Конкурс грамотеев Сказочное путешествие в страну слов
МОУ «Тираспольская средняя школа № 18»
СКАЗОЧНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ СЛОВ
/конкурс грамотеев в 4 «А» классе/
Учитель Чеботарёва А.В.
Тирасполь 2005г.
Цели. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные логические задания; активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование. Костюмы Бабы Яги, Кикиморы, Колобка с Лисой, Золушки с Сёстрами и Мачехой, Феи; сделанный из картона камень с надписью; следы (из бумаги), ведущие к камню; свиток (письмо) иностранца; отпечатанные листочки с заданиями; воздушный шарик с запиской внутри; толковый словарь русского языка в красочной упаковке; жетончики в форме золотых ключиков.
Сказочные герои. Шарик и Матроскин (роли исполняют учителя); Царевна-Несмеяна, Золушка, Фея грамоты, Мачеха с Дочкой, Колобок, Лиса, Кикимора, две Бабки-Ёжки (роли исполняют дети).
Ход игры.
Класс заранее делится на четыре команды, в каждой из них выбирается капитан. Дети, участвующие в сценках, тоже находятся в командах.
Звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино». Появляется кот Матроскин и пёс Шарик.
Шарик. Здравствуйте, дети!
Матроскин. Здравствуйте тёти!
Шарик. Как ваши делишки?
Матроскин. Как вы живёте?
Шарик. Какие ребята!
Матроскин. Как много вас тут!
Шарик. А нас вы узнали?
Матроскин. И как нас зовут?
Дети. Шарик и Матроскин.
Шарик. Идём мы с другом клад искать. Нам нужно трактор покупать.
Матроскин. А где найти нам клад не знаем Ой, это кто ещё такая?
Под музыку Чайковского «Вальс цветов» появляется Фея грамоты.
Фея. Я Фея грамоты.Хочу помочь я вам.Я знаю, где ваш клад, - Ищите по следам!Вот следы
Куда они ведут?Волшебный камень!Что за надпись тут?
Шарик с Матроскиным читают надпись.
Налево пойдёшь – клад не найдёшь,Направо пойдёшь – в сказку придёшь,А хочешь найти клад – возьми с собой ребят!
Матроскин. Куда пойдём, ребята?Дети. Направо.Матроскин. А в сказку попасть не боитесь?Дети. Нет.
Матроскин. Тогда вперёд! Где наш ковёр – самолёт?Шарик. Да вот он – унас под ногами!Кто его видит – тот летит с нами.Вы, ребята, видите ковёр-самолёт?Тогда глаза закройте – и вперёд!
Под весёлую музыку дети изображают полёт на ковре-самолёте.
Матроскин. (обращается к учителям).А вы, тёти, не зевайте,Тоже глазки закрывайте!
Пока все «летят» с закрытыми глазами, открывается фон для выступления.
Шарик. Ну вот, попали мы в сказкуМатроскин. Здесь можно идти без опаски.Шарик. Слышишь – кто-то плачет, рыдает!Матроскин. Это царевна, я её знаю.Она немного странная, Зовётся Несмеяною.
Появляется плачущая Несмеяна.
Несмеяна. Я ревела то и дело,Женихов я не хотела.А теперь хочу, но вотНикто замуж не берётМне понравился одинИностранный господин,Только вот беда какая - Я его не понимаю.По-русски он не говорит,Лишь вздыхает и молчит.Вчера письмо он мне прислалИ что-то в нём нарисовал,Но что хотел он мне сказать,Я не могу расшифровать. (Плачет снова.)Шарик. (утешает)Да наши ребята помогут тебе,Они не оставят царевну в беде!А ну-ка, ребята, листочек возьмитеДа по-русски напишите,Что хотел жених сказатьДа царевне написать.А мы с Матроскиным узнаем,Какая команда вперёд отгадает.
Разворачивает свиток и дети видят письмо- рисунок.
Слёзы улыбка рука сердце жених и невеста в свадебных нарядах
Дети предлагают свои варианты, а кот Матроскин – свой.
Матроскин. Царевна, ты не огорчайся,Радуйся жизни и улыбайся! Руку и сердце тебе предлагают,Скоро твою мы свадьбу сыграем!
