Статья «Феномен становления социальной роли ученик в коллективе младших школьников»


Статья «Феномен формирования социальной роли «Ученик» в коллективе младших школьников»
«Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению» - говорил Л.Н. Толстой.
Так или иначе, но человек постоянно входит и взаимодействует с какой – либо группой, оказывающей на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив и школу в целом.
Коллектив и школа – явления социальные. Цель их – это не просто дать детям знания, умения и навыки, но и снабдить информацией об универсальных действиях, необходимых во взрослой жизни. Иными словами, одна из миссий школы - это формирование и становление личности. А как известно из психологии и педагогики, оба эти процесса невозможны без социализации подрастающего индивида.
Процесс социализации начинается с момента рождения и не прекращается ни на минуту, так как всё время мы взаимодействуем с социумом, влияя на него и испытывая его влияние на себе. Пожалуй, наиболее активно усвоение социальных ролей начинается в начальной школе. Именно там ребёнок принимает новую для себя роль – ученик, друг, товарищ, помощник, лидер и др. [3, c.31]
И конечно же, только в коллективе может произойти процесс успешной социализации младшего школьника; процесс овладения какой – либо социальной ролью. Очевидно, что в изменяющихся условиях современного метаморфозного общества проблема социализации младших школьников занимает весьма важное место. Именно поэтому данная проблема сейчас как никогда актуальна и своевременна.
Сплоченному и развитому детскому коллективу присущи адекватность мотивов предметно – практической деятельности и общность целей. Все участники коллектива должны заботиться об общем результате, направленном на пользу общества. Только в такой благоприятной обстановке можно говорить об успешной социализации младших школьников.
Социализация – это взаимодействие индивидуума с обществом. Понятие социализации имеет надпредметный статус и активно используется в современном обществе. Это понятие стоит на стыке таких наук как психология и педагогика. В современной социологии и психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс постоянной передачи обществом и освоение индивидом в течение всей его жизни социальных норм. [2, c.4]
Социализация – это процесс социального влияния на личность различных факторов и условий, с целью усвоения общественных ценностей и норм. [1, c. 65]
В этой связи следует говорить о различных факторах социализации и обширной системе социальных связей младшего школьника.
Как и в любом коллективе, в коллективе ученическом, по мере его формирования, выделяются на фоне остальных лидеры и замкнутые, не общительные учащиеся. Это связанно с приобретением по мере социализации определенного социального статуса в классе. Современные психологи в методиках социометрии рассматривают следующие социальные статусы учащихся:
Звезды – или лидеры. Актив класса, надёжная опора педагогу. Звезды «зажигают» остальных членов коллектива, ведут за собой. Они пользуются уважением в классе, к ним идут за советом. Хотя, часто такие дети имеют завышенную самооценку, что сказывается на проблемах межличностного общения в среднем и старшем звене школы.
Предпочитаемые – данная группа учащихся характеризуется хорошо развитыми навыками коммуникабельности, такие дети часто хорошо учатся, входят в актив класса, имеют много друзей.
Пренебрегаемые – или «избегаемые». Пренебрегаемые дети часто замкнуты, сосредоточенны на своем внутреннем мире. В практике встречаются как учащиеся, готовые бороться с данным статусом, так и учащиеся, на личность которых статус «пренебрегаемого» не оказывает пагубного воздействия.
Изолированные. Обычно, самая малочисленная группа учащихся в классе. Эти дети не обладают навыками коммуникабельности, частенько имеют неуспехи в учебе, склонны к девиации и аддикции. [4, c.107]
Социальные роли младшего школьника – это система требований, выдвигаемая с одной стороны педагогом, с другой стороны – семьей, а также коллективом. [1, c. 389] Таким образом, между данными системами требований возникают противоречия, характеризующиеся статусом ребенка – «ученик», «ребенок», «товарищ». Успешное овладение социальными ролями и выдвигаемыми требованиями способствует лучшей адаптации в коллективе и развитию личности, способной усваивать культурологические ценности современного общества.
Младший школьник в процессе обучения и воспитания обучается исполнять разные роли: роль ученика школы, роль ребенка, роль друга и товарища и т. д. Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:
1) необходимость научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;
2) приобретение установок, соответствующих данной роли.
Второй аспект представляется наиболее важным. При отсутствии у младшего школьника сформированных установок и правил поведения, процесс его социализации и становлении в коллективе нарушается. Существенная часть этапа по приобретению и формированию социальных ролей проходит неосознанно для ребенка. Тем важнее становится работа классного руководителя или социального педагога по изучению влияния коллектива на индивида и наоборот.
Деятельность учителя и других специалистов (психолога, социального педагога) в начальной школе весьма специфична. От их работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому очень важно учитывать психовозрастные особенности младшего школьного возраста. Говоря о деятельности различных специалистов в отношении младших школьников, следует прежде всего рассматривать психолого – педагогическую деятельность.
Итак, психолого – педагогическая деятельность –это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.
Психолого - педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Таким образом, мы видим, что психолого – педагогическая деятельность напрямую влияет на становление социальных ролей младших школьников, а значит и на социализованность. В основе такой деятельности лежат закономерности практики воспитания. Эта специфическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами и другими специалистами, к которым можно причислить психолога, а также социального педагога.
Рассмотрим, каковы же особенности психолого – педагогической деятельности различных специалистов с контингенотом младших школьников. Обратимся к рисунку 2.
Специалисты начальной школы


