Тема: «Автоматизация звука «Т» в слогах, словах. Путешествие в сказку».


План-конспект логопедического занятия с детьми 7-8 лет с ЗПР.
Тема: «Автоматизация звука «Т» в слогах, словах. Путешествие в сказку».

Разработан: учителем – логопедом
Журавлёвой Ириной Владимировной
Группа, возраст детей, логопедическое заключение, продолжительность организованной деятельности: 1 класс , 7-8 лет, дети с ОНР третьего уровня, 30 минут.
Вид деятельности: совместная деятельность логопеда и детей по развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и связной речи.
Форма проведения: путешествие в сказку.
Цель организованной деятельности: совершенствование фонетико-фонематического восприятия и правильного произношения, развитие речи.
Задачи занятия.
Обучающие задачи занятия:
•закрепление знаний о механизмах образования данного звука - изолированно, в слогах, в предложениях;
•формирование понятий «звук» и «буква»;
•обогащение (активизация) словарного запаса.
Развивающие задачи занятия:
•совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
•развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
•развитие фонематического восприятия;
•развитие навыков звукобуквенного анализа;
•развитие мелкой и общей моторики;
•развитие неречевых психических процессов (воображения, памяти, мышления).
Воспитательные задачи занятия:
•воспитание интереса к содержанию занятия;
•воспитание трудолюбия;
•воспитание любви к спорту.
Коррекционные задачи занятия:
•устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений.
•коррекция речевого дыхания
Оборудование: ноутбук; презентация; разрезные азбуки; «волшебная» указка; тетради; ручки; «волшебный» сундучок с призами.
Планируемый результаты:
Предметные: формирование позитивного отношения к правильной, чистой речи, овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка.
Личностные: развитие навыков общения с взрослыми, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, развитие самостоятельности.Метапредметные: активное использование речевых средств для решения поставленных задач, формирование умения планировать, контролировать действия в соответствии с поставленной задачей.
Этапы урока Деятельность учителя-логопеда Деятельность учеников
Организация учащихся на урок - Дети, вы сейчас прослушаете разные звуки. Если вы узнаете их, то получите приз из «волшебного» сундучка.
Логопед включает магнитофон. Дети слушают разные звуки: кряканье утки, мяуканье кота, кукареканье петуха, скрип калитки.
- Скажите, какие звуки вы сейчас прослушали и кто их издавал?
За правильные ответы дети получают призы (фрукты, овощи) из «волшебного» сундучка.
Утка крякала: «Кря-кря-кря». Кот мяукал: «Мяу-мяу-мяу». Петух кукарекал: «Ку-ка-ре-ку». Калитка скрипела: «Скрип-скрип».
Подготовительный - Сегодня на занятии я желаю всем получить пятерки, а для этого надо быть: внимательным, старательным, самостоятельным и активным.
Артикуляционная гимнастика.
Слайд 2 (по щелчку)
Для того чтобы четко и красиво говорить нам нужно делать гимнастику для языка.
- блинчик Слайд 2
- месим тесто Слайд 3
- вкусное варенье Слайд 4
- ёжик Слайд 5
- расчёска Слайд 6
- парус Слайд 7
Упражнение для голоса и дыхания.
-А сейчас будем работать над дыханием и голосом.
Вдох - носом, выдох - на гласный звук
(Дети догадываются по беззвучной артикуляции, что за звук логопед произносит)
Пальчиковая гимнастика (Слайд 8)
-разомнем пальчики.
«Уточка»
-Что тренировали, над чем работали?
-что выполняли?
-Для чего мы это делаем? Дети выполняют упражнения
А О У И
Губы, язык
Дыхание, голос
Пальчики
Чтобы красиво говорить, писать
Сообщение темы урока В презентации на слайде 9 расположены картинки: утка, кот, петух, калитка.
- Кто это?
- Кто это?
- Кто это?
- Что это?
- А теперь скажите, какой звук вы слышали во всех словах?
Тема нашего урока: «Звук и буква Т».
Сегодня мы с вами будем четко произносить звук изолированно, в слогах, словах; определять место звука в словах; познакомимся с буквой Т.
На занятии вы будете выполнять разные задания, и получать призы.
Утка
Кот
Петух
Калитка
Звук Т
Работа по теме 1. Характеристика звука [т] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Теперь послушайте, как правильно произносится звук [т].
- Что делает наш язык, когда мы произносим звук [т]?
- Да, стучит по бугоркам. Вы чувствуете, как наружу прорывается воздушная струя? Попробуем спеть звук [т].
- Потянем ниточку.
- Ниточка рвется? Положите ладошку на горло и произнесите звук [т]. Голосок поет или спит?
- Вы догадались, какой это звук? Согласный, твердый глухой. Где он будет жить?
