Конспект урока русского языка Правописание приставок пре- и при-


Использование инновационных технологий на уроках русского языкаАкцентируя внимание на особенностях инновационных технологий, которые могут быть использованы в работе учителем русского языка, хотелось бы отметить целесообразность использования опорных схем – конспектов (ОСК)Именно оформление теоретического материала в виде схем – конспектов в процессе ознакомления с новым материалом или на этапе закрепления позволяет снизить утомляемость учащихся, задействовать все виды памяти, строить работу с учётом перспективы. Если же работу с ОСК ввести в систему, то это позволит сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы по дифференцированию материала и подготовить учащихся к самостоятельной работе по составлению ОСК.В данном случае, использование опорной схемы – конспекта целесообразно и оправдано ещё и потому, что учителю необходимо не только познакомить учащихся с новой темой, -«Правописание букв е, и в префиксах пре -, при - », - но и обобщить эти знания с уже имеющимися по теме «Правописание префиксов». Поскольку предстоит целенаправленное повторение и обобщение, эффективнее будет, с моей точки зрения, использовать и плакат с опорной схемой, и предложить каждому учащемуся её распечатанный вариант. Кроме того, анализируя результаты теоретических исследований, передового опыта педагогов – новаторов, психологов по проблеме повышения интереса к изучению русского языка, можно сделать вывод, что большое значение в этом процессе имеет игровая деятельность. Дидактическая игра не потеряла своего значения и современном процессе обучения детей; она постоянно меняется, обновляется, совершенствуется. Использование игры в процессе обучения благотворно влияет на качество усвоения учебного материала за счёт повышения интереса к изучению предмета, а интерес, в свою очередь, стимулирует деятельность учащихся и является одним из основных мотивов обучения. В первую очередь, это касается младших школьников и учащихся среднего звена. Проблема повышения интереса к изучению русского языка как учебного предмета существует. Материал по этому предмету сложен для понимания учащимися среднего звена, и поэтому не вызывает у них необходимого интереса.
Конспект урока русского языка в 6 классеПодготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» г.Курска Калугина Светлана Сергеевна
Тема: Правописание букв е, и в префиксах пре -, при -Цель:
познакомить учащихся с правописанием префиксов пре-, при- с помощью опорных схем-конспектов;
научить использовать схемы в практической деятельности;
развивать логическое мышление, память;
совершенствовать навыки грамотного письма;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
воспитывать чувства взаимопонимания, ответственного отношения к дружбе.Оборудование: магнитофон, зеркало, стенды с декорациями и заданиями.^ Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирования языковой компетенции); нетрадиционный урок – исследование с элементами инсценирования.Технология: на диалогической основе.Ход урокаІ. Организационный момент.1. Приветствие.2. Вступительное слово учителя.- Ребята, сегодня у нас необычный урок (звучит мелодия «В гостях у сказки» или «Сказочная страна»). Мы отправляемся в сказочное путешествие за новыми знаниями. Посмотрите, словно по мановению волшебной палочки мы оказались рядом с волшебным лесом, где происходят разные чудеса…Ой, а это что такое? Да это же волшебный камень, на котором что – то написано, а от него убегают в разном направлении вглубь леса три тропинки. По какой же из них нам отправиться в путь? Давайте, ребята, посмотрим, что написано на камне. Может, эти стрелки и надписи подскажут нам верный маршрут (словарная работа: происхождение и значении слова записано на доске).Учащиеся читают надписи на камне – указателе пути:
Налево пойдёшь – новые знания обретёшь, но старые потеряешь.
Направо пойдёшь – мудрость обретёшь, но друзей потеряешь.
Прямо пойдёшь – знания обретёшь да к старым прибавишь, ловушек не избежишь, но одолеть их сможешь, коли рядом надёжные друзья будут.
ІІ. Ознакомление с темой, целью и заданиями урока.1. Слово учителя.- Ну что, ребята, решили по какой тропинке отправляемся в путь? А почему вы так решили? (мотивация поступков) - Вот теперь давайте определимся, за какими именно знаниями мы сегодня отправляемся в сказочный лес. А поможет нам в этом волшебное зеркало (на зеркало нанесены маркером или наклеена полоска бумаги с приставками пре -, при -). Давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока в рабочую тетрадь и отправимся в путь, но помните: идти мы можем только вместе, помогая друг другу, и действовать по принципу: «Один - за всех, и все – за одного» (звучит мелодия из мультфильма «Бременские музыканты», а учитель в это время переодевается в костюм Бабы Яги, а на стенде ученик – помощник или коллега меняют плакат камня – указателя пути на плакат с опорной схемой – конспектом по теме урока – смотри приложение № 1).2 . Изучение теоретического материала в процессе практической работы по теме. (появляется Баба Яга)- Ага, пришли, притопали, примчались, припёрлись, голубчики. Да вы знаете, куда попали? Вы вошли в мой лес. Не боитесь? Ишь, смелые какие! Думаете, если прямо пошли, то и знания просто так добудете и домой без проблем вернётесь? Щас! Знания они так просто никому не даются, и, кроме того, отсюдова никто ещё так просто не возвращался. А всё потому, что сначала нужно очень сложные задания решить (сама придумала!), их никто выполнить не смог: ни Леший, ни Водяной, даже Кощеюшка пригорюнился. Вот так! Это значит, что я не просто бабка, а премудрая Бабка Ягуся! Так себе и запишите.