Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотических веществ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Поронайска, Сахалинской области




Номинация: урок-семинар.

Тема: «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотических веществ».












Автор работы:
педагог-психолог МОУ СОШ №1
Карачёва Н.В.







г. Поронайск
2011г.

Пояснительная записка.
Направленность. В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку. Государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи. Правительство РФ принимало Целевую Федеральную Программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы". Новизна проблемы заключается в том, что, несмотря на принимаемые меры, среди подростков продолжает увеличиваться количество детей, юношей и девушек, склонных к употреблению наркотиков и наркозависимости среди них. Актуальность. Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании.
Комплексный подход в профилактической работе нашей школы заключается в регулярном проведении классных часов и других формах внеклассной работы с учащимися. Формирование ЗОЖ во внеклассных мероприятиях преследует цель дать учащимся знания о ценности здорового образа жизни для общества, придает знаниям практическую ценность.
Систематически в школе действуют различные кружки, тренинговые группы, проводятся тропинки здоровья. Ребята активно участвуют в тематических конференциях, месячнике по здоровому образу жизни, тематических викторинах, конкурсах. В коридорах и холлах учебного заведения размещаются сменные экспозиции, плакаты, школьные газеты. Среди учащихся распространяются памятки, листовки, буклеты, с соответствующей тематикой. Группа школьников объединения «Гражданин» участвовала во всероссийской акции «Я – гражданин России» с проектом «Пивной алкоголизм: миф или реальность?».
Формирование нравственной устойчивости идёт и через тренинги сопротивлению вовлечения в употребление табака, алкоголя, наркотиков, и через обучение сопротивлению психологическому давлению, манипуляциям, по большому счету, через становление критического, самостоятельного мышления. Но самым главным в решении задачи формирования нравственной устойчивости является опыт деятельности детей и молодежи не просто по защите своего образа жизни, своих ценностей, а опыт распространения, утверждения этих ценностей и образа жизни среди детей и подростков.
В рамках профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде проводится семинар «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотических веществ».
Цель семинарского занятия состоит в повышении уровня информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками и выработке навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.
Для решения поставленной цели выделены следующие задачи:
выявление уровня информированности подростков о данной проблеме;
предоставление достоверной информации о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;
проверка уровня усвоения информации.
Педагогическая целесообразность. Данные задачи выделены потому, что, несмотря на кажущуюся осведомлённость подростков о психоактивных веществах их знания не соответствуют действительному состоянию вещей. Так, распространено мнение о «лёгких» наркотиках, которые якобы не наносят вреда организму, так как сделаны из растений. Переоценка несовершеннолетними своих возможностей – «могу всегда бросить, когда захочу».
Возраст детей. Семинарское занятие проводится в течение двух уроков по 40 минут с подростками 12-14 лет.
Обоснованность выбранной формы занятия. В семинаре используются игры, диалоговое общение, упражнение на приобретение практических навыков. Подростки, в силу своих возрастных особенностей, лучше усваивают информацию в таких видах деятельности, чем при подаче материала в виде лекций. К тому же данные методы соответствуют поставленным целям и задачам.
Основная цель этого подхода к проведению профилактической работы состоит в развитии у подростков рефлексивной функции личности, свойств и качеств, позволяющих им в дальнейшем избежать приобщения к наркотизации. А также в формировании жизненных навыков и антинаркотических установок, определяющих их отношение, поведение и действия причастные к наркотическим веществам.
Занятие – семинар.
Тема: «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотических веществ».
Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками и выработке навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.
Задачи:
выявить уровень информированности подростков по проблеме;
дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;
проверить уровень усвоения информации.
Подготовка к занятию. Материал: 6 листов ватмана, фломастеры, шприц, «Анкета оценки семинара».
План занятия.
Введение. Знакомство, упражнение «Круг знакомств» - 10 минут.
Беседа «Ожидания участников»-5 минут.
Диалоговое общение «Оценка уровня информированности» - 5 минут.
Теоретическая часть «Актуализация проблемы» - 10. Минут.
Этап приобретения практических навыков - 35 минут.
Завершение работы, заполнение анкеты оценки семинара. – 15 минут.

