Методическая разработка открытого урока по теме: Трудовые правоотношения
План-конспект урока
Тема
Трудовые правоотношение
Эпиграф
Истинное сокровище для людей – умение трудиться
Эзоп
Цель
Образовательная: повышение правовой грамотности в области трудового права;
Развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности обучающихся и фасилитации при ответах, развитие устной (говорения) и письменной речи, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего одногруппника;
Воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения обучающихся.
Задачи
1.Коррекция теоретических знаний по теме;
2.Контроль умений и практического опыта при выполнении различного рода заданий.
УУД
Личностные УУД: понимать необходимость получения знаний по теме трудовые правоотношения;
Регулятивные УУД: понимать последовательность действий на уроке; рационально использовать время на уроке; контролировать свою деятельность; давать эмоциональную оценку своей деятельности на этапах урока;
Коммуникативные УУД: работать в группе (использование приема фасилитации), оценивать качество своей деятельности.
Познавательные УУД: применять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме при ответе на вопросы, при решении ситуаций.
Планируемые результаты
Предметные:
Проверить сформировать представления обучающихся о роли трудового правоотношения в жизни человека и общества;
Личностные:
Подготовить обучающихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Социализация личности, создание понятия о трудовом правоотношении, как моральной обязанности личности.
Воспитание гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.
Метапредметные:
Развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Совершенствование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей .
Основные понятия
Трудовой договор, трудовые правоотношения, работодатель, права, обязанности.
Межпредметные связи
Право, Обществознание
Ресурсы:
1.Трудовой кодекс РФ – М. 2014 г.
2.Правовое обеспечение профессиональной деятельности. С.Я Казанцева, учебник для студентов СПО. М.: Издательский центр «Академия», 2014
Формы контроля
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная
Тип урока
Контроль и коррекция компетенций
Трудовые правоотношения.
Преподаватель: Повод Наталья Сергеевна
Этап занятия
Ресурс
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
ОК
1.Организационный момент (2 мин)
Интерактивная доска, ПК
Приветствие студентов, выявление присутствующих и отсутствующих на уроке (староста представляет группу).
Приветствие преподавателя, староста отвечает, кто отсутствует на занятии.
ОК.01.
2. Целеполагание и мотивация
(3 мин)
Презентация
Формулировка темы, эпиграфа урока. Цель урока обучающиеся формулируют, самостоятельно отвечая на вопрос учителя: С какой целью вы пришли сегодня на урок? После просмотра миниатюры.
Настраивание студентов на деятельность.
Задачи:
мотивировать студентов на работу;
сосредоточить внимание группы;
помочь студентам быстро включиться в деловой ритм занятия.
Метод: наглядный, словесный, беседа.
Непосредственная подготовка к занятию.
Определение цели урока.
Обучающиеся после просмотра миниатюры, отвечают на поставленный вопрос: Что заключение трудового договора – это гарантия их трудовой деятельности.
Подготовка раздаточного материала к использованию на уроке.
ОК.02, ОК.05,
3. Актуализация опорных знаний.
(4 мин)
Презентация (на слайде вопросы для групп)
У нашего техникума есть свой сайт, одна вкладка называется «Вопросы студентам». Как раз к нашему занятию накопились вопросы от посетителей.
Преподаватель знакомит обучающихся с вопросами посетителей сайта «Трудовое законодательство».
1.Что такое «трудовые правоотношения»?
2. Что такое трудовой договор?
3. Кто является сторонами трудового договора?
4.Может ли быть работник (впервые устраивающийся на работу) принят с испытательным сроком?
Метод: групповая работа, метод говорения, устный ответ.
Обучающиеся отвечают вопросы посетителей. Обучающиеся не отмечают результаты в листе самооценки.
ОК.03, ОК.04,
ОК.06,
4. Первичное закрепление.
(6 мин)
Преподаватель: При заключении трудового договора обязательно надо изучить раздел: Права и обязанности сторон.
Задания: Вам розданы карточки-задания, в которых необходимо выбрать какие обязанности и права относятся к работодателю, а какие к работнику.