- Я, конечно, в этом лесу самая умная, но вот слышала, вы с учительницей о префиксах говорили, а что это такое и с чем его едят, не знаю. А ну – ка, расскажите старушке об этих самых префиксах (актуализация опорных знаний).- Спасибо, ребятки. А вот теперь моя очередь загадки загадывать. Вот и проверю, какие вы находчивые и дружные.На стенде, стилизованном под дерево, - лист с заданиями, которые можно провести по группам или выполнять со всем классом (слова на стенде сгруппированы по значению):
прибежали
приехали какое общее значение у этих слов? (приближение)
приплыли
- Ага, значит, и я могу в гости к Кощеюшке припереться. А ещё что можно сделать? (учащиеся продолжают цепочку примеров по аналогии. Вот теперь посмотрите на картинки. Какие действия на них изображены? 1) пришивают пуговицу2) прибивают картинку какое значение объединяет слова?3) приклеивают аппликацию на картон (присоединение)- Вот сегодня я портрет Кошеньки на стенку избушки и пришпандорю. А теперь попробуйте задание сложнее выполнить (внимание учащихся обращается на группу слов на стенде):1) пришкольный2) приморский общее значение слов – расположены около чего-то3) пригородный! Во время выполнения заданий Баба Яга обращает внимание учащихся на букву в приставке, а слова столбиками записываются в тетрадь вместе с их общим значением.- Молодцы! Устали, касатики, проголодались? Пора передохнуть и подкрепиться. Приглашаю вас ко мне в гости (Баба Яга делает приглашающий жест в сторону избушки, нарисованной на стенде). А вот и моя избушка на курьих ножках. Ой, ребятушки, а волшебные слова-то я забыла: склероз – болезнь такая. (Ученики произносят волшебные слова: «Избушка, избушка, стань к лесу - задом, ко мне - передом») - Ох, вы и умники, ох и умницы, хорошо народные сказки знаете! Добро пожаловать! Я вас сейчас кашей с маслицем накормлю, она у меня в печи томится. Фу, а запах-то какой! Да, накормила я вас: кашка-то моя пригорела. Придётся снова готовить. Вы по лесу побродите, аппетит (запись на доске - заимствованное) нагуляйте, а я пока присяду или прилягу, отдохну немного. Кстати, ребятушки, «прегорела» или «пригорела», «пресяду» или «присяду», «прелягу» или «прилягу»? (Учитель помогает разобраться с этим заданием, если возникнут затруднения. Совместными усилиями делается вывод о значении таких слов: неполное действие, чуть – чуть.)- Ага, боитесь, наверное, что я вас домой не отпущу? Думаете, если я Баба Яга, то обязательно злая – презлая? А, может, я, наоборот, предобрая, премудрая, прекрасная, то есть очень добрая, очень умная и очень красивая? Кстати, ребятушки, в словах с таким вот значением – очень какой-то – в префиксе пишется гласная е. Кроме того, есть такие слова превратить, преграда, преступник, в которых тоже пишется префикс пре -, но уже в другом значении: в значении префикса пере – (превратить – переделать, преграда – перегородить, преступник – тот, кто переступил через закон).! Во время объяснения нового материала Баба Яга работает со всем классом и записи одновременно ведутся на доске и в рабочих тетрадях.- Ну что ж, все мои загадки вы отгадали, а значит, пришло время возвращаться вам домой. Не забывайте меня и то новое, чему научились в сказочном лесу:При- или пре - ? Пре – или при -?Это совсем не секрет.На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ.- Чтобы вам было легче запомнить новый материал, я дарю вам вот такую картинку, сама нарисовала (плакат с опорной схемой - конспектом по теме «Правописание префиксов» смотри приложение №1). А теперь закройте глаза и не подсматривайте! До новых встреч в сказочном лесу! (Звучит мелодия «В гостях у сказки» или «Сказочная страна»)ІV. Рефлексия (закрепление изученного материала).Слово учителя. Вот вы и побывали в сказочном лесу. А сколько нового вы узнали во время путешествия! Вот давайте мы сейчас и проверим, как хорошо вы усвоили уроки Бабы Яги.
Работа в тетрадях – комментированный диктант: прибить, пришкольный, премудрая, пригорел, прекрасно, присесть, прибежала, превратить, приклеил, приморский.Устно задание «Догадайся» (творческое моделирование) - заменить одним словом словосочетание: местность около Карпат, лечь отдохнуть ненадолго, очень добрый человек, возвращение птиц домой, присоединение пуговицы к одежде.
^ V. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.Подведение итогов урока (обобщающая беседа с элементами повторения). Подводя итоги работы на уроке, следует снова обратить внимание на значение заимствованных слов, прозвучавших на уроке – маршрут, портрет, аппетит. ^ VІ. Домашнее задание.Повторить изученный материал, используя обобщающую схему – конспект и составить 10 словосочетаний со словами, в которых есть префиксы пре -, при -. ^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 « Правописание приставок пре – при».

при: 1 близость, нахождение около
прибрежный
2. приближение, присоединение
приклеить
3.неполнота действия
присесть
4. доведение действия до конца, до определённого результата
придумать

пре:1 близко по значению к «очень»
прекрасный

2. близко по значению к пере
преобразовать