Урок литературы Татьяна Ларина — нравственный идеал А.С. Пушкина
Урок литературы в 9 классе
по роману А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина
Учитель русского языка и литературы Муединова А.Э.
Тема Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина.
Татьяна и Онегин.
Цели: проанализировать образ Татьяны как нравственный эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств, глубину и благородство натуры; раскрыть значение философских и нравственных проблем романа. Проследить, в чем сходство Татьяны и Онегина.
Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Метапредметные: развитие умения сопоставлять, строить логическое рассуждение и делать выводы; работать в группе.
Личностные: воспитание нравственных качеств; развитие морального сознания, воспитание умения решать моральные проблемы; осознание роли семьи в жизни человека.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов романа, в том числе наизусть; устные сообщения по индивидуальным заданиям.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Образ Татьяны имеет важнейшее значение в раскрытии идейного смысла романа. Татьяна ближе других героев стоит к народу, и много народных, чисто русских элементов вошло в ее воспитание мироощущение. В критике энергично подчеркивается противоположность образов Татьяны и Онегина. А вот о том, в чем же сходство их внутреннего мира, их близость, без которой невозможна была бы ни любовь Татьяны к Онегину, ни любовь Онегина к ней, говорится реже.
Над кажущейся противоположностью характеров Онегина и Татьяны господствует их общность. Жизненные пути Онегина и Татьяны – это разные варианты одного и того же пути героя, ставшего выше своего класса.
Белинский писал, что Татьяна и Онегин чужды своей среде: «Между своими – они как будто между врагами, у себя дома – как будто в неприятельском стане».Давайте попробуем понять, почему наши герои оказались в таком положении.
Беседа с элементами выразительного чтения и рассуждения. Глава II.
В какой социальной среде прошло детство Татьяны? (глава II, стр. XXIV-XXXIV).
Как характеризует автор семью Лариных?
Какими словами показывает Пушкин одиночество Татьяны в семье?
Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
Как объясняет автор выбор имени для своей героини?
Какую роль в жизни Татьяны играет няня?
Что читала Татьяна? Какое значение для нее имели книги?
Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности?
Как доказать правильность определения Пушкина: «Татьяна –русская душою…»?
В чем проявлялась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
Глава III (стр. VII-X, XII и др.)
Встреча с Онегиным и любовью к нему.
Что в предыдущей жизни подготовило Татьяну к пониманию внутренней значительности и глубины душевного мира Онегина?
Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило в ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
Учитель: Конечно, прочитанные Татьяной романы культивировали в ее душе любовь. Но следует помнить, что в этих романах любовь поднималась как чувство возвышенное, чистое, благородное, источник великих радостей и великих страданий и жертв. Татьяна получила из этих книг не только представление о любви, но и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе ее чувства: таковы были любимые Татьяной литературные героини. Татьяна не любила никого из окружавших ее дворян. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею.
Выразительное чтение учащейся. «Письмо Татьяны к Онегину».
Глава III, стр. XXXVIII-XXXIX, XL-XLI.
Сцена в саду и монолог Онегина – самая глубокая, самая напряженная и тяжелая минута в жизни Татьяны.Как говорит Онегин с Татьяной?
(непривычно легко, словно ему больно произнести продуманный заранее, жестокий приговор, с каким он пришел к ней. Он ее как бы утешает, очень жалеет и очень понимает всю ее прелесть и обаяние. В объяснении с Татьяной Онегин честен. Слова Онегина звучат трагично. Сквозь оледенелость его души вдруг прорывается нежность, пламень. Какая сила чувств!
Глава IV строфы XXI-XXIV, глава VII строфы XX-XIV.
Новый этап внутренней жизни Татьяны наступил после гибели Ленского и отъезда Онегина.
- Какой смысл вкладывал Пушкин в слова:
Чтенью предаласяТатьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
"Мир иной", раскрывшийся перед Татьяной, - это мир сознания передовой русской и европейской интеллигенции начала XIX в., мир передовых мыслителей и идейных исканий. Белинский писал: "Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания: ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий любви". Теперь Татьяне видно, что многое в Онегине не является особенностями его личности или капризами столичного модного "чудака", но принадлежит времени, веку". Ей открылась душа человека, живущего напряженной умственной жизнью, ищущего правды и истины. Глубокое одиночество Татьяны, ее безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли ей сохранить любовь к Онегину, как величайшую драгоценность, как самое заветное и дорогое чувство. И в Москве Татьяна чувствует равнодушие к среде столичного дворянства.
- Как об этом пишет Пушкин в VII главе? IV Татьяна в финале романа.Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте? (стр.XIV-XV-8 глава)
В чем же изменилась Татьяна?
Если вглядеться внимательнее, мы найдем в ней черты прежней Тани. Приведите примеры их текста.
Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит?
Перечитываем строфы 44 и 45 главы 8.
1). Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о его любви, справедливы ее упреки?
Последняя встреча героев кончается трагически – полным разрывом, "она ушла" – ушла навсегда.
Почему эти два замечательных человека не нашли путей друг к другу?
Попробуем установить черты сходства и различия между ними.
Учитель.
Они люди одного круга, но детство и юность Татьяны прошли в деревне, в общении с народом, а Онегина – в столице, его воспитывали гувернеры и учителя-французы, не имевшие представления о русском народе и русской жизни.
Онегин.
…Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
………………………………….
Monsieur L"Abbe, француз убогой
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя.
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
(глава I стр.2)
О Париже говорил
(варианты I главы)
1 ученик: Но Онегин затем встречался с передовыми людьми своего времени (Чаадаевым, Кавериным), дружил с автором романа; впоследствии много и серьезно читал, увлекался поэзией Байрон. Светской жизнью он увлекался недолго и быстро порвал с ней, сохранив в своей душе и "гордость и прямую честь", но по-прежнему стоял далеко от народной жизни, мало ее знал.
Татьяна.
Ни дура английской породы,
Ни своенравная мамзель,
В России по уставу моды
Необходимые досель,
Не портили Татьяны милой.
Фадеевна рукою хилой
Ее качала колыбель –
Потом стлала ее постель,
Она за ней одна ходила…
(Черновые варианты)
Еще ребенком няня ей
Москву описывает живо…
Москве хвалу… Хвалы Москве…
(Варианты VII главы)
2 ученик: В народных представлениях о счастье нашла Татьяна глубокий идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованный в народных сказаниях и песнях.
Мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации, даже самой сложной и героической. Существуют основания утверждать, что "та, с которой образован Татьяны милой идеал", - это Мария Николаевна Раевская, жена декабриста С.Г. Волконского, отправившаяся за ним в сибирскую ссылку с такой душевной цельностью и простотой, с таким нравственным величием, с каким сделала бы это и Татьяна. Пушкин связывает образ Татьяны с самыми яркими проявлениями женского героизма, которые были в то время.
Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов, к которому принадлежал сам Пушкин.
Поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, тревожится за ее судьбу.
- Найдите в тексте примеры.
В понимании Пушкина Татьяна – идеал русской женщины.
- Какие же черты внутреннего облика Татьяны особенно привлекают поэта?
- Раскроем вновь 24 строфу III главы.
Как охарактеризована здесь Татьяна?
Учитель: Только теперь понятны нам черты ее облика. Это – типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.
В.Г. Белинский писал: "Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показала его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны, русскую женщину".
V Подведение итогов урока.VI Домашнее задание.Прочитать фрагмент о романе из книги М.И. Цветаевой "Мой Пушкин" со слов "Немножко позже – мне было шесть лет…" до слов "Нужно же, чтобы