План конспект.
1) Знакомство, упражнение «Круг знакомств». Цель: сплочение группы, создание настроя на занятие.
Здравствуйте, меня зовут Наталья Викторовна. Я рада видеть вас. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Сегодня я с вами проведу занятие, посвящённое проблемам, связанным с наркотиками и профилактикой начала употребления наркотиков.
Для начала давайте поиграем (упражнение «Круг знакомств»).
Встаньте все в круг. Каждый из вас будет делать шаг вперёд, называть своё имя и показывать какое-то движение или жест. Все остальные повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует своё движение.
2) Беседа «Ожидания участников».
Ведущий задаёт вопрос: «Что вы хотите узнать на семинаре?».
Участники высказывают свои ожидания от семинара, а ведущий кратко записывает их на доске. Высказывания обсуждаются, уточняются. Ведущий делает вывод о том, что ученики хотят узнать.
3) Диалоговое общение «Оценка уровня информированности по проблеме наркозависимости».
Ведущий семинара просит группу ответить на вопросы.
Поднимите руку те, кто считает, что проблема наркомании существует в нашем городе. Докажите свою точку зрения. Спросить 2-3 человека с противоположными мнениями.
Поднимите руку те, кто сталкивался с этой проблемой. Кто может рассказать о своих чувствах по отношению к людям, которые зависимы от наркотиков.
Насколько это явление опасно для подростков?
Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?
Знаете ли вы людей, которые погибли от передозировки?
4) Теоретическая часть «Актуализация проблемы».
Раньше проблема наркотиков была где-то далеко от нас. Потом мы услышали, что она есть и в нашем городе, в нашем дворе
Что же такое наркотики? Ответы участников. Ведущий делает вывод: это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния. Систематическое применение наркотиков приводит к зависимости.
А наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Как проявляется психическая зависимость? Ответы учеников. Действительно, человек с помощью наркотика хочет уйти от проблем, сделать так, чтобы ему было хорошо. А потом стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. В результате, наркотик замещает все положительные эмоции человека. Но на этом этапе человек ещё сохраняет способность контролировать употребление наркотиков, хотя желание их употреблять присутствует у него всегда.
А вот физическая зависимость проявляется в том, что организм уже не может нормально работать без наркотика. Все стремления, поступки человека направлены на поиск, приём наркотика. Если больной резко перестаёт принимать наркотик, то становится раздражительным, озлобленным, страдает бессонницей, потерей аппетита. Чем сильнее были те наркотики, которые он принимал, тем больше страданий он испытывает. По телевизору вы наверно видели страдания наркоманов, когда у них происходит «ломка». К тому же, чем чаще человек принимает наркотики, тем большие дозы ему нужны, так как организм привыкает и перестаёт защищаться от отравления. У такого человека уже нет защитных реакций, таких как: тошнота, рвота, кожный зуд, обильный пот, икота, резь в глазах, слюнотечение. Поэтому возрастает опасность передозировки и смертельный исход.
В России к наркотическим средствам отнесены:
Опиаты или опийная группа наркотиков (героин, маковая соломка, опий, метадон). Опиаты получают из мака. Психическая и физическая зависимость наступает у одних после первого приёма, у других через 2-3 месяца. Это зависит от здоровья человека. Последствия употребления: поражение печени и мозга, частые инфекционные заболевания, разрушение зубов, импотенция. А ведь многие считают их «лёгкими» наркотиками.
Галлюциногены. Препараты сделаны из конопли (гашиш, анаша, марихуана, ЛСД, псилоцибин). Они вызывают состояние безудержного веселья у одних и состояние паники, страха у других. Последствия употребления: от раздражительности до гашишных психозов, очень похожих на шизофрению, которые очень тяжело лечатся. В первую очередь страдает мозг.
Амфетамины. Кокаин и соединения, получаемые из лекарственных препаратов. Первый приём у одних вызывает желание повторить, у других отвращение. Последствия употребления: поражение мозга, сердечнососудистой системы, всех внутренних органов, печени. Велика опасность передозировки со смертельным исходом.
Психостимуляторы с галлюциногенным компонентом (экстази). Увеличивают силу и выносливость на 3-6 часов, а потом наступает сильная усталость, сонливость, подавленность, которая длится несколько дней, пока организм не восстановит израсходованные силы. Последствия их употребления: убиваются клетки мозга, страдает сердце, печень, внутренние органы; влияет на гены – могут родиться дети с физическими уродствами, олигофрены.
К запрещённым средствам относятся и токсические вещества, хотя они наркотиками не являются. Их называют – ингалянты (растворители, клеи, снотворные медицинские препараты). Организм отравляется токсинами. Возникают галлюцинации, нарушение координации движений, неадекватное поведение. Легко получить тяжёлое отравление со смертельным исходом. Последствия: через 8-10 месяцев поражается печень, через 10-12 месяцев – мозг; частые и тяжёлые воспаления лёгких.
Результат употребления всех наркотических и токсических веществ – отставание в психическом развитии, снижение иммунитета, а следовательно частые и тяжёлые болезни, инвалидность.
Я вам рассказала о последствиях принятия наркотических и токсических веществ для того, чтобы вы задумались, а стоит ли час или несколько часов удовольствия, «улёта» как говорят некоторые, чтобы потом ваша жизнь потеряла смысл.