Логопед подходит к картинке с изображением города «Волшебная речь», показывает указкой месторасположение «Синего замка». (Слайд 10)
- Как зовут фею, которая обитает в «Синем замке» согласных, твердых звонких и глухих звуков?
2. Развитие фонематического восприятия и внимания.
- Звук [т] на письме обозначается таким знаком, который я вам сейчас покажу.
Логопед ищет и не находит букву «т».
- А где же наша буква? Без нее мы не сможем прочитать слова: у..ка, ..ома, пе..ух. Какую букву мы потеряли?
- Что же нам теперь делать? Может, позовем на помощь фею Тому? Сейчас мы с помощью волшебной указки встретимся с ней. Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебную скороговорку: «Ткач ткёт ткани на платье Тани». Закроем глаза и сосчитаем до десяти. (Слайд 11)
- Фея сможет нам помочь, но сначала мы должны отгадать её загадки. (Слайд 12)
Я соткана из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.
И любите вы все меня за это. Я…
Я тут. Я на чеку. У-у!
Я всех вас допеку!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький…
Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный…
Фея дарит вам карту-схему с изображением на тропинке Колобка и Зайца, а также следов от буквы «т» (Слайд 13)
- Пойдем по следам буквы «т». На пути нам встречается Колобок.
Колобок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. Он нам предлагает поиграть в игру «Поймай звук». Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [т]:
§ «т», «д», «т», «к», «д», «п», «т»;
§ «том», «дом», «ком», «топ», «пот», «дым», «танк», «паук», «туфли», «хвост».
Логопед награждает детей призами и говорит, что Колобок показывает дорогу дальше по стрелочке. Она приводит к Зайцу.
- Заяц нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание.
Начинается игра «Живые звуки». Логопед читает слоги: «ап», «ат», «уп», «от», «ип», «ит», «оп», «ут» и предлагает назвать в них последний и первый звуки; определить, сколько всего звуков в слоге
Дети повторяют звук.
Стучит.
Он не поется.
Дети жестами изображают ниточку.
Спит.
В «Синем замке».
Фея Тома.
Мы потеряли букву «т».
Лето.
Петух
Салют
Дети хлопают в ладоши на звук Т.
Дети называют первые и последние звуки, определяют количество звуков в слоге.
Физминутка (Слайд 4)
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли,
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли. Дети становятся в круг.
Шаги с высоким подниманием коленей.
Размеренное приседание.
Наклоны вперед.
Ритмичное разведение рук в стороны.
Продолжение работы по теме 3.Знакомство с буквой «т»
Логопед включает магнитофон, звучит плач. На стенде появляется картинка с изображением тополя и буквы «т».
- Дети, посмотрите, кто это плачет возле тополя?
- Наша буква «т» заблудилась в лесу. Вы же знаете, что без разрешения взрослых далеко ходить нельзя, иначе можно заблудиться. Но мы с вами смогли ее найти. И теперь прочитаем слова и слоги с буквой «т».
Логопед вкладывает букву «т» в слова («утка», «Тома», «петух», «кот»).
Логопед показывает в воздухе элементы буквы «т» (прямая горизонтальная линия и прямая вертикальная линия).
4.Составление предложений по картинкам.
(Слайд 16) Появляется кот Пит, едущий на автомобиле.
- К нам в гости на машине приехал кот Пит. Он привез картинки со звуком «т» и предлагает поиграть в игру «Назови картинку». Появляются картинки.
- Ребята нужно назвать, что изображено на картинке, уточнить положение звука [т] (в начале, в середине, в конце слова), поделить слово на слоги. Составить предложение со словом на картинке.
- Кот Пит очень доволен вашими ответами. Сейчас он уезжает в другую школу, чтобы узнать, как там дети выучили букву «т». Попрощаемся с котом Питом.
Буква «Т»
Дети читают слова.
Обводят контур «т», пишут ее в воздухе. Затем печатают букву в тетради по точкам. Складывают, читают и преобразовывают обратные слоги с помощью разрезной азбуки; составляют схемы слогов; печатают один или два обратных слога в тетради.
Дети называют, что на них изображено, уточняют положение звука [т] (в начале, в середине, в конце слова), делят слово на слоги. Составляют предложение со словом на картинке.
Заключение
- Давайте вспомним, какой звук мы сегодня изучали?
Игра «Закончи слово звуком [т]» («бан..», «лиф..», «хобо..», «ко..», «ки..», «самока..», «бин..», «бале..», «буке..», «паке..», «кюве..», «хвос..», «мос..», «кус..»).
(Слайд 17)
Логопед дает общую оценку занятия, выделяет самых активных детей и обещает рассказать в будущем о других буквах и звуках. Дети вместе с логопедом произносят и характеризуют звук [т], припоминают картинки и договаривают слова, играют в игру «Закончи слово звуком [т]»