Перечень профориентационных методик для психологической диагностики старшеклассников


Диагностический минимум
Перечень профориентационных методик для психологической диагностики старшеклассников
Назва методики, автор Литература С какой целью используется Возраст
Активизирующий опросник "За и против"
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
Она больше предназначена для стимулирования размышления самоопределяющихся клиентов над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, а также – для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций клиентов ценностно-смыслового плана. Методика предназначена для работы со старшеклассниками
Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности»  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова (ДДО)
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
«Методика «Карта Интересов» А.Е. Голомшток
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу.
Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых.
Методика «Измерения мотивации достижения» А. Мехрабиан
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б) Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Исследования самооценки по методики Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Теппинг-тест Е.П.Ильина
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. Теппинг тест или методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина позволяет определить тип силы-слабости нервной системы. Данный тест позволяет выявить устойчивость и выносливость личности к разнообразным продолжительным раздражителям. . Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Методика диагностики межличностных отношений. Т.Лири
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод.Руководство. М., 1990. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, и также исследования представлений испытуемого о себе, своем «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе. Т.И. Ильина
http://www.psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=200
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
Выявление индивидуально-типологических различий. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
Опросник профессиональных предпочтений направлен на определение соответствия личностных особенностей и особенностей профессиональной деятельности испытуемого, оценка степени удовлетворенности его своей профессией и подбор для него наиболее предпочтительных видов профессиональной деятельности.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Методика «Конструктивность мотивации» («КМ»). Конструктивность мотивации / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.403-412.
Выявление основного типа мотивации (мотивационной стратегии).
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Методика «Диагностика мотивации к достижению успеха». (Т.Эллерс)
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса / Розанова В.А. Психология управления – М., 1999. С.105-106.
Дианостика мотивации к достижению успеха.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Тест профессиональных предпочтений Л.А. Йовайши Кухарчук А.И., Седова Е.Л., Лях В.В. Психология профессионального самоопределения. – Минск, 2000.
Для диагностики профессиональных предпочтений личности используется опросник Л.А. Йовайша. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Методика Д.Кейрси Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – М., 1999.
Определение соционического типа личности.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Ориентационный опросник В.М. Басса.
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.-383 с
Методика может быть использована для исследования соотношения направленностей личности: на себя, на общение, на дело. Данная методика может быть использована в профориентации и профотборе. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Методика КОС (коммуникативные организаторские способности). Б.А.Федоришин.
Профконсультационная работа со старшеклассниками (Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. -- - 158 с.
Методика КОС предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Экспресс-методика «Ориентир»
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела.
Оценка индивидуально-психологических особенностей личности.
Тест восьми влечений Сонди Л.Н.Собчик. Метод портретных выборов. – М., 1993, и др. изд.
Тест восьми влечений Сонди заключается в том, что испытуемому предъявляются шесть серий из восьми портретов психически больных людей; испытуемому необходимо выбрать в каждой серии два наиболее приятных, и два – наиболее неприятных портрета. В Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.