5) Этап приобретения практических навыков.
А) Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?».
А теперь встаньте, пожалуйста, и рассчитайтесь на первый, второй, третий, четвёртый, пятый. Первые подходят к первому столу. Вторые ко второму и так далее. Задание для всех групп одно. Вам надо выяснить причину: «Почему люди употребляют наркотики?» Затем вы должны нарисовать на ватмане ту причину, которая по вашему мнению является наиболее часто встречающейся в жизни. (возможные идеи: от нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль). Работаете 10 минут.
Рисунки вывешиваются на доске. Один представитель от каждой команды доказывает, почему данная причина является наиболее часто повторяющейся. В ходе обсуждения высказываний участников обратить внимание на альтернативные способы выхода из проблемной ситуации (без психоактивных веществ). Рассмотреть предложенные подростками варианты. Вывод: употребление психоактивных веществ не даёт возможности выйти из трудного положения, а наоборот ещё больше усложняет жизнь человека.
Б) игра «Шприц».
Участники сидят в кругу.
- Ребята, сейчас вы должны придумать 5 вариантов отказа от наркотиков и 5 вариантов предложения их попробовать». Ведущий берёт шприц и предлагает его участнику, сидящему справа, уговаривая взять шприц. Участник отказывается или соглашается. Отказ должен быть тактичным, но твёрдым. Диалог в паре длится 2-3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать наркотик.
- Возьми шприц, попробуй уколоться, ведь ты не знаешь, как это здорово, неужели тебе не интересно.
- Возьми шприц, ты что маленький, мы все укололись, а ты что слюнтяй.
- возьми шприц, испытаешь новые «улётные» ощущения.
- возьми шприц, ты что боишься, что родители узнают, не трусь.
- возьми шприц, уколись, это модно, все колятся.
Обсуждение:
Легко ли подбирать достойные отказы?
Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего? Отказывающегося?
какие из произнесённых отказов вам больше понравились и почему?
Вывод: человеку необходимо уметь принимать правильное решение, чтобы в ситуации выбора он мог сказать «нет».
Завершение работы, заполнение анкеты оценки семинара.
Участникам предлагается заполнить анкету оценки семинара. «Пожалуйста, заполните анонимную анкету. Ваши ответы помогут нам лучше подготовить будущие занятия. Оцениваете по 5-бальной шкале».
Анкета оценки семинара.
Как вы оцениваете занятие в целом?
Какая часть семинара была:
а) наиболее удачной ----------------------------------------------
б) наименее удачной ----------------------------------------------
3. Что вам не понравилось в семинаре?
4. На какие вопросы вы не получили ответы?
5. Какой процент предоставленной информации был полезен вам?
6. Оцените работу ведущего семинара.
Подвести итог занятия. Поблагодарить ребят за активное участие в работе.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Для получения обратной связи участникам предлагается ответить на вопросы анкеты. Результативность проведённой работы подсчитывается по проценту усвоенной ребятами информации. Предполагаемая оценка занятия в целом – 4 балла, так как в ходе всего семинара подростки активно включаются в работу. Используемые методы и приёмы соответствуют поставленным целям и задачам. Большая часть занятия отводится практической работе ребят. Ожидаемый результат усвоения подростками информации о проблеме наркозависимости 70%-75%. Более высокий результат усвоения информации возможен при проведении занятия самими подростками. Так как самым главным в решении задачи формирования нравственной устойчивости является опыт деятельности детей и молодежи не просто по защите своего образа жизни, своих ценностей, а опыт распространения, утверждения этих ценностей и образа жизни среди детей и подростков.






Список литературы.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях. /Сост.: Белова Н.А., Густелёва А.Н. – Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2006.
«Школа без наркотиков». Книга для педагогов и родителей // Изд. 2-е, перераб. и допол. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
« Я хочу провести тренинг». Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости, инфекций, передающихся половым путём. – Стереотипное издание ГУП «Медицина для вас» - Москва, 2003.


15