Интегрированный урок литературы и истории «Мы куклы или марионетки?» для учащихся 6-го и 9-го классов
Интегрированный урок литературы и истории «Мы куклы или марионетки?» для учащихся 6-го и 9-го классов
Цель:
Пролистать страницы истории появления кукол.
Представить куклу, как исторический и литературный образ.
Обсудить необходимость чтения художественных произведений, героинями которых являются куклы.
На примере произведений Л.Н.Толстого, В.Г. Короленко, Ю. Олеши, Е.Носова, В.Гюго определить место образа куклы в литературе.
Задачи:
Образовательные: прививать любовь к чтению произведений русской и зарубежной литературы; сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
Воспитательные: воспитывать чувства порядочности, милосердия, ответственности; учить умению понимать и ценить прекрасное.
Оборудование: проектор, презентация на тему “Куклы в истории и литературе”, выставка кукол, фотовыставка на тему “Я и мои игрушки”, сигнальные карточки, лоскутки для изготовления кукол.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Обращаем внимание на представленную выставку кукол и Фоторепортаж на тему “Игрушки детства”.
2.Учитель:
Ночь пришла. Усталых кукол
сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях, оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки, как пальто или фуражки.
В темноте и в тишине видят публику во сне.
“Марионетки”
(В. Берестов)
3. Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим о кукле. Нужна ли она современным детям? Что вносит в наш мир? А может, в компьютерный век она совершенно не нужна? Русские народные сказки – наше детство, это та пора нашей жизни, которая никогда и никем не забывается. Кукла напоминает нам, что кроме компьютеров и сверхскоростей, есть просто жизнь человека. В этой жизни, играя с куклами, девочка учится быть матерью, воспитательницей, учительницей, мастерицей. Кукла – самая жизнестойкая игрушка, неотъемлемая часть детства. Русская кукла – уникальное явление.
Основное содержание
Учитель: История русской куклы богатая и интересная. Но самое главное то, что наши куклы все разные. Вот, например, игрушки-“потешки” крестьянской детворы прошлого века. Кажется, чему могли научить примитивные куклы из тряпочек и соломы, а также “дитяшки”, “потешки”, “скелетки” из лучины? Одна из наиболее древних – деревянная кукла.
Ученик 6 класса: А я хотел бы добавить, что там, где растили хлеб, кукол делали из соломы. Скрутят жгутик золотой косицей, – лёгкая, шуршащая кукла – забавница, будто готова закружиться в танце. Глаз не отвести, загляденье! Кукол сворачивали из лопуха и цветов, домики мастерили из прутьев и соломы, а посуду делали из глины, овощей.
Вопрос к классу: Давайте попробуем вспомнить, есть ли художественное произведение, в котором речь идёт о глиняной кукле?
Ответ ученика: В рассказе Л.Н. Толстого “Кавказский пленник” я встретилась с куклой из глины. Её сделал русский офицер Жилин для татарской девочки Дины. Кукла была с носом, руками, ногами, в татарской рубахе. А Дина убрала её лоскутками и качала, как ребёнка. Дина полюбила куклу, а потом и подружилась с мастером и помогла ему бежать из плена.
Сценка из рассказа Л.Н.Толстого “Кавказский пленник”
“Кто тебе без меня кукол делать будет”, – говорил Жилин, прощаясь с Диной.
Слайд
Русская кукла-1
В 19 веке особенно красивы был куклы – талии. Лёгкие, набивные, фигурки изящные, лицо белое, с румянцем, ротик маленький, волнистые волосы. Иногда вот про такую девочку говорят: “Как куколка!” Имя Светлана появилось у Жуковского в набросках новой баллады не сразу. Баллада получила самое широкое признание сразу же после публикации в 1813 году. Светлана в балладе — почти бездействующий персонаж, она пассивна и трепетно боязлива, но при этом мила и прелестна. Баллада «Светлана» вышла с посвящением племяннице Жуковского и его крестнице, для которой поэт приходился ещё и учителем в период работы над балладой. Василий Жуковский преподнёс племяннице своё произведение в качестве свадебного подарка.
