Логический тренинг 5 — 7 класс


Методическая разработка
Логический тренинг
для 5-7 классов

В процессе своей жизнедеятельности человек познает мир (получает информацию). Мышление сопутствует любой деятельности человека. При доказательстве чего-либо мы можем рассуждать правильно, но можем и делать ошибку. Существуют определенные правила, следуя которым можно отличить верные умозаключения от ошибочных.
Наука о законах правильного мышления называется логикой. Владение законами логики позволяет человеку успешно осваивать понятия, оценивать истинность утверждений, строить доказательства, открывать новые законы в разных науках. Можно смело заявить, что знание логики помогает человеку учиться (познавать мир), а умный человек учится всю свою жизнь! Существуют специальные задачи, задания, упражнения, которые развивают логическое мышление. Одним из эффективных способов формирования и развития логического мышления являются логические тесты или специальные творческие задания. Решить логический тест – это значит определить решения остальных заданий. В данной разработке рассматриваются три вида интеллектуальных тестов: словесные, числовые, символико-графические и комбинированные. Я объединила их под общим названием «Логический тренинг». Комплекс заданий для 5-7 классов можно использовать на различных этапах урока, составлять варианты самостоятельных или проверочных работ по той или иной теме.
Эта разработка является результатом опыта преподавания курса формальной логики в среднем учебном заведении. Ее целью является дать педагогам материал с помощью которого можно закрепить полученные умения в ходе изучения логики. Формы познания, упражнения и задачи тренируют и шлифуют собственное мышление, способствуют приобретению навыков правильного рассуждения.
Словесные и числовые тесты
Каждое из этих 12 слов превратить в другое существительное, прибавив по одной букве в начале, середине или конце слова. Например, БИТА – битва.
РОЛЬ – рояль ЛЕН – клен
БЛОК – белок ГРОЗА – угроза
БАЗА – базар ПЛЮС – полюс
ПЕНА – пенал ШПАГА – шпагат
СУМА – сумма СЕЛО – седло
РУДА – груда ФЛАГ – фланг
Восстановите букву А.
Расставьте в приведенные ниже инструкции букву А. Например, ДМ – ДАМА.
НГР – ангар СТРТ – старт
ТЛС – атлас СТР – астра
СТРХ – страх БР – бар
ТК – атака ТРВ – трава
ПРТ – парта КБН – кабан
ЛМЗ – алмаз НГН – наган
Если Вы догадаетесь, какое слово из двух букв можно поставить вместо пропусков, Вы сможете прочитать 5 новых слов:
Р_ _ ЬЕ
СТ _ _ А
ПР _ _ ИНА
Л _ _ А
М _ _ ЧИНА
Какое слово надо вписать в скобки, чтобы оно послужило окончание первого и началом второго слов?
ОБЫ (…) КА КАР (…) НАРА (…) НОЙ
РЫ (…) КАРА МЕ (…) ОЛАД РО (…) РЕХА
АМ (…) АН ПРИ (…) АРЬ Какого слова не хватает:
мета (тест) мост
рота (…) ост
лоток (клад) лодка
олимп (…) катер
канва (внук) улика
холст (…) олень
катер (булка) буловарактер (…) кулон
метро (рокот) капот
мина (…) развод
мысль (след) еда
букварь (…) бар
Убери лишнее слово:
ООКТЫП
ИВРАГ
КАЛОХ
ЛОКОМОТ
АТШЫН
ДАПЖИК
ТЕЛЖИ
АСТАЛ
БЕЛХ
ЯГРИ
ОМСАЛ
ЕМДЖ
Продолжите ряд чисел:
6 23 40 ? 57
2 3 4 5 6 ?10 9 8 7 6 ?10 15 20 25 30 ?6 9 12 15 18 21 ?8 8 6 6 4 4 ?1,1 2,2 4,4 ?0,2 0,7 1,2 ?1 2 3 5 8 ?5 11 18 ?Символико-графические тесты
Измени цвет:








Измени форму: Измени размер:
Что изменилось (цвет, форма, размер)?
Измени цвет или форму:
?????
Что изменилось (цвет, форма, размер)?


Измени цвет и форму:
?????
Что изменилось (цвет, форма, размер)?


Комбинированные тесты
45 (15) 24
29 (21) 37
10 (?) 20 5, 1, 7, 2, 9, 3, 11, …
23 3а + 8b 30
54 2a–b+1 ?
2х– 1=21 2 5х– 7=38

8 – х =1 6 5– 3х=2

15– 2х=9 ? 8х– 7=23
15– 4а 3х+1=13 -1
5а – 4 8– 3х=2 ?35, 34, 32, 29, 25, …
В+Е 9
Ж:Б ? 17 23 14 6

4 20
10 ?Е (5) Г
В (8) Л
Д (?) А 8х+5=61 ИРОМАНТИК
9 – х=5 ?12а+7 Д 67
15а+4 В ?0, 2, 6, 12, …
ровесник 3≤х<6 вес
1989 х>3?
электростанция XIV
институт ?х+5=8 43 15– х=11
3х– 2=1 ? 13– х=11
приток х>3 ток
постель х<5?
5х– 3 =42 8х 108º
5+ 3х=26 15х ?2, 53, 1, 48, …
40 10% 44
42 50% ?транспорт
1≤х<4 1<х<4
5<х<7 х>5
трап ?4х– 3=2 1,25
8– 5х=1 ?________ 20% 36
50% ?2,743 9х+1=28
3,017 3х– 7 = х– 1
5,184 5х– 4= ?360 15% 306
40 40% ?5 часов 150
2 часа ?35 8х– 3=21 4х– 8=12
61 3х+9= ? 9– х= ?
9х+1=28
5х– 1=19
16х+10=? 5х+3=48 3х– 5=19 72
9– х=3 5– 4х=-3 12
10х+2=29 8– 3х=-7 ?3х– 1 =8
5х+4=34
х+1=10
18– х= ?2х– 1=21 2 5х– 7=28
8 – х = 1 6 5– 3х=2
15– 2х=9 ? 8х+7=23 х+5=8 43 15– х=11
3х– 2=1 ? 13– х=11 2х+7=17 9– 5х=34
3– х=5 4х– 1=7
3х– 8 =-11 8– 11х=?
Учащиеся:
Приобретают навыки в решении тестовых заданий
Развивают речевые умения
Логически обосновывают суждения
Проводят несложную систематизацию
Приводят примеры и контрпримерыИспользуют различные языки математики (словесный, символический, графический)
Литература
Энциклопедия головоломок М. АСТ-ПРЕСС, 1998
Б.Л. Яшин. Задачи и упражнения по логике. Влад. 1996
Приложение «Математика» к газете «Первое сентября»
А. Шатилова «Занимательная математика» Атрис-пресс, 2002
Информация из интернета, 2016