Программа проекта: «Цифровой эколого-туристический лагерь»


«Цифровой эколого-туристический лагерь»
Автор проекта:
Капитонова Анастасия Борисовна,
учитель географии и биологии
Пояснительная записка
Основной задачей современной школы наряду с обучением является и воспитание учащихся, формирование личности, способной к постоянному саморазвитию и успешной самореализации в жизни. В президентской инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведев отмечает: « Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».
Каникулярный отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования, освоения мира, его познания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время полезным, интересным, незабываемым. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Далеко не каждый родитель может обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить способности.
Проект лагеря предоставляет возможность родителям организовать отдых ребенка при школе, т.е данный проект является малозатратным, но вместе с тем предоставляющий ребенку широкий спектр возможностей самореализации, свободного проявления инициативы.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы для школьников. Так, за последние пять лет у старшеклассников происходит снижение познавательного интереса к экологическим знаниям вдвое по сравнению с младшими школьниками

С пятого по восьмой класс у подростков отмечается снижение опыта практической деятельности экологической направленности с 45% до 32% ,а к десятому классу этот показатель падает до 23%

Все это указывает на парадоксальный факт: несмотря на введение экологических знаний в учебные курсы общеобразовательной школы на деле происходит ориентация учащихся на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.Цифровой экологический лагерь как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического образования и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и научно-практических занятий биолого-экологического цикла с разнообразными культурно-массовыми, спортивными, туристическими мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по биологии, экологии, проведение научно-практических экологических исследований.
Данная модель цифрового экологического лагеря является логическим продолжением образовательного процесса. Экология сегодня – это не только биологическая наука о связях организмов с окружающей средой, а практика выживания человека в сложных экологических условиях. Экологическое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически, т.е. во время учёбы и во время отдыха детей.
Экологическое образование включает в себя не только знания о природе , но и умение выживать в природных условиях. Поэтому второй неотъемлемой частью данного проекта является туристическое направление.
Туризм обеспечивает решение многих задач:
укрепляется здоровье учащихся благодаря значительным, но равномерно распределенным во времени физическим нагрузкам;
вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолеть трудности – качества столь необходимые каждому в жизни;
формируются в тесном взаимодействии детей и взрослых опыт коллективной деятельности, сотрудничество и сотворчество, взаимопомощь и взаимовыручка;
закладываются основы жизнедеятельности человека: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное;
приобретаются практические умения и навыки.
Туризм, как ничто другое, удовлетворяет стремление к новизне, необычности, поискам романтики, самопознанию и совершенствованию личности. Туристическая деятельность увлечет детей, будет способствовать расширению знаний, в том числе и в области экологии,
Совмещая активный отдых с творческой деятельностью, экологическими исследованиями, туристическими мероприятиями подростки получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, приобретут уверенность в своих способностях, станут активными участниками общественно-полезной деятельности. А также смогут применить ранее полученные экологические знания в новых жизненных условиях.
Взаимосвязь дисциплин естественно-научного цикла поможет в формировании личности с новым образом научного мышления, созданные детские проекты могут быть представлены на научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального, федерального уровня, полученные в практической деятельности знания помогут в подготовке к сдаче ЕГЭ по математике, химии, географии, биологии.
Выявление школьниками проблем экологии района позволит им выходить с предложениями по их решению в администрацию города, района, СМИ.
Актуальность проекта заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования, возможности их практического применения.
Предлагаемая проектная модель позволит обеспечить разумное сочетание отдыха, труда, физического и экологического воспитания, познавательной деятельности, психологических аспектов, что будет способствовать формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
Цифровой экологический лагерь является частью принципиально нового образовательного лагеря XXI века, в котором созданы все условия для разностороннего гармоничного развития личности ребенка.
Цель проекта:
организация летнего оздоровительного отдыха детей,
раскрытие их творческого потенциала с использованием средств современных мобильных технологий,
воспитание информационной и экологической культуры,
патриотизма и социальной активности участников лагеря.
Задачи проекта:
укрепить здоровье школьников в процессе общения с природой,
развить информационные компетенции школьников, посредством работы в среде мобильного обучения.