Дети с куклой открывали мир, учились творчеству. По кукле судили о мастерстве её хозяйки. Девочек учили шить, вышивать, одевать куклу. Именно куклы готовили девочек к жизни. Уже с пяти лет девочки знали много колыбельных песен. Качая спать куклу, они напевали им.
Звучит музыка “Колыбельная Светланы”.
Русская кукла-2
В России традиция изготовления кукол очень старинная: еще древние славяне использовали их в своих религиозных обрядах. Создавали и тряпичные игрушки для игры. Именно такова классическая русская кукла XIX века: сшитая из кусочков ткани, в простом платье, с глазами из пуговиц и нарисованным лицом. К последней четверти XIX века центром кукольного производства стал Сергиев Посад, там изготавливали уже литых кукол - клейкую тягучую массу разливали по формам, а получившиеся фрагменты склеивали между собой. С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика Журавлева и Кочеткова), который выпускал уже фарфоровых красавиц. Они были дороги, их берегли и передавали из поколения в поколение.
Учитель: В каком художественном произведении вы встречались с такой куклой?
Ученик выбирает куклу из экспонатов выставки.
Одной из первой кукол, с которой я встречалась, была кукла – красавица из рассказа В.Г. Короленко “В дурном обществе”. Вася и Валёк думали, что кукла спасёт жизнь маленькой Маруси. И действительно, эта большая кукла с ярко раскрашенным лицом, роскошными льняными волосами очень подействовала на девочку. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг ожила. Но ненадолго. Вскоре она слегла, никого не узнавала. Но когда Вася вынул куклу из рук девочки, она горько заплакала. Мальчик положил куклу на место. Он понял, что кукла – это первая и последняя радость недолгой жизни Маруси.
В рассказе Л.Н. Толстого “Кавказский пленник” я встретилась с куклой из глины. Её сделал русский офицер Жилин для татарской девочки Дины. Кукла была с носом, руками, ногами, в татарской рубахе. А Дина убрала её лоскутками и качала, как ребёнка. Дина полюбила куклу, а потом и подружилась с мастером и помогла ему бежать из плена.
Мне понравилась эта кукла. Вы узнали её? Правильно, это кукла наследника Тутти из романа – сказки Ю.Олеши “Три толстяка”. Тутти было 12 лет. Его Единственным другом была дорогая, искусно сделанная кукла, которая ничем не отличалась от живой девочки. Тутти сидел с куклой в парке и ждал солнечное затмение. И вдруг появилось 12 гвардейцев. Они решили отомстить трём толстякам, своим врагам, а пострадали Тутти и его кукла. Один из гвардейцев выхватил саблю и ткнул ею куклу. Другие сделали то же самое и убежали. Тутти обнимал поломанную куклу и рыдал. Теперь её платье было изорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Ещё час назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь она стала простым чучелом, тряпкой. Где-то в горле и в груди у неё под розовым шёлком хрипела сломанная. Она умерла. Горе наследника Тутти не имеет границ. Он не хочет другой куклы. Он хочет, чтобы эта кукла воскресла. Мальчик не представляет жизни без неё.
Слайд
Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Звучат ответы детей: жалость, боль, разочарование, грусть.
Ученик выбирает куклу из экспонатов выставки.
Я уверена, что подобные чувства может вызвать у нас и рассказ французского писателя В. Гюго “Козетта”.
Учитель: Французская куклаВ 1843-му году Пьер-Франсуа Жумо основал компанию по производству кукол. В Биби Жумо воплотились представления о классической красоте. Кукла Брю- почти несбыточная мечта многих коллекционеров. Леон Казимир Брю- автор самых изысканных и роскошных кукол.
Французская кукла-1
В 1843-му году Пьер-Франсуа Жумо основал компанию по производству кукол. В Биби Жумо воплотились представления о классической красоте. Кукла Брю- почти несбыточная мечта многих коллекционеров. Леон Казимир Брю- автор самых изысканных и роскошных кукол.
