Практические советы при написании исследовательской работы
Практические советы
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Современные представления о проблеме озоновых дыр».
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Исследование зависимости яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры».
Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Установление места гибели N-ской экспедиции». Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Пример: «Нет загрязнению реки Бульки целлюлозным заводом!».
Натуралистические описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Учет количества водоплавающих на N-ском водоеме».
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Пример: «Изучение особенностей геологической истории N-ского озера».
Глаголы действия, которые могут быть использованы при формулировке целей исследования
Варьировать, вести, взвесить, взвинчивать, возрастать, восстановить, вспомнить, вставить, выбрать, выразить, вырастить, вычесть, вычислить, выявить.
Действовать, делать логический вывод, доказать, добавить, доложить.
Задать вопрос, задать корм, заключить, заморозить, записать, записать на пленку, запрограммировать, засвидетельствовать, защитить.
Идентифицировать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, инвертировать, интервьюировать, интерполировать, интерпретировать, испарить, исследовать.
Каталогизировать, классифицировать, конвертировать, контактировать, контролировать, критиковать.
Ликвидировать, лимитировать.
Манипулировать.
Наблюдать, найти методом мозгового штурма, написать, нарисовать, настроить.
Обеспечить, обнаружить, обосновать, обсудить, объяснить, описать, определить, определить количество, организовать, осветить, ответить, отличить, отразить, отсортировать, охлаждать, оценить, очистить.
Передать, переместить, повторить, подготовить, поддержать, подогреть, подтвердить, построить гипотезу, построить последовательность, превратить в жидкость, предложить, предположить, предсказать, представить (вообразить), представить (доклад), представить в виде таблицы, применить, приобретать, проверить, провести, провести опыт, продемонстрировать, проиллюстрировать, проследить, протестировать, противопоставить, прочитать.
Разделить, разработать, расположить, рассчитать, рассчитать по времени, решить (задачу), руководить.
Сделать набросок, сделать обзор, синтезировать, снизить, собрать, соединить, создать карту, сообщить, составить график, составить краткое описание, составить план, составить спецификацию, составить список, составить уравнение, сосчитать, сравнить, суммировать, сформулировать.
Удлинить, удобрить, уменьшить, умножить, усилить, установить, установить, устранить.
Экстраполировать.
Возможности выбора исследования
В работу могут входить несколько видов ученических исследований. Каждый из них может аккумулировать информацию, которая, в свою очередь, может быть проанализирована и интерпретирована:
Анализ артефактов
Ситуационный анализ
Хронологические наблюдения
Проектирование
Эксперименты
Изучение в реальных условиях
Поиск официальной информации
Интернет-поиск
Интервью
Поиск печатных источников (литературы)
Опросы
Обзоры
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Что такое постановка проблемы?
Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте (в направлении, в плоскости), в котором хотят поднять проблему.
Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом: «В чем заключаются представления молодежи нашего города (выпускников нашей школы) о жизненном успехе?»
При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен понимать суть проблемы, какие цели должны быть достигнуты при ее решении, каков примерно план действий.
После постановки проблемы необходимо разобраться с «объектом исследования» и «предметом исследования». Такое разбирательство позволит ученику – автору исследования более ясно понимать, над чем он работает.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является «молодежь нашего города».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – «понимание (толкование) молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России».
По смыслу «предмет исследования» часто совпадает с «темой исследования».
возвращаясь к выбору темы исследования
Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: «Представление молодежи нашего города о жизненном успехе». Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.
По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: «Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?» Или другая тема: «Почему геройство не привлекает современную молоде
·жь?»
Ниже перечислены реально разрабатывавшиеся темы учебных исследований по различным отраслям знания.
БИОЛОГИЯ
1.Роль вирусов в жизни человека.
2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.
3.Содержание речного русла в черте города.
4.Перелетные птицы нашего города и т.д.
ХИМИЯ
1.Современные моющие средства.
2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.
3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.
ЭКОЛОГИЯ
1.Эколого-социальный паспорт города.
2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.
3.Анализ качества питьевой воды в городе.
4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.
Проблемные вопросы исследования
Идеальный проблемный вопрос исследования, независимо от того, четко ли он сформулирован или нет, приглашает читателя увидеть возможности для исследования. Многие вопросы поощряют научный интерес, но только те вопросы, что вызывают готовность к исследованию, считаются исследовательскими. Иногда это означает простой прямой вопрос с дополнительными деталями.
