Статья Некоторые особенности работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках иностранного языка
Баурова Л.А. учитель «МОУ СОШ №66 им. Н.И. Вавилова»
Некоторые особенности работы
со слабоуспевающими обучающимися на уроках иностранного языка
В наше время, когда во всех школах идет раннее обучение иностранным языкам, внедряются и используются современные технологии, направленные на индивидуальное развитие личности обучающихся, развитие навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, когда большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, мы встречаемся в школе с категорией детей, требующих не меньшего, а скорее даже, большего и особого внимания. Этих обучающихся мы называем слабоуспевающими.
Такие обучающиеся могут отставать в обучении по разным зависящим и независящим от них причинам:
1. пропуски занятий по болезни;
2. слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
3. задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
4. педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и другое;
5. прогулы.
Работа со слабоуспевающими имеет некоторые особенности. Для успешной работы в этом направлении первоначально необходимо составить план работы со слабоуспевающими на учебный год, определив цели и сроки намеченных мероприятий.
План работы со слабоуспевающими обучающимися на учебный год.
№п/п
Название мероприятия
Цели мероприятия
Сроки выполнения
1.
Провести контрольный срез знаний обучающихся по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения, учитывая все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо, лексико-грамматическое тестирование)
Определение
фактического
уровня знаний обучающихся;
выявление в знаниях обучающихся пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
Середина
сентября
2.
Провести беседы со школьными специалистами
.классным руководителем, психологом, врачом, социальным педагогом, логопедом.
Установление причин отставания слабоуспевающих
сентябрь
3.
Побеседовать с родителями обучающихся.
Установление причин отставания слабоуспевающих
сентябрь
4.
Побеседовать с обучающимися
Установление причин отставания слабоуспевающих
сентябрь
5.
Составить индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающего обучающегося
Контроль знаний по всем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо, лексико-грамматическое тестирование)
сентябрь
6.
Завести специальную тетрадь по предмету
Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающим обучающимся
В течение всего учебного года
7.
Осуществлять обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся класса
Своевременный контроль знаний по изучаемой теме с
В течение всего учебного года
8.
Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке (карточки на повторение и проверку текущего материала
По лексике и грамматике)
Своевременный контроль знаний по изучаемой теме си тем прошлых уроков
В течение всего учебного года
9.
Организовать работу со слабоуспевающими обучающимися в дополнительное время
(1 раз в неделю)
Дополнительная консультация, помощь при выполнении заданий, вызываемых трудность
В течение всего учебного года
10.
Организовать работу по вовлечению слабоуспевающих обучающихся в творческую внеклассную работу по иностранному языку
Раскрыть творческие способности обучающихся, не связанные напрямую с
Предметом «иностранный язык», например, оформительские, способности
Оформлять проекты, рисовать афиши к инсценировкам
В течение всего учебного года
На следующем этапе работы со слабоуспевающими обучающимися путем наблюдения за реакциями обучающихся во время учебного процесса е ,на успехи и неудачи, анализа выполненных заданий, необходимо выявить признаки отставания:
обучающийся не может самостоятельно прочитать задание к упражнению и перевести его на русский язык, не может выполнить его;
обучающийся не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового из него узнал, выполнить задания к тексту:
обучающийся не активен, отвлекается в те моменты ,когда требуется поставить вопрос или правильно сформулировать ответ;
обучающийся не может дать оценки своей работе;
не может воспроизвести определения понятий, правила;
не может объяснить цель выполняемого им упражнения;
и признаки неуспеваемости обучающихся;
наличие пробелов в знаниях специальных для иностранного языка спряжения глаголов, видовременные категории и т.д.;
наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, которые снижают темп работы настолько, что обучающийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, которые не позволяют обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, усидчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Важно отметить, что педагогу, работая со слабоуспевающими, следует осуществляет помощь в планировании в их учебной деятельности, что предполагает повторение и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов, дополнительное инструктирование во время учебной деятельности, стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к выполнению поставленных задач);контроль за учебной деятельностью слабоуспевающего; дополнительные занятия учителя со слабоуспевающим.
Педагогам, работающим со слабоуспевающими обучающимися, необходимо,с нашей точки зрения, придерживаться следующих рекомендаций:
добиваться повышения эффективности каждого урока;
формировать познавательный интерес к учению:
формировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка;
осуществлять индивидуальный подход к слабоуспевающему обучающемуся;
усилить работу с родителями слабоуспевающих;
разработать специальную систему домашнего задания для слабоуспевающих;
побуждать успевающих обучающихся к оказанию помощи слабоуспевающим ,содействуя повышению ответственности слабоуспевающего за результаты своей учебной деятельности.
Именно, учитывая вышеназванные аспекты, педагог способен достичь поставленных целей в работе со слабоуспевающими.
15