Сама история фирмы Bru–волшебное зеркало золотого века французских кукол, полного утонченной красоты, творчества и вдохновения.Человек, которому суждено было создавать самых изысканных и роскошных кукол для французских аристократов, появился на свет в небольшом городке на юго-западе Франции, в простой семье ткача. Возможно, никто никогда бы не узнал его имени, но юность Леона Казимира Брю, родившегося в 1837 году, удачно совпала с периодом расцвета Второй Империи, когда во Франции открывалась новая эра торговой политики.
В 1869-ом на фабрике стали делать модных кукол с деревянными телами разных размеров - на шарнирах, с двигающимися руками и ногами. Они стали своего рода фирменным знаком: продукция упаковывалась в зеленые картонные коробки, на которых была наклеена картинка с их изображениями. Эти куклы были очень красивы, костюмы отличалась необычайным вкусом и хорошим кроем, - поэтому пользовались огромным спросом у парижских аристократок.
Французская кукла-2
В 1871 году появляются куклы с полностью артикулированным деревянным туловищем - «куклы нового типа, с шарнирами на талии, локтях, коленях, запястьях и щиколотках, придающими кукле особую грацию».
В 1878 г. Леон Казимир Брю получил золотую и серебряную медали на выставке в Париже. В частности, за улыбающуюся Брю и за модель куклы "Гурман", которая могла "есть" с помощью сложного механизма внутри и показывала язычок, а также за черную куклу-африканку, одетую в роскошные национальные одежды (дань модному тогда увлечению экзотическими культурами). В конце XIX века на смену модным куклам пришли так называемые bebe - не дамы, а куклы-девочки. Брю разработал новые выкройки для кожаных тел, гораздо больше похожие на тело ребенка, а не взрослой леди.
Отливки голов тоже изменились, стали гораздо более округлыми и пухлыми. Кстати, они были созданы известным во Франции скульптором и бронзовых дел мастером Фердинандом Барбедьенном (1810-1892). Эти куклы вышли под маркой BruBrevete, многие были одеты в роскошные дорогие наряды и сразу завоевали необычайную популярность.
Сценка из рассказа В.Гюго «Козетта»
И снова мы можем увидеть куклу. Эта кукла – мечта маленькой девочки Козетты, которая оказалась совсем одна, брошенная матерью, ненужная хозяйке. Нищая, голодная, она мечтала о кукле, которую видела в витрине магазина. И вот оно, счастье. Незнакомец, остановившийся переночевать у Тенардье, был возмущён поведением хозяйки. Она ногой ударила Козетту за то, что девочка дотронулась до куклы её дочек. Незнакомец вышел, но через несколько минут вернулся. Он нёс в руках чудесную куклу. “Это тебе”, – сказал он Козетте, девочка порывисто схватила куклу. “Я назову её Катериной”,-сказала Козетта. На кукле было чистое розовое платье, украшенное лентами. Огромные глаза блестели в темноте. Незнакомец забрал Козетту с её красавицей – куклой. Они были счастливы.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку. Совсем немного кукол осталось стоять там. Какая кукла напоминает вам куклу Козетты.
Слайд
Немецкие куклы-1
XVIII веке самыми знаменитыми были немецкие куклы. И это не удивительно. В 1709 году немецкий алхимик открыл секрет изготовления фарфора, который до этого был известен только в Китае. Одна из самых красивых кукол того времени сделана по портрету жены Наполеона III, красавицы Евгении. Очень популярны были и куклы, изображавшие молодую английскую королеву Викторию. Изготавливали фарфоровых кукол также в виде детей. Куклы-дети, сделанные из особого вида фарфора, хрупкого и белоснежного, зачастую выглядели, просто как сладкие конфетки. У них были ярко-голубые глаза, золотистые кудряшки, пунцовые круглые щечки, да еще модные по тем временам чепчики и платьица, щедро отделанные кружевами и оборками. Головки отливались вместе с плечами, а потом пришивались через специально проделанные дырочки к тряпичному телу, приклеивались к туловищу из папье-маше или приколачивались гвоздиками к деревянному. Белоснежные и румяные фарфоровые головки выглядели очень привлекательно.
Куклы с телами из папье-маше зачастую делались «говорящими». В их полое тело вставлялись специальные коробочки «voice-box». Чтобы кукла «заговорила», достаточно было потянуть за веревочку, соединенную с этим «голосовым ящиком».
