Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине Экологическое право
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФГОУ СПО «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания для самостоятельной работы студентов
по дисциплине: «Экологическое право»
для специальности: 030503 «Правоведение»
АВТОР: РОГАЧЕВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА
ст. Брюховецкая, 2009г.
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина «Экологическое право» является специальной дисциплиной в структуре профессиональной основной программы, поскольку современный глобальный экологический кризис, являющийся результатом потребительского отношения общества к окружающей среде, требует надлежащего правового регулирования экологических отношений. Повышение экологической культуры общества и обеспечение его экологической безопасности во многом зависит от уровня экологического образования.
Данное методическое указание предназначено для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, ибо глубокие прочные знания, навыки и устойчивые умения могут быть приобретены учащимися только в результате самостоятельной мыслительной деятельности. Кроме того, выполнение самостоятельной работы обеспечивает в дальнейшем усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к профессиональной деятельности в будущем.
В данное методическое указание входит:
- тематический план учебной дисциплины;
- перечень тем для самостоятельной работы студента;
- лекции по определенным темам;
- темы, планы рефератов;
- списки литературы по каждой теме.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «Экологическое право» для студентов очной формы обучения.
Наименование разделов и тем
Кол-во аудиторных часов
Макс.
Всего
Теор.
ПЗ
Сам.
Раздел 1 Понятие, предмет, источники, объекты экологического права
8
6
4
2
2
Тема 1.1 Экологическое право как отрасль права
2
2
2
Тема 1.2 Источники экологического права. Экологические права и обязанности граждан
4
2
2
2
Тема 1.3 Объекты экологического права. Право природопользования
2
2
2
Раздел 2 Механизм охраны окружающей среды
10
8
6
2
2
Тема 2.1 Государственное регулирование природопользование и охраны окружающей среды
2
2
2
Тема 2.2 Правовые основы нормирования и стандартизации в области охраны окружающей природной среды. Правовые основы информационного обеспечения состояния окружающей среды и ее охраны
2
2
2
Тема 2.3 Экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды
2
2
2
Тема 2.4 Правовые основы экологического контроля и экологической экспертизы
4
2
2
2
Раздел 3 Эколого-правовая ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды
6
4
4
2
Тема 3.1 Юридическая и эколого-правовая ответственность в области охраны окружающей природной среды
2
2
2
Тема 3.2 Правовые формы возмещения вреда в сфере экологопользования
4
2
2
2
Особенная часть
12
12
8
2
2
Раздел 4 Эколого-правовой режим использования и охраны отдельных природных объектов
2
2
2
Раздел 5 Эколого-правовой режим особо охраняемых природных и экологических неблагополучных территорий
4
4
2
2
Тема 5.1 Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов
4
4
4
Тема 5.2 Эколого-правовая режим экологически неблагополучных территорий
2
2
2
Специальная часть
6
2
2
4
Раздел 6 Международно-правовая охрана окружающей природной среды
6
2
2
4
Всего по дисциплине
42
32
26
6
10
Самостоятельное изучение студентов.
Тема
Вид самостоятельной работы
Количество часов
Форма контроля
Литература:
1.Краснов А.Н. Экологическое раво: курс лекций / А.Н. Краснов.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-318с.
2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. - М.: БЕК, 2007.
3. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник . 6-е изд. - М.: Новый Ю, 2006
4. Экологическое право России. Учебник / Под ред. Ермакова В. Д..
Сухарева Н. Я. - М: ИМПЭ, 2007.
Источники экологического права
Реферат
2
Собеседование, индивидуальный опрос
Правовые основы экологического контроля и экологической экспертизы
Доклад
2
Доклад, фронтальный опрос
Правовые формы возмещения вреда в сфере экологопользования
Составление конспекта
2
Конспект, собеседование
Международно-правовая охрана окружающей природной среды
Составление конспекта
4
Составление конспекта, индивидуальный опрос
Раздел 1 Понятие, предмет, источники, объекты экологического права.
Тема: Источники экологического права.
Форма контроля: собеседование, индивидуальный опрос.
Структура реферата:
Титульный лист
Содержание
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть (при наличии)
Литература.
План реферата:
Понятие источников экологического права.
