Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков младших школьников


использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков младших школьниковАвтор: Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. ТашелкаПодувеева Наталья Анатольевна Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний. Так как школа перешла на работу по ФГОСу, то одним из важных механизмов требований стандарта являются планируемые результаты. УУД формируются в комплексе на всех уроках и занятиях по внеурочной деятельности, значит, такие занятия являются звеном этой цепочки. Цель учителя - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Задачи учителя:1. развивать внимание, память, мышление ребенка;2.развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т. д.;3.воспитывать ребенка в процессе обучения;4. коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;5.формирование предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ;6.развитие коммуникативных умений. Традиционная программа («Азбука» В.Г. Горецкого)1) Во время добукварного периода речь делится на предложения, предложения - на слова, слова на слоги, затем проводится звуковой анализ каждого слога. Все сопровождается схемами.2)При составлении схем, сопровождающих звуко-буквенный анализ и при обучении чтению существуют понятие «слог-слияние» (ло, на, ру и т.д.) и схема, его обозначающая ( ).3)Букварный период длится 14 недель, порядок изучения букв следующий:- гласные а, о, и, у, ы,- частоупотребимые согласные н,т,к,с,л,р,в,- гласные второго ряда е,я,ё,ю и гласная э вместе с оставшимися согласными буквами, ь и ъ знаками.Дается название буквы (« эн», «ша», «ка» и т.д.).4) Письменные буквы изучаются сразу, параллельно с изучением печатных букв. I Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.1Пропуски букв и слогов «бегмот» (бегемот), 2Перестановки букв и слогов«онко»(окно), «звял»(взял), 3Недописывание букв и слогов« зелены» (зеленый), «забудились» ( заблудились ).4Наращивание слов лишними буквами и слогами «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), 5Искажение слова«хабаб»(храбрый), «чуки» (щёки), «спеки»(с пенька), 6Слитное написание слов и их произвольное деление«нас тупила»(наступила), «у стала»(устала).7Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений«Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»8Замена одной буквы на другую«мовоко»(молоко), «тёльпан»(тюльпан), 9Нарушение смягчения согласных«малчики»(мальчики), «смали» (смяли), II.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи.1Аграмматизм«Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. 2Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок«вкармане», «при летела»,«подороге», «в зела»(взяла), Мои действия для достижения цели и задач1    При изучении каждой новой буквы даю четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделяю детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.2.    Заучиваю с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками на уроках чтения, письма.3.    Слежу за правильным произношением звуков детей.4.    Даю упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. Шутки-чистоговорки.Ло-ло-ро— у меня перо; ал-ал-ар — в бане пар; ла-ал-ал — темный подвал; ли-ри-ли — купили сухари; ри-ли-ли — улицу мели; ле-ре-ре — метель в декабре; ер-ре-ле — катались на осле.Послушайте предложение и запомните:Суп надо солить. На пол не надо сорить.А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотро­нусь. Суп надо... На пол не надо...Игра «Не торопись, подумай, что не так».Серый вол (волк) голодный в лесу ходит злой, голодный. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей) Выбери и назови слова в которых звук [Р] звучит в начале слова: ракетапомидорроботрукарадугабарабан ЗЗьССь




ЗЗь Полетела вверх ракета,Запустил Макар по светуКруг другой она далаИ на коврик прилегла.Вертолёт как зверь рычитПо всей группе пролетит,Соберёт со всех детей Много радости, идей. «Мышиное семейство»Мышь зовёт своих мышатНа прогулку в детский сад,Заигрались мышки в норкеДля друг друга сделав горки.И пошила мама-мышьМного сереньких штанинМалыши шалят, играют,Но штаны не одевают.Не хотят малышки-мышкиОдевать свои штанишки,Без штанов им хорошоКувыркаться на все сто! Физкультминутка (Придумал и провел ученик 1 класса Наливайко Павел)Села пчёлка на цветок:Жу-жу-жу! Хорош медок!Полечу, всем расскажуИ на чай их приглашу!Фонетическая зарядка:-Как жужжит шмель?Как поют комарики?Как шипит змея?Логопедическая зарядка для языка:« Покатать карамельку», « Почесать языком верхние, нижние зубы» Результатом моей работы становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. Очень много предметных умений, которые развиваю у учеников (развитие фонематического слуха, словообразование, грамматического строя речи , связной речи). Если у ребёнка есть речевая проблема, то она отразится в комплексной работе, которую провожу в 1 и 2 полугодии. Работая по развитию речевых умений я вижу личностный рост ребёнка. Спасибо за внимание!