Немецкие куклы-2
У дорогих кукол были настоящие волосы и закрывающиеся глаза с длинными натуральными ресницами.Куклы имели самые разные национальности. Они были чернокожими и кудрявыми, желтокожими и узкоглазыми, голубоглазыми и белокурыми. Были куклы-девочки и куклы-мальчики. Мальчиков делали меньше, но все же встречались индейские мальчишки в юбочках из разноцветных перьев, китайчата в кимоно, шотландцы в клетчатых кильтах и забавные негритята.
Один из самых известных немецких кукольных фабрикантов — Арманд Марсель. Что интересно — он наш земляк, так как родился в России. Впрочем, потом он жил и работал в Германии, владел фарфоровой фабрикой в Тюрингии, затем купил фабрику игрушек и вместе с сыном выпускал кукол с керамическими головками. Куклы были самых разных размеров — от миниатюрных до детишек в натуральную величину. Большинство кукол Арманда Марселя были недорогими, доступными для всех. Но были и небольшие партии кукол высочайшего класса, которые сейчас хранятся в разных музеях мира.
Немецкая кукла-3
Особенно хороша кукла, которую называют «Mistery Boy», то есть «Загадочный мальчик». Это очень милый задумчивый малыш с льняными кудрями и светло-голубыми глазами, одетый в элегантный костюм. За поясом у него книжка или блокнот в переплете, а в руке привязанная к блокноту ручка. Его сосредоточенно-задумчивый вид, взгляд «в себя» заставляет предположить, что малыш что-то сочиняет. И еще одна деталь — к ноге маленького поэта прижалась тряпичная собачка с таким же сосредоточенным выражением мордочки.
«Ге́нзель и Гре́тель» (нем. Hänsel und Gretel) (уменьшительные немецкие имена от «Йоганн» и «Маргарита») — сказка братьев Гримм. История о юных брате и сестре, которым угрожает ведьма-людоедка, живущая глубоко в лесу, в доме, построенном из хлеба и сладостей. Эти дети, попав к ведьме, спасают свои жизни, благодаря находчивости.
Итальянская кукла
Итальянская кукла –1
Во время Первой Мировой Войны, когда Энрико Скавини был в армии, его жена Елена Кениг вместе с братом создала несколько войлочных кукол, которых они планировали продать. Кукол назвали Ленчи, именно так называли Елену домочадцы.
В 1919 году семья Скавини начала производство кукол в Турине. В 1922 году в Великобритании была официально зарегистрирована торговая марка Ленчи, и Энрико получил патент на изготовление пресса для войлочных кукольных головок. К тому времени на фабрике работало уже до 800 человек!
Куклы Ленчи быстро приобрели популярность по всему миру и стали предметом коллекционирования.
Компания Ленчи специализировалась на создании характерных кукол с расписанными масляными красками головками, а также будуарных кукол, которые пользовались большим спросом в особенности в США.
Итальянская кукла –2
Компания Ленчи сотрудничала с целой плеядой именитых дизайнеров, художников, керамистов (Марчелло Дудович, Марио Стурани, Сандро Ваккети). Фирма выпускала не только тиражных кукол, большое количество работ выпускалось только в единственном экземпляре или очень ограниченным тиражом.
Прообразами для кукол Ленчи служили известные артисты, модельеры, скульпторы, журналисты и художники. В течение 1920-30 годов кукол Ленчи выставляли на многочисленных выставках.
К сожалению, успех компании длился не долго. Постепенно исчезли яркие, подарочные коробки, в которые упаковывались куклы, из фирмы ушли лучшие скульпторы, художники и дизайнеры. В 1950-х годах Ленчи попробовали производить кукол из целлулоида, но новая модель не имела успеха. В 1970-х годах компания попыталась возобновить производство новых тканевых кукол Ленчи, но и эти куклы не были так популярны. Компания прекратила свое существование в 2002 году. Куклы же сегодня можно встретить в частных коллекциях.
Заключительная часть
Кукла как детская игрушка
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.
Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.
Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.
После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и ее свита.