устанавливаются отношения доверия, взаимопонимания, сотрудничества. И такое сотрудничество имеет определенные результаты. Опрос родителей нашей гимназии показал, что:
- родители понимают цели и задачи, которые стоят перед гимназией;
владеют информацией о школьной жизни;
активно участвуют в жизни гимназии;
многие родители заинтересованы в развитии гимназии и оказывают посильную помощь.
Отношения сотрудничества с родителями являются основой создания условий для формирования и развития личности, способной к саморазвитию и самоопределению, а также к сплочению классного коллектива. Взаимодействие классного руководителя и учащихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависит результативность процесса развития личности ребенка и формирования детского коллектива, благополучие контактов родителей и учебного заведения.
Сегодня прочно вошли в наш язык такие понятия, как: «гуманный подход», «педагогика сотрудничества». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых; взаимодействие: учитель – ученик, учитель – родитель, ученик – родитель. Только сотрудничество этих трех сторон может привести к созданию здорового, сплоченного классного коллектива. Опрос свидетельствует, что к приоритетным функциям родительского самоуправления родители отнесли:
хозяйственную;
организацию внеклассных мероприятий;
«спонсорскую» поддержку»;
охрану здоровья детей.
Здоровье- понятие трёхмерное. В него входят три составляющие: физическое, психическое и социальное.
Поэтому за здоровьем физическим стоит не только оздоровление организма каждого ребенка в отдельности, но и создание комфортных условий для всех учащихся. Как это сделать, чтобы наравне с физическим здоровьем, сохранить и укрепить здоровье психологическое и социальное. Выход – в сплочении классных коллективов, потому что именно в дружном коллективе, где один за всех и все за одного, есть место проявлению индивидуальности каждого и сплочению воедино. Над этой проблемой в гимназии работают все: и администрация, и классные руководители, и вожатые. Не остаемся в стороне, и мы – учителя физической культуры.
Главная задача всей спортивно-оздоровительной работы гимназии – укрепление и сохранение здоровья школьников, развитие их физических возможностей, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных умений и навыков.
Десять лет подряд гимназия занимает 1 место в Спартакиаде школьников Советского района. Это благодаря сплоченной работе учителей гимназии, учеников и активной помощи родителей.
Самым ярким примером сплочения классного коллектива является один из видов Спартакиады – это «Президентские состязания». В этих соревнованиях участвует весь класс. Во время подготовки задействованы не только ученики, учитель физкультуры, но и классный руководитель. Огромную роль выполняют и родители. Многие из них вместе с детьми выполняют упражнения в домашних условиях, приходят и поддерживают своих детей на тренировках и соревнованиях. Некоторые из них выступают в роли спонсоров: кто форму помогает приобрести, а кто выезд на тренировку организует.
Соревнования проходят в 4 этапа:
школьный;
муниципальный;
региональный;
всероссийский
Победители районных соревнований участвуют в региональном этапе первенства ХМАО-Югры. Победители регионального этапа принимают участие во всероссийском финальном этапе соревнований.
Все это время дети, их родители, классный руководитель и учитель физической культуры объединены одной целью. Благодаря такой сплоченной работе учащиеся нашей гимназии дважды смогли выиграть Всероссийский этап Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» в г.Владивосток.
Еще одно направление сплочения классного коллектива в нашей гимназии осуществляется через оздоровление учащихся и использование мало затратных форм отдыха. Это проведение спортивных мероприятий: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дружная семейка». А также организованные поездки на природу, на Кондинские озера, Арантур и Арангетур. Родители помогают организовывать поездки, приобретают путевки, решают проблемы с транспортом.
По собственному опыту знаю, как дружно и организованно проходят такие мероприятия.
Между родителями распределяются обязанности. Каждый родитель с группой детей выполняет свои поручения: кто отвечает за кухню; кто за спортивные мероприятия; кто за досуг.
Многие родители с огромным желанием выезжают с классом на отдых. Такие поездки сближают ребят, расширяют круг их интересов, увеличивается познавательная активность учащихся. Учитель, родители и их дети быстрее находят язык общения. Вырастает авторитет родителей и учителя в глазах учеников.
Только сообща: педагоги, учащиеся и их родители могут воплотить в жизни цель нашей гимназии: выпустить в жизнь молодых людей не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, компетентными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий мир, и самое главное физически и психически здоровыми.
Заголовок 115