психолог
социальный педагог
классный руководитель

учитель - предметник

коррекция


диагностика


профилактика

обучение и воспитание

ОБЩЕНИЕ


Рисунок 2. Структура психолого – педагогическая деятельность с младшими школьниками
Как мы видим, в основе психолого –педагогической деятельности с младшими школьниками лежит, прежде всего общение. На данной ступени психолого – педагогической деятельности специалист должен установить контакт с ребенком, выработать свой собственный стиль взаимодействия с учащимся, подобрать индивидуальный подход. Важно помнить, что следует избегать чрезмерно авторитарного стиля общения. Цель специалиста на этом этапе – расположить к себе ребенка, но вместе с тем – проявить компетентность с позиции «старшего», т. е. избегать панибратства.
Вторая ступень, или стадия психолого – педагогической деятельности - это, несомненно, обучение и воспитание. Обучение и воспитание младших школьников тесно переплетается с процессом общения и взаимодействия с педагогом. Однако, эти два понятия всё же следует разделять.
На третьей ступени – профилактической – педагог (или другой специалист) уже в состоянии заниматься превенцией (профилактикой) возможных проблем школьника. Говоря об особенностях данной ступени можно отметить преобладание игровых форм работы.
Наиболее интересующая нас ступень – диагностическая. Как уже отмечалось ранее, социализованность крайне важна для младшего школьника. Именно поэтому все специалисты, работающие с контингентом младших школьников могут и должны принимать участие в диагностике социальных ролей младших школьников. К особенностям диагностики в младшем школьном возрасте можно отнести преобладание игровых форм и методов работы, опору на занимательность и значимость материала, опору на наглядное мышление и т. д.
И, наконец пятая, и самая серьезная и значимая ступень ( как по сложности работы, так и по влиянию на личность ребенка) – это коррекция. В отличие от других структурных элементов психолого – педагогической деятельности, работать на этой ступени могут только специалисты узкого профиля – дефектологи, психологи, социальные педагоги, логопеды и др.
Как и любая деятельность, работа с контингентом младших школьников имеет свою специфику и особенности. Специалисту, ведущему работу с ребятами младшего школьного возраста необходимо помнить о психовозрастных характеристиках этого возраста, опираться в своей работе на игровые методы и приемы. Особое значение имеет процесс общения между педагогом и воспитанником. Здесь крайне важно помнить об индивидуальном стиле взаимодействия педагога с учащимися, выбирать оптимальные и адекватные сложившейся ситуации приемы и способы педагогического общения. Но как же грамотно осуществить диагностику социальных ролей в школе?
Обратимся к опыту социометрии и проанализируем возможности диагностирования социальной роли «Ученик» в общеобразовательной школе.
Впервые метод социометрии был предложен и апробирован на практике американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.
Этапы проведения социометрического метода:
Подготовительная беседа (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество и доверительность).
Проведение методики «Два домика». Учащимся предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Вообрази, что красный домик – это твой дом. Кого бы из ребят ты хотел позвать к себе в гости? В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
После окончания беседы целесообразно спросить у учащихся, не хотят ли они изменить свой выбор или поменять кого – либо местами, не забыли ли они кого – то из одноклассников. [5, 56]
Предполагается, что «изолированные» учащиеся не овладели теми нормами и правилами, которые выдвинул классный руководитель и коллектив учеников, т. е. являются носителями социальной роли «пренебрегаемые « и «изолированные».
Подведение итогов социометрического исследования.
Кроме того, учителю начальных классов, социальному педагогу и психологу полезно овладеть методом тестирования.
Тестирование – один из методов социальной диагностики с целью определения количественных и качественных параметров исследуемого педагогического или социального явления.
В 1864 Дж. Фишер изобрел и апробировал на практике первые тесты для определения уровня обученности учащихся. Термин тестирование впервые ввел американский психолог Дж. Кеттелл (1890). Сейчас существует широкое разнообразие тестирований, применяемых в различных областях как педагогики, так и психологии, так и социологии.
Для исследования нами был составлен и использован тест на выявление овладения требованиями, предъявляемыми к социальной роли «Ученик».
Примерные вопросы теста:
Нравится ли тебе ходить в школу?
А) да. Б) нет.
2. Если бы учительница разрешила завтра не приходить в школу, как бы ты поступил?
А) не пошел бы. Б) мне нравится школа, я обязательно приду!
3. Как ты думаешь, зачем люди учатся?
А) чтобы получить знания. Б) потому что все учатся. В) чтобы устроиться на хорошую работу.
4. Ты сильно опоздал на урок. Твои действия:
А) не пойду на урок. Б) зайду в класс и извинюсь перед учителем. В) зайду и тихо сяду за свою парту. Г) зайду и громко объясню учительнице, почему я опоздал.
5. На контрольной твой друг просит решить за него задачу. Как ты поступишь?
А) конечно я решу за него! Б) скажу, что он сам должен был выучить предмет.

