Профилактический урок на тему Путешествие в страну Здоровье (4 класс)


Профилактический урок
Учитель МАОУ СОШ № 28: Панина Лариса Анатольевна
Тема: Путешествие в страну Здоровье
Цели урока:
обобщить знания о строении и работе организма и внутренних органов;
продолжить работу над правилами сохранения здоровья;
предупреждать вредные привычки;
пропагандировать здоровый образ жизни;
развивать коммуникативные умения – работа в группе;
развивать любознательность, наблюдательность, желание искать дополнительную информацию в различных источниках;
воспитывать бережное отношение к себе и окружающим, желание задуматься над тем, что здоровье – самое ценное достояние человека.
формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, использовать полученные знания в жизни.
Ход урока
- Ребята, мы с вами продолжаем заниматься по программе «Разговор о правильном питании». И у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Вы сказали «здравствуйте» и люди при встрече говорят «Здравствуйте», а что это значит? (пожелание здоровья)
-Задумывались вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?..... Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране «Здоровье». Слайд
- Предлагаю отправиться в путешествие с помощью волшебной капельки воды. Она настолько маленькая, что сможет попасть в каждую клеточку нашего организма.
- Возьмите стаканчик.
- Какой орган помогает нам определить, что это вода? (глаза, орган зрения)
- Выпейте глоток воды. И вот уже капелька внутри вас.
- Что же капелька увидела? (…....целый город, в котором живут органы человека)
- Узнаем, как называется первая остановка.
- Какой орган человека встретил нашу капельку дальше? (язык, орган вкуса)
- К какой группе органов относится глаза, язык? (органы чувств)
- Первая остановка «Органы чувств»
- Назовите еще органы чувств? (органы слуха, обоняния, осязания, равновесия) Слайд
-Какие правила необходимо соблюдать, чтобы наши органы чувств как можно дольше оставались здоровыми?
- Посовещайтесь в группе и запишите правила, которые надо выполнять для того, чтобы наши органы оставались здоровыми.
Работа в группах
1 гр. Правила гигиены для органа вкуса
Чистить зубы 2 раза день – после завтрака и ужина.
Чистить зубы со всех сторон не менее 2-3 минут.
Полоскать рот после любой еды.
Интенсивно пережевывать сырые овощи и фрукты.
Употреблять больше продуктов, содержащих кальций.
Для профилактики болезней зубов 2 раза в год посещайте врача – стоматолога.
Оздоровительная минутка для языка
- Высуньте язык вперед, назад. Закройте рот, выполните круговые движения языком.
2 гр. Правила гигиены для органа зрения
Не трогай глаза грязными руками.
Остерегайся острых предметов
Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 см
Не читай в транспорте
Не читай лежа
Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером
Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек
Выполняй упражнения для отдыха глаз
Оздоровительная минутка для глаз для глаз
- Глазами водим вверх - вниз, влево – вправо. Круговые движения в одну сторону, в другую. Закройте глаза, сильно напрягая веки, расслабьте. Поморгайте часто.
3 гр. Правила гигиены для органа слуха
Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.
Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
Мой уши каждый день.
• Оздоровительная минутка для органа слуха
- Массируем сразу два уха круговыми движениями (всё ухо). Вверх, потом вниз.
- Теперь найдём мочку уха и хорошенько её помассируем.
4 гр. Правила для органа обоняния
Необходимо регулярно проветривать помещение.
Особенно опасна для здоровья человека банальная пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
Курение и даже пассивное вдыхание табачного дыма очень вредны для органа обоняния, так как разрушают чувствительные клетки.
5 гр. Правила для органа осязания (кожа. гигиена)
Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры Гигиена одежды.
Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
Не трогай незнакомых животных на улицах.
-Сделайте вывод из вышесказанного, назовите одно из составляющих ЗОЖ (соблюдение правил гигиены)
ЗОЖ_________соблюдение правил
гигиены
- Мы с капелькой путешествуем дальше и наша капелька попадает в … пищевод.
- Скажите, к какой системе человека относится язык, пищевод? ( пищеварительной)
Значит, следующая остановка – «Пищеварительная система» Слайд
- Расскажите, как капелька путешествовала по пищеварительной системе? (Через ротовую полость капелька попала в глотку, затем в пищевод, который протолкнул её в желудок. Здесь под действием желудочного сока происходит переваривание. Из желудка капелька поступила в кишечник, где окончательно переваривается. Через стенки кишечника в виде питательных веществ попала в кровь, то, что не растворилось идет в прямую и толстую кишку). А кровь разносит все питательные вещества, витамины по всему нашему организму.
- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (Чтобы жить, чтобы была сила).
Посмотрите сценку и скажите, правильно ли питается девочка?
