ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТУРИСТИЧЕСКО -КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СЛЕДОПЫТЫ»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СЛЕДОПЫТЫ»
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества»(Д.С. Лихачев). Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид педагогической работы. Туризм и краеведение - это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка. Краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. В формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у детей способностей, содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических процессах и явлениях. Комплексное краеведение способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология, картография, геология, почвоведение, археология, этнография и других наук, которые расширяют общенаучный кругозор школьников.
Туристские походы и путешествия - это школа бережного отношения к природе это основа экологического воспитания.
Данная программа туристско-краеведческого кружка нарушает традиции, когда кружок имел узкую направленность, например, "Пешеходный туризм", "Географы-краеведы" и другие кружи, которые имели односторонний характер. Это было искусственное разделение, так, как туризм и краеведение, дополняя и обогащая друг друга, выступают в неразрывном единстве в работе с детьми. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание программы включены вопросы по природе, истории, этнографии, археологии, литературе своего края, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно. В программе большая часть уделяется спортивному ориентированию, туристской технике, походам и путешествиям, потому что это основа туристско-краеведческого кружка.
Работа будет более эффективной, если за основу принять метод проектного обучения. Он включает следующие этапы: 1)постановка целей и задач; 2)планирование работы; 3)реализация проекта; 4)подведение итогов и презентация; 5)оценка (рефлексия осуществленной деятельности). Основной принцип проектного метода – предоставлять группам возможность работать как можно больше самостоятельно.
Учитывая возрастные особенности детей, занятия кружка проводятся с недельной нагрузкой 4 часа (16 часов в месяц, 144 часа в год). Учитывая потребности учащихся начальных классов в игре, многие занятия проводятся в занимательной форме. Необходимо проводить соревнования, экскурсии, просмотр видеофильмов, оформление выставок, беседы, чтение книг, конкурсы, игры.
Цели программы "Следопыты":
1. Учитывая возрастные особенности, дать знания об окружающем мире, природе своей местности, истории, культурных традициях своего народа и других народов нашей страны.
2. Обучать простейшим приёмам наблюдения за природой, формировать умения и навыки обработки результатов наблюдений, прививать практические навыки.
3. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю, бережное отношение к природе.
4. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.
5. Развивать творческие задатки, потребность общения с природой, развивать интеллект детей.
6. Содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья.
Примерный тематический план туристско-краеведческого кружка "Следопыты"
№ п.п
Наименование темы
Всего часов
Теория
Практика
1
Метеонаблюдения
4
2
2
2
Растения своего края
14
4
10
3
Животные своего края
14
4
10
4
Формы поверхности своего края
10
4
6
5
Горные породы и полезные ископаемые
10
4
6
6
Воды своего края
10
4
6
7
Ориентирование на местности Карта
12
4
8
8
Охрана природы
8
2
6
9
Прошлое своего края
10
4
6
10
Народы своего края
12
4
8
11
Искусство
10
6
4
12
Туризм
30
4
26
ИТОГО:
144
44
100
Содержание программы кружка "Следопыты"
1. Метеонаблюдения. Погода, климат. Основные характеристики погоды: температура, осадки, сила и направление ветра, облачность. Времена года. Местные признаки погоды. Наблюдения за погодой. Конкурс рисунков "Осенний лист". Практические занятия. Организация наблюдений за погодой, ведение календаря погоды. Проведение соревнований «Самый сильный и ловкий».
2. Растения родного края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в лесо-паркавую зону, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников.
3. Животные своего края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные родного края Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных. Практические занятия. Просмотр презентации «Флора и фауна Кавказского государственного биосферного заповедника им. Шапошникова» Экскурсии по парку. Наблюдения за жизнью животных. Конкурс поделок животных из природных материалов.
4. Формы поверхности своего края. Горы, равнины. Как разрушаются горы. Что такое овраги, вершины, хребты. Практические занятия. Спортивно-туристические игры и соревнования.
5. Горные породы, полезные ископаемые. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Полезные ископаемые. Практические занятия. Просмотр видеофильмов о горных порода и минералах Краснодарского края.
6. Воды родного края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, прудами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, наблюдение за расходом воды, определение скорости течения. Описание водоёма. Проведение викторины.
7. Ориентирование на местности. Карта. Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование на местности с картой и компасом. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края. Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры на местности с элементами ориентирования.
8. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
9. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей своего посёлка, города. Памятники истории. Чтение книг по истории своего края. Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне. Практические занятия. Сбор материала по истории своей семьи. Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музей, охрана памятников истории и культуры.
10. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек. Конкурс рисунков «Народный костюм родного края»
11. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами своего края. Практические занятия. Посещение выставок, встречи, чтение произведений, посещение концертов. Конкурс рисунков "Наш край".
12. Туризм. Техника безопасности в походе. Личное и групповое снаряжение. Правила преодоления возможных препятствий. Туристские узлы. Участие в туристских мероприятиях. Спортивно-туристические игры и соревнования.
Поход выходного дня.
15