Формирование логический УУД на уроках окружающего мира через ТРИЗ технологии
Екатеринбург 2016 Развитие логических универсальных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ младших школьников на уроках окружающего мира Гимназия Эльнара Илгизовна гимназия №70 Игра «Теремок» (автор игры – И.Н. Мурашковска) Каждый ребёнок играет роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок. Нового «героя» в теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя». Нельзя повторять ранее названные признаки. В процессе игры дети учатся сравнивать объекты. У детей накапливается информация о признаках объектов в конкретных областях знаний. Например, на уроках окружающего мира можно взять следующие объекты: ель, сосна, лиственница, береза, осина, тополь, дуб. Дети заполняют домик, называя следующие признаки: листья, иголки (учитель, дополняет что иголки – это видоизмененные листья), корень, ствол, ветви, крона. Игра «Мои друзья» Каждый ребёнок получает один или несколько объектов из изучаемой группы (например, группы: деревья, кустарники, травы; объекты: береза, дуб, сосна, малина, шиповник, смородина, одуванчик, репейник). Учитель называет, по какому признаку он собирает друзей. Дети, в чьих объектах есть указанный признак, подбегают учителю со своими карточками, все остальные дети выступают в роли контролёров. «Элементы мира» «Элементы мира» могут быть материальными, то есть существовать на самом деле, а могут быть нематериальными, то есть присутствовать только в нашем воображении. Материальные элементы мира можно назвать объектами. Информацию об элементах мира мы получаем с помощью вопросов. Чтобы информацией удобно было пользоваться, вопросы часто представляют в виде кратких назывных предложений. Так, например, на вопрос «Какого цвета?» обозначают просто словом «цвет», а вопрос «Для чего предназначен объект?» - словом «функция» использована практически на всех уроках. Работая с этой моделью, дети учатся структурировать информацию, применять на практике полученные знания. Задания для учащихся разработаны в виде таблиц, которые необходимо заполнить, отвечая на вопросы учителя. http://www.o-detstve.ru/Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива «Элементы мира» Элемент мира Имя признака Значение признака Паук ?
?
? 8
0
0 Элемент мира Имя признака Значение признака Паук Количество ногКрыльяУсики 8
0
0 Игра «Паутинка» Цель игры: учиться находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления. Ведущий называет два предмета (явления). Играющие по очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме.Пример: бабочка и отшельникВарианты ответов:а) бабочка сидит на цветкеб) новая игра: отыскать бабочку среди одуванчиковв) пейзаж с полем одуванчиков и бабочкиг) бабочка опыляет одуванчик