Законы как источник экологического права.
Экологические права и обязанности.
Литература:
1.Краснов А.Н. Экологическое раво: курс лекций / А.Н. Краснов.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-318с.
2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. - М.: БЕК, 2007.
3. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник . 6-е изд. - М.: Новый Ю, 2006
4. Экологическое право России. Учебник / Под ред. Ермакова В. Д..
Сухарева Н. Я. - М: ИМПЭ, 2007.
Раздел 2 Механизм охраны окружающей среды.
Тема: Правовые основы экологического контроля и экологической экспертизы
Форма контроля: Доклад, фронтальный опрос
Структура доклада:
1.Титульный лист
2. Введение
3. Теоретическая часть
4. Литература.
План доклада:
Правовые основы экологического контроля.
Государственная экологическая экспертиза.
Литература:
1.Краснов А.Н. Экологическое раво: курс лекций / А.Н. Краснов.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-318с.
2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. - М.: БЕК, 2007.
3. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник . 6-е изд. - М.: Новый Ю, 2006
4. Экологическое право России. Учебник / Под ред. Ермакова В. Д..
Сухарева Н. Я. - М: ИМПЭ, 2007.
Раздел 3 Эколого-правовая ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды.
Форма контроля: Конспект, собеседование.
Вопросы для изучения:
1.Правовые основы экологического контроля.
2.Государственная экологическая экспертиза.
Литература:
Основная
1.Краснов А.Н. Экологическое раво: курс лекций / А.Н. Краснов.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-318с.
2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. - М.: БЕК, 2007.
Дополнительная:
1 Конституция РФ 1993 г.
2. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" с изменениями и дополнениями 1993 г.
1.Экологический контроль-одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Целью экологического контроля является обеспечение деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ.
Главными задачами государственного экологического контроля являются:
1.проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
2.выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
3.проверка выполнения экологопользователями норм экологопользования и качества окружающей среды.
Государственный экологический контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти.
Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право:
1.вносить предложения о проверке государственной экологической экспертизы;
2.запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушение норм экологопользования и качества окружающей среды;
3.запрещать ввоз на территорию РФ и транзит экологически опасных грузов, сырьевых ресурсов, если они осуществляются с нарушением экологических норм и правил;
4.взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрецатнльные воздействия на неё.
5.требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию.
Государственный контроль является прерогативой федеральных органов исполнительной власти.
Производственный контроль осуществляется экологическими службами предприятий, с целью проверки выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, соблюдению нормативов качества, выполнению требований природоохранного законодательства.
Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Общественный контроль производится профессиональными союзами и общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Различают:
1.информационный контроль- сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующими государственными органами в целях принятия предупредительных или карательных мер;
2.предупредительный контроль- предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды.
3.карательный контроль- применение мер государственного принуждения к нарушителям.
Надзор за исполнением законодательства РФ в сфере экологопользования и охраны окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуратуры.
2. Под термином «экспертиза» понимается исследование специалистом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства.
Экологическая экспертиза есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду.
Экологическая экспертиза основывается на:
1.принципе презумпции потенциальной экологической опасности;
2.принципе обязательности проведения государственной экологической экспертизы;
3.прнципе комплектности оценки воздействия на окружающую среду;
4.принципе обязательности учета требований экологической безопасности;
5.принципе достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;
6.принципе независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
6.прнципе гласности;
7.принципе научной обоснованности, объективности и законности.
Главная цель государственной экспертизы - осуществление предупредительного контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ее объектом является документация, выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ. Документация, не соответствующая указанным требованиям, на государственную экологическую экспертизу, как правило, не принимается.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1.проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера.
2.материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории РФ.
3.техно-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения иных объектов хозяйственной деятельности РФ.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального и регионального значения регулируются законодательством РФ.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными МПР России и его подразделениями на местах.
Она осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, широкой гласности и при участии общественности.
Можно выделить несколько основных направлений государственной экологической экспертизы:
а) экспертиза предпроектных материалов по развитию и размещению производственных сил и отраслей народного хозяйства на территории РФ.