Простой вопрос:
Являются ли треугольные паруса самыми быстрыми?
Проблемный вопрос исследования, основанный на простом вопросе:
Как влияет изменение формы паруса на 5-метровой парусной шлюпке на расстояние, которое шлюпка проходит за одну минуту?
Проблемные вопросы исследования могут начинаться:
Может ли?
Будет?
Возможно ли?
Почему...?
Как?
Как можно...?
Что случится, если?
Каковы опасности?
Каковы преимущества?
Каково влияние?
Каким образом?
формулируя задачи
Формулировка задач исследования – довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко указать, для чего проводилась работа, за чем (или кем) нужно было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ.
Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы:
Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).
Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).
Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).
Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).
Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).
Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).
ЗАДАНИЕ
Сформулируйте свое видение предполагаемой исследовательской работы ученика. Какой Вы ее себе представляете, ее предполагаемое содержание и структура (кратко).
Работа «Влияние физико – химических свойств синтетических моющих средств на их моющее действие». Актуальность работы определяется заинтересованностью людей в состоянии своего здоровья. Выявление средства с наилучшим моющим действием позволит сэкономить деньги и максимально уменьшить отрицательное воздействие моющего средства на здоровье потребителя.
В работе предполагается исследование состава современных синтетических моющих средств, их сравнение. Это даст основания выяснить, какое из средств обладает лучшим моющим действием, какое выгоднее приобретать, и какое обладает наименьшим отрицательным воздействием на здоровье и состояние экологии.
Целью данной работы является исследование влияния физико-химических свойств на моющую способность синтетических моющих средств (СМС). При этом можно поставить следующие задачи:
1.Изучить моющее действие моющих средств.
2. Выяснить основные технические критерии моющих средств.
3. Изучить структуру и состав современных моющих средств.
4. Провести исследование физико-химических свойств современных моющих средств.
«Проиграйте» возможные способы реализации данной идеи в разных типах творческих работ в соответствии с их классификацией, приведенной в материале учебного модуля №1. Сделайте это, по возможности, подробно:
Параметры
Тип работы
Цель работы(предвосхищаемый результат)
Прогнозируемый продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Практико-ориентированная
Выявить моющее средство с наилучшей моющей способностью в воде г. Усинска
Будет выявлено средство с наилучшими показателями в условиях Усинска
Поиск информации, исследование эксперимент
Анализ данных, формулирование выводов, оформление результатов
Исследование
Исследование свойств моющих средств
Знания о видах и свойствах моющих средств
Исследование эксперимент
Практическая деятельность
Информационная (реферат, доклад)
Описание свойств, от которых зависит моющая способность
Знания о таких понятиях, как «пенообразование», «кратность пены», «ПАВ» и т. д.
Работа с литературой, Интернетом
Поиск (обобщение)
информации
Творческая
Создание своего моющего средства из широко распространённых компонентов
Моющее средство
со своим названием, оформлением этикетки, рекламы
Творчество
Работа в команде
Игровая, ролевая работа
Выступить в роли лаборанта - исследователя
Выпустить свой видео- ролик
Творчество, игра
Работа в лаборатории, работа с аппаратурой
Проанализируйте, какой тип творческой работы по естественнонаучным дисциплинам наиболее полно раскрывает Ваш замысел.
В чем разница между возможными вариантами Вашей работы в зависимости от выбранного типа работы?
Есть ли при этом какие-то противоречия между Вашей идеей и способами ее реализации?
Тип работы «Влияние физико – химических свойств синтетических моющих средств на их моющее действие», конечно, исследовательский. Но если добавить региональный компонент (выявить моющее средство с наилучшей моющей способностью в воде г. Усинска), то работа становиться более интересной и станет практико – ориентированной. Такие работы (практико – ориентированные и исследовательские) рационально проводить со старшеклассниками. А информационные, творческие, игровые – с младшим и средним звеном учащихся. Т. е. по мере нарастания сложности действий и умений.
Игровая работа даёт возможность почувствовать себя исследователем с незначительным багажом знаний. Творческая – предполагает создание какого- то продукта с применением знаний из повседневной жизни. Информационная – подразумевает лишь сбор и обобщение информации.
Сформулируйте идею Вашей будущей исследовательской работы в соответствии с проведенными коррективами.
Работа будет интереснее и значимее, если будет иметь название: «Влияние физико – химических свойств синтетических моющих средств на их моющее действие в воде г. Усинска».
15