Комплекс методик для диагностики уровня нравственного воспитания


КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1-5 классов»
Ф.И. воспитанника ________________________________________ Группа: ___________Класс: ___________
Оцените каждый показатель по пятибалльной шкале:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
№ Качество личности Само
оценка
Оценка воспитателя Итоговая оценка
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки 2. Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома 3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу 4. Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми 5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый воспитанник имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п Фамилия, имя воспитанника Любознательность Прилежание Отношение к природе Я и школа Прекрасное в моей жизни Средний балл Уровень воспитанности
сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель
1. 2. … В группе ________ воспитанников
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 6-11 классов»
Ф.И. воспитанника ________________________________________ Группа: ___________Класс: ___________
Оцените каждый показатель по пятибалльной шкале:
5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция
№ Качество личности Само
оценка
Оценка воспитателя Итоговая оценка
1. Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой – либо области науки):
прочность и глубина знаний;
культура речи;
аргументированность суждений;
сообразительность;
использование дополнительных источников. 2. Прилежание (отношение к учебе):
старательность и добросовестность;
регулярность и систематичность занятий;
самостоятельность;
внимательность;
взаимопомощь. 3. Трудолюбие (отношение к труду):
организованность и сообразительность;
бережливость;
привычка к самообслуживанию;
следование правилам безопасности в работе;
эстетика труда. 4. Я и природа (отношение к природе):
бережное отношение к земле;
к растениям;
к животным;
стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде;
помощь природе. 5. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):
выполнение правил для учащихся;
выполнение правил внутреннего распорядка;
следование нормам и правилам человеческого общежития;
милосердие как противоположность жестокости;
участие в жизни школы и класса. 6. Эстетический вкус (отношение к прекрасному):
аккуратность (опрятность);
культурные привычки в жизни;
внесение эстетики в повседневную жизнь;
умение находить прекрасное в жизни;
посещение культурных центров. 7. Я (отношение к себе):
самоуправляю собой, своим поведением;
соблюдаю правила личной гигиены, забочусь о здоровье;
умею организовать свое время;
у меня нет вредных привычек.
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый воспитанник имеет 7 оценок.
Затем 7 оценок складываются и делятся на 7. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п Фамилия, имя воспитанника Эрудиция Прилежание Трудолюбие Отношение к природе Отношение к общественным нормам и законам Отношение к прекрасномуОтношение к себе Средний балл Уровень воспитанности
сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель сам воспитатель
1 2 … В группе ________ воспитанников
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности

Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)
Ф.И. воспитанника_____________________________________ класс _________ группа _________
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0
2 Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке группы, класса, школы, пришкольного участка). 4 3 2 1 0
3 Выполняю трудовые поручения родителей, воспитаттелей. 4 3 2 1 0
4 Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0
3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим 4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) 4 3 2 1 0
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10.
( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников).
Кроме этого, 6 качеств личности оценивают воспитатели и учителя по 5-бальной шкале без дополнительных вопросов (см. Схема экспертной оценки уровня воспитанности). Затем показатели сравниваются, и делаются выводы.
Низкий уровень:
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень:
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень :
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой
Основные отношенияПоказатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;2 - любит и бережет природу;1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;2 - интересуется историческим прошлым;1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;2 - находит дела на службу малому Отечеству;1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;1 - в делах класса участвует при побуждении;0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;2 - сам много читает;1 - читает при побуждении взрослых, учителей0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;2 - стремится учиться как можно лучше1 - учиться при наличии контроля;0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;2 - есть любимое полезное увлечение;1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;1 - трудится при наличии контроля;0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;2 - бережет личное и общественное имущество;1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;2 - уважает старших;1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;2 - сочувствует и помогает слабым, больным;1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;1 - не всегда честен;0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17.  Самообладание и сила воли 3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой
Сводная таблица
№ Ф.И. воспитанника Патриотизм Любознательность Трудолюбие Доброта и отзывчивость Самодисциплина Итоговый балл Уровень
1. Отношение к родной природе 2. Гордость за свою страну 3. Служение своими силами 4. Забота о своей школе 5. Познавательная активность 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 7. Саморазвитие 8. Организованность в учении 9. Инициативность и творчество в труде 10. Самостоятельность 11. Бережное отношение к результатам труда 12. Осознание значимости труда 13. Уважительное отношение к старшим 14. Дружелюбное отношение к сверстникам 15. Милосердие 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 17.  Самообладание и сила воли 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 19. Организованность и пунктуальность 20. Требовательность к себе 1. 2. … По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют воспитатель и учитель. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
 

Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустина
 Схема предназначена для использования воспитателями и классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
                          4.4-4 – хороший уровень
                        3.9-2.9 – средний уровень
                        2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.