Инсценировка сценки “ Витамины” (Входит “Обжора” с двумя поварятами.)
Обжора: Записывайте. На сегодня: тортов разных, газировки, печенья, варенья
1 поваренок: А как же суп?
Обжора: Какой такой суп-муп? Пиши: суп отменить, заменить шоколадом
2 поваренок: А фрукты?
Обжора: Какие такие фрукты-мрукты? Пиши: фрукты заменить конфетами, кириешками и чипсами!
1 поваренок: Погодите, погодите! Да разве можно так питаться?
Обжора: Можно, можно. Даже нужно! А вы почему такие худые? В моем королевстве все должны быть толстыми, как я. Сейчас я вас всех превращу в толстяков… Ой-ой-ой! (Падает, хватается за живот). Что это со мной?!
- Ребята, что произошло с обжорой? (Сладостей переел)
- Какой вывод сделаем? (Не все продукты, которыми питается человек, бывают полезными. Питание должно быть разнообразным)- Что значит разнообразное питание? (жиры, белки, углеводы) Слайд
-Для чего нашему организму жиры? (это источник энергии, без энергии человек не сможет трудиться, учиться, заниматься спортом. Жиры помогают сопротивляться болезням. Их много в масле) - Для чего нашему организму белки? (для роста организма. Их много в мясе, рыбе, твороге, молоке, яйцах)- Для чего нашему организму углеводы? (тоже источник энергии. Их много в хлебе, крупе)- Для чего нашему организму витамины? (слово обозначает «дающие жизнь», защищают от болезней. Их много в овощах, фруктах, ягодах)Работа в группах - Составьте меню для школьника по группам: завтрак, обед, ужин
( у детей картинки: рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, суп, пепси, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, молоко, сало…)Проверка. Выступления групп.
– Правильно или неправильно составлено меню?
- Какие правила рационального питания вы знаете?
1.Пищу необходимо принимать 3 -4 раза в день.
2. Садиться за стол надо с ощущением голода.
3. Пищу следует принимать в определенные часы.
4. Во время еды не следует смотреть телевизор, читать.
5.Большое внимание следует уделять пережевыванию пищи.
6. Нельзя переедать!
7. Нельзя употреблять слишком горячую или холодную пищу.
8. Овощи лучше употреблять сырыми.
9. Необходимо исключить из употребления пепси, колу, фанту.
10. Не забывайте о необходимости и полезности приема фруктовых и овощных соков.
-Сделайте вывод из вышесказанного, назовите ещё одно из составляющих ЗОЖ (правильное питание)
Правильное питание______ ЗОЖ_____соблюдение правил гигиены

Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха? (несколько минут)
- Все по-моему сигналу выдохнем и задержим дыхание. Первый, кто начнёт дышать после задержки дыхания – поднимает руку. Я слежу по секундомеру. 
- Вы практически сразу почувствовали, что долго так не выдержать.
- Почему?... - С помощью какого органа мы дышим? ( легких)
- К каким органам относятся легкие (органы дыхания)
- Итак, капелька попала на следующую остановку – «Органы дыхания» Слайд
- Расскажите, как воздух попадает в легкие? (воздух попадает в носовую полость, затем в гортань, трахею, бронхи – это 2 трубки, которые ведут в легкие, затем удаляется из них в виде углекислого газа)
- Что может повредить наши легкие? (курение, алкоголь, наркотики)
- Послушаем выступления ребят, а потом решим что делать.
Вред курения на организм (выступления детей) Слайды
 Вред алкоголя на организм (выступления детей) Слайды
Вред наркотиков (выступления детей) Слайды
- От курения, алкоголя, наркотиков страдает весь организм, все системы, все органы.
-Сделайте вывод из вышесказанного, назовите одно из составляющих ЗОЖ
правильное питание______ ЗОЖ_____соблюдение правил гигиены
нет вредным привычкам
Оздоровительная минутка
- Легкие тоже надо беречь. Для этого надо правильно дышать. Как, спросите вы? А вот как: через нос-вдох, через рот-выдох. Подышим вместе.