повысить социальную активность школьников, реализовать их готовность принять личное участие в улучшении живой природы своей малой Родины
Участники проекта: ученики БОУ СМР «СОШ №1»,15 человек
Время и место проведения мероприятия: с 2.06.15- 17.06.14, БОУ СМР «СОШ №1»
Содержание программы мероприятий
Программа реализуется по следующим направлениям:
Основные направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат
Учебно-исследовательская
(познавательная) Экологические часы: лекции, беседы, конкурсы, тренинги, практические учебные занятия, работа с научной и учебной литературой, экскурсии
Интеллектуально-познавательные игры. Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.
Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.
Развитие и расширение кругозора учащихся.
Общественно-полезная и трудовая Трудовой десант на прилегающей к школе территории.
Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка помещения Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.
Спортивно-оздоровительная Витаминизированное питание
Утренняя зарядка
Подвижные игры
Экскурсии
Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Улучшение физического состояния учащихся.
Укрепление физического здоровья детей.
Природоохранная
(художественно-эстетическая) Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, стихов и т. д. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление композиций из природного материала.
Выставки работ учащихся.
Сотрудничество с местной газетой, телевидением.
Диагностико-аналитическая Диагностические психологические тесты. Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.
Инновационная Виртуальные экскурсии. фотокалендарь, страница сайта, виртуальный туристический маршрут, группа в Контакте, виртуальный дневник лагеря Создание цифровых информационных, агитационных и просветительских материалов
Ожидаемые результаты и их оценка
В результате организованного отдыха по программе цифрового экологического лагеря дети получают:
укрепление здоровья и повышение уровня физической активности;
навыки коллективного творческого труда,
умение работать в команде над решением поставленной задачи;
умение осуществлять компьютерное моделирование с помощью современных программных средств;
навыки исследовательской работы;
опыт реализации социальных проектов.
Механизм реализации проекта
Теоретические и практические занятия, исследовательские работы.
Очерёдность, место и время проведения занятий могут изменяться в зависимости от погодных условий.
Условия размещения: занятия - на экологических и туристических тропах, в лаборатории и классе школы.
Этапы реализации программы:
1-й этап – подготовительный
Задачи этапа:
- теоретическая подготовка;
- составление примерного плана реализации программы;
- подготовка методического и практического материала.
2-й этап – основной
Задачи этапа:
- создание условий для самореализации и саморазвития детей
В этот период проводятся интеллектуальные и развлекательные мероприятия, конкурсы, викторины, акции, проекты. Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные диагностики. На этом этапе реализуются все основные задачи программы.
3-й этап – заключительный
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзывы, пожелания, советы);
- обобщение учебно-исследовательской работы в виде проведения научно-практической конференции;
- подведение итогов (оглашение победителей в различных номинациях: коллективных и индивидуальных – отмечается каждое позитивное начинание и достижение детей).
Содержательная часть программы реализуется в течение 10 дней.
Основное время отводится инновационной и учебно-исследовательской деятельности. Программой предусмотрено выполнение конкретных исследований с учетом возрастных особенностей. Деятельность детей организуется коллективно, малыми группами и индивидуально. Примерный план деятельности разрабатывается в подготовительный этап организации лагеря.
Далее проводится лишь его корректировка.
Социально-экологическая деятельность включает две акции:
Всемирный день окружающей среды (дарим подарки жителям города Сокола, концерт)
Акция «Первоцветы» включает: благоустройство парка около Сокольского краеведческого музея, посадка первоцветов- создание «Аллеи первоцветов» (заповедный уголок БОУ СМР СОШ№1, т .к. 2016г.- год ООПТ России), концерт, разработка учебной экологической тропы.
Учебно- исследовательская деятельность:
Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю).
Тематическая экскурсионная деятельность по теме «Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности деревень Сокольского района.» (Воробьево, Чучково, Биряково)
Инновационная деятельность
Экологическое воспитание в условиях лагеря может являться одной из наиболее эффективных форм, позволяет реализовать методы обучения, ориентированных на «погружение» учащихся в исследовательскую деятельность, когда каждый учащийся позиционируется как исследователь, вооруженный личным инструментом – компьютером, предполагающим возможность использования широкого спектра современных научных приборов.