Шарик обращается к команде, наиболее правильно разгадавшей рисунок.
Шарик. В награду вы ключик возьмите,Его всю игру берегите!Матроскин. А я хочу вам сказать - Рисунки трудно разгадать!Как хорощо, что буквы есть!Гораздо легче их прочесть!Шарик. Царевна, ты не уходи,В эту команду скорее иди.А мы пойдём дальше на поиски клада.Вот кто-то идёт, познакомиться надо!
Под весёлую музыку появляется колобок.
Колобок. Я весёлый колобок,У меня румяный бок.Очень жаль, что вкусный я,Все желают съесть меня!Вот и Лиса меня схватила,Но до обеда отпустила.Найти велела десять слов,Чтоб было в них по шесть слогов!А если я слова достану,То есть меня она не станет.Но где слова растут – не знаю,Ведь школу я не посещаю.Матроскин. Ребята помогут тебе, Колобок!Не бойся, Лиса не откусит твой бок!Шарик. Какие слова нужны Колобку?Дети. Из шести слогов.Шарик. Напишите их, ребята!
Команда, написавшая больше слов, получает жетон. После того как команды выполнят задание, под музыку появляется Лиса.
Лиса. Ах, какая я Лиса!Всему свету я краса!Славлюсь хитростью всегда,Лезет в рот сама еда!(Обращается к Колобку.)Ну, иди сюда, дружок,Покажи мне свой должок!(Колобок отдаёт листочки со словами, написанными детьми.)Что я вижу! Столько слов,И во всех по шесть слогов!Я не знала, Колобок, Что ты языка знаток Видно быть мне без обеда!Лучше в Африку уеду - Ведь никто там не знакомС нашим русским языком!(Уходит обиженная.)
Матроскин. Колобок, не уходи,В команду эту ты иди.Шарик. Вот уже кто-то идёт сюда снова,Встречать приготовьтесь героя другого.
Под музыку появляется Кикимора.
Кикимора. Я Кикимора – красавица,Сам Кощей – моя родня.Я хорошая, пригожая,Но неграмотная я.Мне сестра моя любимаяНаписала тут письмо.Помогите, люди добрые, - Не могу прочесть его!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Письмо можно прочесть в обратном порядке, отбрасывая букву «в». Получится запись: «Приходи ко мне, подружка, будет на обед лягушка».
Каждой команде раздаётся конверт с разрезанными слогами, из которых команда составляет фразу. Затем капитаны выходят к доске, и каждый зачитывает свою строчку письма.
Получается:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каждая команда, правильно отгадавшая слова, получает жетон. Команда, быстрее других выполнившая задание, получает 2 жетона.
Шарик. Кикимора, хочешь ты грамотной стать?Тогда вместе с нами иди клад искать.Наверно, недолго осталось идти Кого же ещё повстречаем в пути?
Звучит музыка, под которую появляется Золушка. Она изображает уборку: подметает, вытирает пыль и т. д.
Золушка. Вы меня узнавали?Дети. Да, ты - Золушка.Золушка. Да, Золушкою звать меня.Тружусь с утра до ночи.Вот Мачеха с Сестрой идут,Опять работу мне дадут!
Под музыку появляются Мачеха с Дочкой, исполняют танец.
Мачеха. На бал мы нынче уезжаем,Тебя работать оставляем.Пока мы будем танцевать,Должна ты в доме всё убрать!Дочка. А чтоб без нас ты не скучала,Я для тебя слова смешала.Должна к утру ты поспешить - Их на три кучки разложить.Да, и не вздумай ошибиться!Мачеха. Поехали!Дочка. Гудбай, сестрица!
Уходят под музыку.
Золушка. Что же делать? Как мне быть?Как их на кучки разложить?Слова ведь не горох и просо,Их разложить совсем не просто!Шарик. Золушка, можешь идти отдыхать,Будут ребята тебе помогать.Ребята, ручки вы возьмите,Слова на группы разложите.
Каждая команда получает слова, написанные на листочках: горка, горит, горелка, горе, гористый, горевать, сгореть, горный, пригорюнился.
Дети распределяют слова на три группы. За правильное распределение – жетон. Кто быстрее выполнит задание – 2 жетона. Капитаны объясняют принципы распределения слов.