(Приложение 1)
Стороны трудового договора
Права и обязанности сторон
Оценка выставляется проверяющим
Работник
А. Полная достоверная информация об условиях труда, охране труда на рабочем месте
Б. Принимать локальные нормативные акты
В.Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры
Работодатель
Г. Выполнять установленные нормы труда
Д. Соблюдать трудовую дисциплину
Ж. обязательное социальное страхова°°ние в случаях, предусмотренных ФЗ
З. Обеспечивать бытовые нужды, связанные с исполнением трудовых обязанностей
К. Предоставлять полную информацию, необходимую для заключения трудового договора.
Ответы
Работник
Работодатель
А
Г
Д
Ж
Б
В
З
К
Обучающиеся выполняют задания. Затем меняются листами-заданиями для проверки.
Обучающиеся отмечают результаты в листе самооценки.
Обучающиеся выполняют задание
ОК.07, ОК.06
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
(9 мин)
Сценка
Преподаватель:
Продолжаем работу. Мы с вами подошли к тому, что права и обязанности мы знаем, пора бы нам устраиваться на работу.
Цель этого задания такова. Представьте, что вы пришли устраиваться на работу в престижную фирму. Один из студентов будет работником, другой работодателем. Работодатель проводит собеседование и просит пред-ставить документы необходимые для устройства на работу. Работник передает ему эти документы.
Все остальные обучающиеся будут экспертами. Их задача, просмотрев сценку «Устройство на работу» выявить, были ли какие - либо нарушения, указать на них. Те, у кого красные сигнальные карточки оценивают работодателя, а у кого синие – работника.
Обучающиеся участвуют в сценке.
Обучающиеся не отмечают результаты в листе самооценки
Обучающиеся находят ошибки и предлагают исправленные варианты.
.
ОК.08, ОК.09,
ОК.03,
ОК.01,
ОК.02,
6. Обобщение и систематизация знаний
(8 мин)
Решение
профессиональных
задач
1 этап:
Сейчас нам необходимо, решить задачи:
Задача 1
Как и любая актриса, Мальвина была чрезвычайно взбалмошной и капризной. Угодить ей было практически невозможно. А после того как Карабас-Барабас отказался сбрить бороду, Мальвина почувствовала себя до такой степени уязвленной, что сбежала из театра. При этом, она прихватила с собой и своего воздыхателя – актера Пьеро. В результате чего, несколько спектаклей было сорвано. Директор театра Карабас-Барабас был в ярости, ведь пришлось вернуть деньги за билеты. Имела ли право Мальвина до окончания срока действия трудового договора покинуть театр и имеет ли Карабас-Барабас право на возмещение вреда, причиненного в результате возврата билетов за несостоявшееся представление? Задача 2.
Гражданин Н... пришел устраиваться на работу в частную фирму слесарем. Его приняли на работу с испытательным сроком, после которого пообещали заключить с ним трудовой договор.
а) Как необходимо поступить гр. Н...?
б) Правомерен ли поступок работодателя?
7. Закрепление знаний
(6 мин)
Заполнение
кластера
Приложение 2
Уважаемые студенты! Сейчас как этап закрепления знаний я вам предлагаю составить КЛАСТЕР.
Вы получаете карточку с основным понятием урока, вам необходимо дописать все мысли, которые касаются именно этого понятия. А затем мы проверим.
Заполните КЛАСТЕР на тему: Трудовые правоотношения
После заполнения обучающиеся зачитывают предлагаемые ответы.
Обучающиеся заполняют кластер
8. Закрепление знаний
(6 мин)
Заполнение статьи закона
Дополнительный этап:
Ребята вы получили статью закона. Но чтобы нам ее прочитать, необходимо заполнить пробелы, т.е. вставить недостающие слова. Они даны в справочнике.
(Приложение 3)
А) Статья 189 ТК РФ
Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Б) Статья 81 ТК РФ
Трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
Обучающиеся работают со статьей закона.
Вставляют слова:
А) актами, права, договором, работниками.
Б) ликвидации, индивидуального, должности, бухгалтера, работником.
5.Рефлексия
(3 мин)
Лист рефлексии
Рефлексию я предлагаю вам провести в виде приема «РЮКЗАК». Суть этого приема зафиксировать свои продвижения на сегодняшнем уроке. Рюкзак перемещается от одного обучающегося к другому и каждый говорит, чему он сегодня научился.
Задача: создание условий для развития самопознания, стремления к самосовершенствованию.
Метод: устное говорение
Подведение итогов
Обучающиеся заполняют предложенную таблицу рефлексии.
ОК.04,
Трудовые правоотношения
VђЗаголовок 1ѓђЗаголовок 215