- Наша капелька попала на следующую остановку. Вы узнаете её, выбрав правильный ответ: День и ночь стучит оно,Словно бы заведено.Будет плохо, если вдругПрекратится этот стук.1) сердце 3) мозг2) пульс 4) ухо
- К какой системе относится сердце? (кровеносной)
Значит наша капелька попала на остановку Кровеносная система Слайд- Какие органы кровообращения вы знаете? (сердце, вены, артерии)
- Для чего служит сердце? (При сокращении сердца кровь двигается по кровеносным сосудам.)- Для чего нужна кровь? (Кровь разносит все питательные вещества, воду по организму)
Обычно размеры человеческого сердца соответствуют размеру кулака. (Дети сжимают кисть в кулак)- Как вы думаете, что произойдёт с человеком в случае остановки сердца? (Человек умрёт, так как к органам перестанет поступать кровь.)- Отправляемся с капелькой в путь дальше.Выберите правильный ответ:
Он всё запоминает,Смотреть, слушать, говорить,Видеть помогает,Работой всего нашего организма управляет.1) нос 3) нерв2) глаз 4) мозг- Итак, наша остановка «Нервная система» Слайд- Какую роль выполняет мозг в организме человека? (Служит для регулирования деятельности органов человеческого тела и в осуществлении связи их с окружающей средой.)- Какой бывает мозг? (Головной и спинной.)- За что отвечает головной мозг, спинной мозг? ( Головной мозг «принимает решения» по всем вопросам, отдаёт приказы и контролирует их выполнение. С головным мозгом связана наша память, речь, мышление, внимание..) Но головному мозгу трудно уследить за всем. Ему помогает спинной мозг. Он отвечает за простые и срочные решения, предохраняющие организм от повреждений).- Нервная система связывает между собой все органы, обеспечивает их согласованную работу.
Наша капелька попала на остановку Опорно-двигательная система Слайд
- Из чего состоит опорно – двигательная система? (скелета, мышц)
- Для чего служит скелет человека? (Скелет человека служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений)
- Отчего портится осанка? (Неправильная посадка за партой; ношение тяжестей в одной руке и т. д.) Слайд
- Почему осанка влияет на здоровье человека? (при неправильной осанке неправильно развиваются внутренние органы, сердцу трудно работать, неправильно развивается скелет…)
- Какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была правильной? (Сидеть правильно, прямо; не горбиться, носить учебные вещи в ранце, на спине, при переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки, спать на жёсткой постели с невысокой подушкой, выполнять упражнения по укреплению мышц туловища)
- Не забывайте о правилах осанки, сядьте правильно, покажите мне свою осанку.
- Что может укрепить мышцы, скелет? ( зарядка, спорт)
- Ребята из нашего класса провели опрос среди учащихся начальной школы. Давайте заслушаем их.
Опрос (выступления ребят)- выходят с диаграммой
Выполняете ли зарядку?
Любите ли вы спорт?
Занимаетесь ли вы спортом?
- Побеседовав со школьным врачом, я тоже сделала вывод. Оказывается, в этих классах ребята, которые занимаются в спортивных кружках и секциях за этот год не болели, у них нет пропусков по болезни.
- Встаньте те, кто в нашем классе занимается в спортивных секциях, кружках. С какого класса….А вот …. расскажет о своих занятиях в …., продемонстрирует свои грамоты и награды….
-Сделайте вывод из вышесказанного, назовите ещё одно из составляющих ЗОЖ (спорт, закаливание, зарядка)
правильное питание______ ЗОЖ_____соблюдение правил гигиены
нет вредным привычкам спорт, закаливание, зарядка
ФИЗМИНУТКА
Поднимает руки класс - это раз,Повернулась голова - это дваРазвернули руки шире, повернулись-  три, четыреКрепко их к плечам прижать - это пятьВсем ребятам тихо сесть - это шесть
-Последняя остановка, на которую попала наша капелька – это Выделительная ситема Слайд
- Для чего она нам нужна? (удаляются ненужные вещества: пот, жир…)
-Какие органы относятся к выделительной системе? (почки, мочевой пузырь, мочеточники) Покажите их на слайде
- Мы с нашей капелькой заканчиваем свое путешествие. Давайте сделаем вывод:
правильное питание______ ЗОЖ_____соблюдение правил гигиены
нет вредным привычкам спорт, закаливание, зарядка
- Без чего ещё не бывает ЗОЖ? (соблюдение режима дня, хорошее настроение.)
Добавим в нашу схему.
- Послушайте ребят, они приготовили стихи- пожелания для вас:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Всем известно, Всем понятно,Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,Как здоровым стать.
 Чтобы быть всегда здоровым,Надо спортом заниматься,Умываться, закаляться,И почаще улыбаться.
 Постарайтесь не лениться - Каждый раз перед едой,Прежде чем за стол садиться,Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесьЕжедневно по утрам.И, конечно, закаляйтесь -Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите,По возможности всегда,На прогулки в лес ходите,Он вам силы даст, друзья!
Наш урок я хочу закончить притчей: Слайд
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знаёт не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: "Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках наше здоровье.  Слайд
Рефлексия
- Закрасьте её, голубым или синим цветом – если урок понравился, вам было интересно, серым цветом – если урок не понравился, было неинтересно.
- Покажите свои капельки.
- Спасибо за урок! - Будьте здоровы!