Урок по русскому языку для 3 класса Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.


Урок по русскому языку для 3 класса "Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения."
Учитель высшей категории МКОУ Качугская СОШ №1  Королева Ирина Михайловна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: русский язык
Класс: 3б
Дата проведения: 07 октября 2015 год, 1-я четверть
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: деятельностного подхода
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме: «Личные местоимения»
Технологическая карта изучения темы «Части речи, выражающие в предложении подлежащее.»
Тема:
Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.
Цель:
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению частей речи, выражающих в предложении подлежащее
Планируемые результаты
Предметные:
- определять лексические признаки имен существительных, местоимений;
- находить в тексте имена существительные, местоимения
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
На каждом этапе урока учителем совместно с детьми ставится цель, определяются планируемые результаты. Структура урока разработана на основе деятельностного подхода. Ученики самостоятельно определяют тему урока, ставят цели, опираясь на опорные слова, решают возникшую проблему по определению местоимений. Работают в группе, индивидуально, самостоятельно. Осуществляют самооценку своей и коллективной деятельности.
Благодаря продуманным заданиям у учащихся раскрываются интеллектуальные способности. Развивается речь, мышление, внимание, память.
Учебник для 3 класса в 2-ч частях «Русский язык» Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой.
Урок – путешествие "В Море Слов"
Актуализация знаний.
Словарная работа. Запись под диктовку: Путешествие, билет, однажды,
прекрасное.
- Каких известных нам частей речи здесь нет?
Сообщение темы урока:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Море Слов. Познакомимся с новой частью речи: Местоимением. Помогут нам в этом девочка Оля и Запятайкин.
Сказка:
а) Однажды Оля одна, без Запятайкина, поплыла в лодке к острову
Существительных. На острове было необычно пусто. Только вдали горел костер. Оля пошла к костру и увидела 8 слов, сидевших у костра. Оля узнала эти слова, их она встречала в книгах.
114300120650022860001206500
54864001270000
388620058547000468630035687000
2286001460500102870012890500
1943100158750029718001587500
11430013208000560070014986000-А вам эти слова знакомы? (перевернуть карточки)
20574003619500
514350015176500
4114800152400001143003810000
91440015303500
285750015367000
18288004000500
-Где вы встречались с этими словами?
б) –Эти слова и называются Местоимениями.
-составить предложения с местоимениями.
-Когда вместо местоимения ТЫ необходимо употреблять
местоимение ВЫ?
в) -Когда местоимения употребляются в единственном и во множественном числе?
Списать местоимения в тетрадь в 2 столбика.
Ед.число Мн.число.
Игра в прятки.
Мне
Тобой
К нему
Мной
Для нас
г)
К ней
Вас
Нами
О них
Ей
Им
С ними
Нас
Его
Вами
4. Сказка о местоимениях.
Жили – были на свете слова. Больше всего они любили играть в кого-нибудь или во что-нибудь. Им очень нравилось подражать другим словам. Однажды, когда они резвились и смеялись, к ним с неба спустилась фея. Это она решала, какие слова будут называть предметы, какие – признаки предметов, какие – действия предметов. Фея спросила, какое значение нужно этим словам. Но слова так разыгрались, что не слышали фею. Фея повторила свой вопрос еще раз, слова не обращали на нее внимание. Тогда фея рассердилась, топнула ножкой, и стало темно – темно, а потом светло – светло! Тут слова сразу заметили фею и очень испугались. Но было поздно.
-Ну, вот что, - сказала фея. – Я налагаю на вас страшное заклятие: сколько бы лет вы ни прожили на свете, вы никогда не сможете ничего называть! Вы навечно обречены только указывать на предметы. Запомните: не называть, а только указывать! Вы станете заменять имена существительные. Каждый раз - разные. Вы будете стоять на их месте, отвечать на те же вопросы, что и они, и выполнять их роль. Словом, вы будете Местоимениями!
Слова сначала очень расстроились, но ведь они любили подражать другим словам. Затем они привыкли, им это даже нравилось. Слова эти полюбились людям: они короткие, звучные и понятные. И люди до сих пор приглашают их, даже чаще, чем многие существительные.
- Вместо какой части речи употребляются?
- Какое заклятие наложила фея на местоимения?
5. Знакомство с лицом местоимений.
Оля. - Теперь я понимаю, как вы могущественны! Но нельзя ли все-таки разглядеть поближе, какие у вас лица? Мне нужно все 8 лиц запомнить.
- Нет, нет! – Засмеялись местоимения. У нас на восьмерых всего 3 лица: первое, второе, третье.
Учащиеся рассказывают стихи о лицах и расставляют местоимения по лицам.
Назовите, какие местоимения относятся к 1лицу, ко 2 лицу, к 3лицу.
6. Работа по таблице. Появляется Запятайкин, ведь он всегда появляется неожиданно. Он побранил Олю за то, что она уплыла в море одна. Оля рассказала о том, что она узнала о местоимениях.
Физкультминутка. Пора отдохнуть. Встаем на веселую зарядку. Отдыхаем не просто так, а с заданием. После зарядки вам нужно будет назвать , какие местоимения относятся к 1лицу, ко 2 лицу, к 3лицу.
7. Закрепление.
Местоимения решили приготовить для Запятайкина праздничный ужин. А мы с вами и Оля получше разберемся в местоимениях.
А) Второй группе, выписать из "Литературного чтения" три предложения с местоимениями, определить лицо, число. Дополнить – любое существительное, разобрать как часть речи.
Первой, третьей группе – выписать три предложения с местоимениями, кто сможет, определить лицо, число.
Б) Комментированное письмо, разбор первого предложения по членам предложения и по частям речи.
Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Он жил в лесной сторожке.
8. А теперь Запятайкин задаст вам вопросы:
Если устроить футбольный матч между личными местоимениями единственного числа и личными местоимениями множественного числа, то сколько игроков и из какой команды придется посадить на скамейку запасных? Почему? (2 игрока из I команды)
Какие три личных местоимения любят порассуждать о том, какого рода слова встречаются на свете? (ОН, ОНА, ОНО.)
9. Итог:
Еще несколько минут и мы вместе с Олей и Запятайкиным покинем сказочный остров. Но я надеюсь, что местоимения станут нашими друзьями. Сделайте им приятное на прощанье: просклоняйте любое местоимение.
(Для первой группы показать таблицу падежей с вопросами.)
10. Оценивание.
Нарисуйте , пожалуйста, в тетради смайлик. Если урок вам понравился и все прошло удачно, такой
Если у вас ничего не получилось и вы огорчены, то такой…
Если вам все равно как прошел урок, то такой….