В подтверждение полученных результатов можно также провести беседу со специалистами, работающими в исследуемом классе (классным руководителем, социальным педагогом, психологом)
Примерные вопросы беседы с классным руководителем:
Часто ли вы сталкиваетесь с проблемой отсутствия мотивации к учению у ребят?
Если да, то как решаете такого рода проблемы?
Все ли ученики в классе соблюдают установленные правила поведения в коллективе?
Часто ли в классе наблюдается нарушение учащимися дисциплины?
Какое наказание вы применяете за дисциплинарные поступки?
Каков, на ваш взгляд, уровень усвоения необходимых правил и норм поведения в системе социальной роли «Ученик» в вашем классе?
Как вы считаете, нужно ли в классе проводить дополнительную работу по закреплению правил и норм поведения в школе, на уроке, на перемене, на пришкольном участке?
В заключении, можно отметить, что социальная роль «Ученик» в начальных классах оказывает огромное влияние на статусную роль ребенка. Чем выше характер усвоения качеств, присущих социальной роли «Ученик», тем предпочтительнее статус ребенка в классе. Этот феномен прослеживается именно в начальной школе, так как учащимся важно мнение учителя друг о друге. Наблюдая за детьми более старшего возраста (среднее и высшее звено школы), можно отметить «растворение», исчезновение такой системы отношений в классе.
Литература:
1) Иванов А.В. «Социальная педагогика» Издательство: Дашков и К, Москва, 2011, 424 с.
2) Ковалева А.И., Богданова В.В., Издательство «Московский гуманитарный университет» Москва, 2012, 184 с.

3) Коробейников И.А. «Нарушения развития и социальная адаптация» Издательство: «Пер Сэ», Москва, 192 с.
4)Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. «Роль семьи в социализацииличности детей с ограниченными возможностями.- М.: СМУС «Академия», 2008.-176с.
5)  Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология»: учебник. – Москва, 2000, 129 с.
Автор: Варзер Мария Вячеславовна
maria_kli 5@mail.ru8952 863 87 60