План-конспект урока обществознания на тему Семейные правоотношения (9 класс)
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока по обществознанию
в 9 классе муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №79
на тему «Семейные правоотношения»
Разработала: Малютина Ирина Александровна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Третьякова Наталья Алексеевна
Город Сочи, 2016Тема урока. «Семейные правоотношения»
Дата проведения. 20.12.2016
Тип урока. Комбинированный
Технология урока. Развитие критического мышления
Цель урока. Сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека. Дать понятие «семейное законодательство».
Задачи.
воспитательная:
- формирование мнение о роли семьи в обществе. Выработка у учащихся определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
образовательные: - знакомство учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений;- раскрытие порядка и условий заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.
развивающие:
- формирование коммуникативных способностей, внимания, логического мышления;
- формирование навыков обобщения и анализа;
-приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.
Планируемые образовательные результаты.
Учащиеся узнают, что: основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ; семья находится под защитой государства, так же, как материнство, отцовство и детство.
Учащиеся научатся: объяснять понятия семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.
Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, систематизировать её и выделять главное; высказывать собственную точку зрения; аргументировать свои ответы.
Основные термины, понятия.
Семья, брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный брак, брачный договор, Семейный кодекс РФ.
Оборудование. Конституция РФ; Семейный кодекс РФ.
План урока.
I. Организационный момент – 2 мин
II.Актуализация опорных знаний - 2 мин
III.Изучение нового материала – 14 мин
IV.Практическая работа – 4 мин.
V.Самостоятельная работа – 4 мин
VI.Работа с учебником - 3 мин.
VII. Текущее закрепление – 3 мин
VIII.Закрепление изученного материала. Решение задач – 4 мин
IX.Подведение итогов урока – 2 мин
X.Домашнее задание – 1 мин
Ход урока.
Учитель.
Какие образы, возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети».
Дети отвечают:
- Семья - социальная группа, основанная на родственных связях. Члены семьи связаны общим бытом, взаимопомощью.
- Семья, состоит из родителей и детей.
- Семья - ячейка общества и добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.
- Имущество, нажитое в процессе совместного проживания, называется имуществом семьи.
- Климат в семье должен быть теплым и приятным, а значит члены семьи должны окружать друг друга заботой и вниманием.
Учитель.
Действительно, нет более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло государство. За многовековую историю семья, конечно, претерпела изменения, но гораздо меньше, чем те, что претерпело государство. Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важную для каждого человека тему «Правовые основы семьи и брака».
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Государство защищает семью с помощью закона. Основная роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ говорится, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения супругов, детей и родителей является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер.
Учитель. На основании Конституции РФ и Семейного кодекса РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
1. Правовая связь членов семьи.Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Организация самостоятельной работы. Учебник, стр. 156-159Вопросы: 1) Почему фактически существующие, но формально незарегистрированные семейные союзы в юридическом смысле нельзя назвать словом «семья»?2) Что представляет собой семья с юридической точки зрения?3) Кто может выступать в качестве субъектов семейных правоотношений?Таким образом, статья 2 Семейного кодекса РФ позволяет раскрыть 1) условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; 2) личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи, между другими родственниками.
Практическая работа.
Задание: опираясь на статьи Семейного кодекса подготовить ответы на вопросы:1. Каковы два основных условия заключения брака?2. В каких случаях брак может быть заключен в день подачи заявления?3. Разрешает ли закон многоженство? Приведите положение Семейного кодекса, являющееся основанием для правильного ответа?4. Каковы обстоятельства, препятствующие браку?5. Какой брак считается фиктивным?
Самостоятельная работа.
Вопросы для закрепления:
1. Каким образом производится регистрация брака?
2. Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке?
3. В каких случаях брак может быть признан судом недействительным?
3. Права и обязанности супругов.
Данный вопрос рассматривается на основе составления схемы и привлечения материала учебника с.159(родители) и усыновленныеУчащиеся заполняют данную схему, опираясь на рассказ учителя.
Текущее закрепление. Вопросы 1). Когда возникают права и обязанности супругов? 2). Каким образом делится совместное имущество при расторжении брака? 3). Подлежит ли разделу собственность каждого из супругов при расторжении брака?
Таким образом, при разделе общего имущества супругов и определения долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Закрепление изученного материала. Решение задач.1. Старшеклассники Евгений (15лет) и Наталья (14 лет), не сказав ничего родителям, решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?
2. Супруги В. разводятся и делят имущество. Подлежит ли разделу библиотека их детей? Ответ обоснуйте.
Американский специалист в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги выделил семь правил. Следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:• не ворчите;• не старайтесь перевоспитать своего супруга;• не критикуйте;• искренне восхищайтесь достоинством супруга;• уделяйте внимание супруге;• будьте вежливы;• читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.Вопрос: считаете ли вы эти условия достаточными для достижения гармонии в семейных отношения?Что бы вы исключили из этого списка?Домашнее задание: 1. § 18. с.163,164 выполнить практикум «В классе и дома».2. Подготовиться к диспуту на тему «Правовые основы семьи и брака». Прочитать Семейный кодекс РФ (Статья 10 – 15, статья 36, статья 41 – 43)
3. Индивидуальное: составить брачный договор.
Список использованной литературы.
Учебник: Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9 класс,
Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс - М: «Просвещение», 2011
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс - М: «ВАКО», 2013
4. Раздаточный материал по теме урока:
Семейный кодекс Российской Федерации
Статья 10. Заключение брака.1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Статья 11. Порядок заключения брака.1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Статья 12. Условия заключения брака.1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.
Статья 13. Брачный возраст.1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.Не допускается заключение брака между:лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27
Статья 36 Семейного кодекса Российской Федерации "Имущество каждого из супругов"
1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.
Семейный кодекс РФ
Статья 41 Семейного кодекса РФ "Заключение брачного договора"
1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.
2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42 Семейного кодекса Российской Федерации "Содержание брачного договора"
1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. 3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право етрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
Статья 43 Семейного кодекса Российской Федерации "Изменение и расторжение брачного договора"
1. Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/04/10/semeynye-pravootnosheniya;
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/11/06/semeynye-pravootnosheniya-dlya-uchashchikhsya-9-klassov; http://www.consultant.ruhttps://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-dlya-klassa-semeynie-pravootnosheniya.html HYPERLINK "План-конспект%20урока%20обществознания%209%20класс%20Семейные%20правоотношения%20Малютина%20Ирина.docx" http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/01/25/samoanaliz-uroka-po-konstitutsii-rf