Урок: «Административные реформы в Казахстане 20- 60-е годы ХІХ века».


«Административные реформы в Казахстане 20- 60-е годы ХІХ века».
8 класс.
Цель: Обобщение знаний о значении и характере реформ, подготовленных царской Россией с целью изменения системы управления Казахстаном в 20- 60-е годы XIX в.
Задачи:
Образовательная: Охарактеризовать основные документы по проведению реформ; раскрыть значение проведенных реформ, в казахской степи в 19 веке;
Развивающая: Прививать учащимся навыки анализа политических и социальных последствий реформы, умение выделять главное.
Воспитательная: Воспитание гуманности, любовь к родной земле, неприятие насилия.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: рассказ, беседа, наглядно - иллюстративный,
Методы контроля: устный, фронтальный.
Оборудование урока: доска, иллюстрации, схемы, карта
Повторение изученного.
Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах. Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Отметим, что царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья.
Одним из инструментов колонизации края было реформирование управленческой системы. Это был продуманный социально-политический комплекс мер.
Исторические предпосылки введения реформ
Экономические Политические Общественные
Развитие местной промышленности
Развитие промыслов (рыбная ловля, добыча соли).
Развитие горнодобывающей промышленности (цветные металлы, каменный уголь).
Расширение торговли со среднеазиатскими ханствами, Сибирью, Китаем.
Появление новых городов:
Петропавловск, (Кы- зылжар) - ему не было равных в торговле со Средней Азией.
Акмолинск (Акмола).
Уральск (Теке).
Семипалатинск (Семей).
Бухтарма (Буктырма).
Оренбург (Орынбор).
Омск (Омбы).
Урда (Западный Казахстан) в 1822 году здесь открылась первая официально организованная ярмарка. Приспособление хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития Российской империи.
Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.
Восстание Сырыма Датова.
Слабость ханской власти, ее антинародная политика. Ханская власть не обеспечивала проведение царской политики.
Политическое дробление Среднего и Младшего жузов.
Появление оппозиций, выступавших против колониальной политики (султан Ка- ратай в Младшем жузе).
Отмечается процесс возрастания политической зависимости казахских жузов от России. 1) Изменение социальной структуры (общественное строение), т.е. совокупность классов и социальных групп общества:
Рабочие казахи - в горнодобывающей промышленности.
Рабочие казахи - в мелких промыслах.
Жатаки, их увеличилось с 6,5 тысячи (1820 г.) - до 8,4 тысячи (1824 г.) (отходники - сезонные рабочие).
Казахи, занимающиеся земледелием.
Казахи, охраняющие транзитные караванные пути.
Контроль и учет знаний учащихся по турам.
ТУР
«Портретная галерея»
На доске вывешиваются портреты исторических личностей.
Определить, какое отношение имеют данные исторические личности к данной теме?
П.К.Эссен, Ч.Валиханов, Г.Батеньков, Хан Абулхаир, Хан Абылай, Богенбай батыр,
М.М. Сперанский
ТУР
«Да или нет»
Задание: Ответьте словами “Да” либо “Нет”
Отражали ли эти реформы интересы местного населения “Нет”
Стали ли эти реформы причиной народного недовольства “Да”
Способствовали ли реформы 1867-1868 годов независимости местных судов? ' “Нет”
Согласны ли вы с тем, что реформы 1867-1868 гг. в Казахстане открыли дорогу для капитализма? “Да”
Верно ли, что согласно реформам положение кочевого населения осталось неизменным? “Нет”
ТУР
«Логический ряд»
Определить, по какой системе разбиты даты на группы?
Определите события, которые произошли в эти годы?
Определите события, которые произошли в эти годы?
317563523495000
1082040134620001783- 1797 гг.
1773-1775 гг.
1836-1838гг.
1837-1847гг.
Восстания
1822 г.
1824г.
1867-1868гг.
Реформы
ТУР
«Найди мое место»
Нам даны административные реформы проводимые царской Россией по управлению краем , которые были проведены в Казахстане. Нужно правильно расставить систему управления по данным реформам.
Реформы
411861024574500243268519812000 1822г 1867-1868гг.
10134606350000104203540005008496303175000509016040005004785360400050036518854000500

Аул, волость, генерал –губернаторство, уезд, область,волость,аул, округ.
«Ораторский »
Демонстрация презентации Пацкова А., Серикпаева К.
Тема: «Реформа 1822 года в Казахстане».
ТУР
«Понятийное колесо»
Дайте определение словам.

ТУР
«Закрой окно»
Задание: Вместо точек поставьте соответствующие даты и слова
1.“Устав о сибирских казахах” был разработан генерал-губернатором .... ( М.М.Сперанским)
2.Основной целью реформ XIX в. были ... и полное подчинение Казахстана Российской империи.
(Ликвидация ханской власти)
3.«...об оренбургских казахах» был разработан генерал-губернатором (Устав ,П.К. Эссеном)
4.На должность ага - султанов избирались на... года (3 года)
5. Река Урал имеет первоначальное название …. (Яик)
6. …….. в 1861году отменил крепостное право в России. (Александр II)
ТУР
«Потерявшиеся депеши»
Кому адресованы депеши?
«Величайшей, благородной, богатой и умной обладательнице многих земель ее величеству государыне императрице ежедневно, ежемесячно и ежегодно желаем божьею милостью благополучного государствования. Наше заявление к Вашему Величеству состоит в том, что с подданным Вам народом, который находится за Уралом, у нас близких отношений не было.
Желая быть совершенно подвластным Вашему величеству, я посылаю своего посланника к Вам с просьбою…»
Ответ (Абулхаир хан императрице Анне Иоановне).
« Казахский народ . мы сейчас переживаем очень тяжелые и трудные дни .В чем причина наших бед? Это бесчинства нашего хана и его родственников. Нам нужно объединиться и подняться против хана, мы достойны лучшей жизни и мы добьемся в этой нелегкой борьбе».
Ответ (Исатай о хане Жангире).
Рефлексия.
Последствия завершения реформ.
Реформы не могли разрешить всех коренных противоречий общества, но повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана.
Созданы предпосылки для освоения богатств края.
Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд регрессивных черт старых общественных отношений.
Происходили положительные изменения в повседневной жизни кочевников.
Происходит формирование национального рабочего класса.
Усилилось социальное расслоение аульных жителей, все больше появляется жатаков.
Ущемлены интересы и права местной знати.
Реформа носила ярко выраженное классовое содержание (султаны-чингизиды обеспечивались льготными пенсиями и освобождались от налогов).
Волостная и аульная знать стала опорой царского самодержавия в Казахстане.
Объявление Казахских земель государственной собственностью России - самое тяжелое последствие реформы.
Итог урока.
1. «Я это знаю».
2. «Я узнал на уроке».
3. «Хотел бы еще узнать».
Выставление оценок.





Д/задание. Составить краткую схему управления Казахстана по реформам 1822года и 1824 года.