В процессе деятельности лагеря будут созданы:
Виртуальный дневник
Фотокалендарь
Виртуальные экскурсии по темам «Лес», «Луг, «Водоем», «Населенный пункт»
Виртуальная учебная экологическая тропа «Первоцветы»
Виртуальный туристический маршрут ( туристический бренд д. Чекшино- « На грани духовности и искусства»)
Спортивно- оздоровительная: подвижные игры, минутки здоровья
Досуговая : культпоход в кафе, бассейн, чаепитие, операция «Торт», вечер дружбы
Диагностико-аналитическая : Игровая программа «Будем знакомы», анкетирование
Календарный план реализации проекта «Цифровой эколого-туристический лагерь»
Срок проведения Учебно-исследовательская
(познавательная) Общественно-полезная и трудовая Спортивно-оздоровительная Природоохранная
(художественно-эстетическая) Инновационная Диагностико-аналитическая Досуговая деятельность
2.06 Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой лагеря. Дежурство по столовой Подвижные игры
Минутки здоровья «Осторожно – солнце!» Создание виртуального дневника лагеря, группы в контакте, фотокалендаря Игровая программа «Будем знакомы» Открытие лагеря (визитка).Принятие клятвы экологов.
3.06 Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю). Разработка материала по темам виртуальных экскурсий. Знакомство с материалом туристического маршрута. Изучение методики полевых исследований по теме: «Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности деревень Сокольского района.»
Дежурство по столовой Подвижные игры.
Утренняя зарядка
Минутки здоровья «Правильное питание». Подготовка концерта к Всемирному дню окружающей среды Заполнение виртуального дневника, фотокалендарь(отчет) 5.06 Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю). Дежурство по столовой Подвижные игры
Минутки здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!» концерт к Всемирному дню окружающей среды Заполнение виртуального дневника, фотокалендарь(отчет)   Операция «Торт» (чаепитие)
8.06 Изучение методики полевых исследований по теме: «Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности деревень Сокольского района.»
Разработка виртуальной экскурсии по теме «Водоем», «Луг», «Лес» 9.06 Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю). Благоустройство территории парка Дежурство по столовой Подвижные игры
Минутки здоровья «Осанка – основа красивой походки». Акция «Первоцветы»
Подготовка к концерту «Аллея первоцветов». (создание заповедного уголка) Создание виртуальной учебной экологической тропы
Заполнение виртуального дневника, фотокалендарь(отчет) 10.06 Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю). Благоустройство территории парка Дежурство по столовой Подвижные игры
Минутки здоровья «Берегись клещей». Концерт « Аллея первоцветов» Создание виртуальной учебной экологической тропы
Заполнение виртуального дневника, фотокалендарь(отчет) культпоход в кафе
11.06 Изучение методики полевых исследований по теме: «Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности деревень Сокольского района.»
Разработка виртуальной экскурсии по теме «Водоем», «Луг», «Лес», создание виртуального туристического маршрута
( туристический бренд д. Чекшино- « На грани духовности и искусства») 15.06 Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю). Дежурство по столовой Подвижные игры
Минутки здоровья «Как ухаживать за волосами».
Разработка виртуальной экскурсии по теме: «Населенный пункт». Заполнение виртуального дневника, фотокалендарь(отчет) Культпоход в бассейн « Софит»
16.06 Изучение методики полевых исследований по теме: «Культурное событие как ресурс повышения аттрактивности Усть- Кубенского района.»
Подвижные игры
Минутки здоровья «Следи за чистотой тела». Заполнение виртуального дневника, фотокалендарь(отчет), обработка данных по теме исследовательской работы 17.06 Занятие по биологии, химии, географии (теоретический материал, подготовка к профилю).
Круглый стол, награждение Дежурство по столовой Подвижные игры
Фотоотчет каждого участника лагеря Виртуальный туристический маршрут, экскурсии, дневник . Фотокалендарь
Исследовательская работа Анкетирование « Значение лагеря в моей жизни» Вечер « Дружбы»