Матроскин. Команды, ключик получайте,Но только, чур, не потеряйте.Золушка, не уходи, в команду эту ты иди.А мы пойдём дальше по этой дорожке, И кто же нам встретится? Ой, Бабки-Ёжки!
Под песню «Частушки бабок-Ёжек» появляются две Бабки-Ёжки и танцуют.
Бабка-Ёжка 1. Мы Бабки-Ёжки,Французские ножки!Бабка-Ёжка 2. Сами симпатичные,Из семьи приличной мы!Бабка-Ёжка 1. Очень молодые,Зубы все вставные.Бабка-Ёжка 2. Голосочек тонкий,Словно у слонёнка.Бабка-Ёжка 1. Вы решили клад искать?Бабка-Ёжка 2. Мы решили вам мешать!Бабка-Ёжка 1. И расставить на путиВам ловушки мы хотим.Бабка-Ёжка 2. Ловушки! Шагом марш! Раз-два!А ну-ка, прячтесь вы в слова!Бабка-Ёжка 1. Подсунем те слова ребятам,А сами побежим за кладом!
На карточках написаны слова: Лежыт, Танечька, чюдак, Крольчята, горот, Ирина ильиничьна, Пушынка, адежда, Бабушка маша, крыля.
Дети исправляют ошибки. За верное выполнение задания получают жетоны.
Матроскин. Ну вот, все ловушечки мы обошли.Шарик. А Ёжки, наверно, уже клад нашли.
Прибегают Бабки-Ёжки.
Бабка-Ёжка 1. Помогите!Бабка-Ёжка 2. Спасите!Бабки-Ёжки 1 и 2. Караул!Шарик. Что случилось?Бабка-Ёжка 1. За нами гонятся злодеи!Бабка-Ёжка 2. Спасите нас вы поскорее!Матроскин. Что за злодеи? Бабка-Ёжка 1. Мы их не знаем!Бабка-Ёжка 2. Мы таких никогда не видали! Вот они!
Появляются рисунки с изображениями знаков препинания в виде животных, предметов, сказочных героев.
Шарик. Глупые! Стыдно такое незнание – Это ведь знаки препинания!Бабка-Ёжка 1. А как их зовут?Бабка-Ёжка 2. Этих странных злодеев?Матроскин. Ребята! Ответьте вы им поскорее!
Дети называют знаки препинания по картинкам. За безошибочный ответ команда получает жетон.
Шарик. Ёжки, больше вы нам не вредите, Лучше вы с нами за кладом идите!
Появляется воздушный шарик.
Матроскин. Ой, что это? Шарик! Шарик!Шарик. Что ты кричишь? Вот он я!Матроскин. Да не тебя я зову, бестолковый, «Шарик» ведь многозначное слово.Шарик. О, тёзка, привет! Там внутри лежит записка! Кто её достанет? Наверное, та команда, у которой больше всех ключиков. Ой, да это ведь записка от Феи грамоты! Что же она пишет?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Матроскин. А вот и сама Фея грамоты!Шарик. Что же она нам несёт?Фея. Я приготовила для вас, ребята, чудесный подарок. Он поможет вам в изучении русского языка.
Фея вручает детям толковый словарь русского языка.
Матроскин. Ну вот, пора и нам прощаться,В свою деревню возвращаться.Шарик. Но обещаем ещё разЯвиться в гости в этот класс.Вы нас будете ждать?Матроскин. Ну, и вам домой пора,Собирайтесь, детвора!Мы с другом Шариком вдвоёмВас в раздевалку отведём.
Дети под музыку выходят из класса.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Письмо.
А вквшвувгвявл в дребво вавнв твевдувбв авквжвуврв двовпвевнвм в овк в ивдвовхвиврвп
При хо ди ко мне на у жинпо зна ко млю с но вым му жемза по ём мы пес ню груст ну юи съе дим ля гуш ку вкус ну ю.
Записка
Вы ищете клад – золотые монеты.Но ваше богатство, поверьте, не в этом.Вы этим богатством владеете, дети!Ведь русский язык – самый лучший на свете!Он самый великий и самый богатый
И много секретов хранит он, ребята!Вы эти секреты должны разгадатьИ с радостью русский язык изучать.Тогда очень грамотным станет ваш классИ русский язык станет другом для вас!
Конец