б) экспертиза проектов целевых федеральных социально-экономических и других программ, связанных с воздействием на окружающую среду;
в) экспертиза объектов, имеющих экологическое значение или влияющих на экологопользование.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней по инициатива граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями.
Контрольные вопросы:
1.Дайте определение экологическому контролю?
2.Что является целью экологического контроля?
3.Задачи экологического контроля?
4.Дайте определение экологической экспертизы?
5.На чем основывается экологическая экспертиза?
6.Что является целью экологического контроля?
7.Задачи государственного экологического контроля?
Раздел 6 Международно- правовая охрана окружающей среды природной среды
Тема:
Форма контроля: Конспект, собеседование.
Вопросы для изучения:
Новое экологическое мышление
Принципы регулирования экологических отношений
Новое экологическое мышление.
Принципы регулирования экологических отношений.
Литература:
Основная
1.Краснов А.Н. Экологическое раво: курс лекций / А.Н. Краснов.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-318с.
2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. - М.: БЕК, 2007.
Дополнительная:
1 Конституция РФ 1993 г.
2. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" с изменениями и дополнениями 1993 г.
1.В курсе экологического права большое внимание уделено международному экологическому праву.
В настоящее время можно говорить о возникновении «нового экологического мышления», базисным положением которого является концепция международной экологической безопасности, которую можно определить как систему взаимоотношений государств, обеспечивающую сохранение, рациональное использование и воспроизводство жизненно важных для человечества экологических компонентов нашей планеты и поддержания равновесия между ними.
Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран – они приобрели глобальный характер. Осуществление природоохранной деятельности в мировом масштабе предполагает объединение усилий международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды.
Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Оно начало формироваться как международное экологическое право, представляющее самостоятельную отрасль права.
Объектом регулирования этой отрасли права становятся все неблагоприятные и потенциально опасные экологические явления, затрагивающие интересы всех государств: атмосферный воздух, ядерные испытания, космос, Мировой океан, реки, лесные ресурсы, отдельные объекты животного мира.
Первостепенным , но сравнительно новым по своему признанию является еще один исключительно важный объект международного экологического права – человек.
Международное экологическое право- это формирующаяся в качестве самостоятельной отрасли права совокупность общепризнанных принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение для создания здоровой и плодотворной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений.
Международное экологическое право оформилось как самостоятельная и необходимая отрасль права со всеми присущими ей чертами. Этому способствует экологизация правового сознания и права – ярко выраженная реальность законодательства западноевропейских стран и США.
В регулировании экологических отношений широко используются принципы и нормы, закрепленные в Уставе ООН и других важных международно – правовых актах. К ним можно отнести: уважение суверенитета государств, равенство государств, территориальную целостность и неприкосновенность государств, невмешательство во внутренние дела государств, взаимопомощь и др.
Проект Международного пакта по охране окружающей среды и развитию, представленный на Конгрессе ООН по международному публичному праву в Нью-Йорке 13 – 17 марта 1995г. и получивший одобрение, представляет собой попытку модификации принципов международного экологического права.
В нем сформулированы:
принцип уважения ко всем формам жизни;
принцип общей заботы человечества к окружающей среде;
принцип взаимосвязывания таких ценностей, как мир, развитие и охрана окружающей среды, уважение прав человека и его основных свобод;
принцип предупреждения экологического вреда;
принцип искоренения нищеты и др.
Источники международного экологического права представляют собой международные нормативно – правовые акты, содержащие международные эколого – правовые нормы.
Источники международного экологического права делятся на две категории: общепризнанные источники международного права, перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда и нормативные акты, не имеющие обязательной силы.
Источники, не имеющие обязательной силы носят рекомендательный характер.
Главными субъектами международного экологического права являются такие организации как ООН, МАГАТЭ, СНГ, а также такие страны как Япония и Канада.
Международная эколого – правовая ответственность специфична и несколько отличается от понятия юридической ответственности, поэтому ее можно определить как возложение на субъекта международного права, нарушившего правовые экологические требования и обязательства, определенных лишений, ограничений, а также обязанностей возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их физическим и юридическим лицам.
Контрольные вопросы:
Дайте понятие «эколого-правовая ответственность.
Назовите источники международного экологического права.
Назовите принципы и нормы экологически правовых отношений.
Заголовок 115