Конспект урока «Родословное древо» по Окружающему миру 3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира.
Аверкова Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 города Мичуринска Тамбовской области
Предмет: окружающий мир, УМК «Перспектива» А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» . Класс: 3. Тема урока: «Родословное древо ». Тип урока: урок с использованием проектно – исследовательской деятельности. Место и роль урока в изучаемой теме: 6-7 уроки по теме «Дом как мир», 42-43 уроки в курсе «Окружающий мир» 3-его класса. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Родословное древо».
Учебные задачи :
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Сформировать представление о семье, родственных связях, о родословной, ввести правила составления родословного древа.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение. Базовая технология: технология деятельностного подхода. Ресурсы: - основные:
1. Универсальный словарь русского языка: начальная школа/Под общей ред. О. Л. Соболевой.-М. :АСТ- ПРЕСС КНИГА. 2008г.
2. А. А. Плешаков «Окружающий мир 3 класс 2 часть», М.: «Просвещение»,2013
– дополнительные: компьютер, проектор, презентация. Литература:
Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2007г.
Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2006г.
Уроки окружающего мира 1-3 класс с применением информационных технологий. М. «Планета», 2010г.
Технологическая карта урока.
Учебный предмет, класс, УМК
Тема изучения
Окружающий мир 3 класс УМК «Перспектива»
Родословное древо.
Цели
Сформировать представление о семье, родственных связях, о родословной.
Ввести правила составления родословного древа.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Изучение традиционной терминологии родства и способов составления родословной. Изучение
взаимоотношений в семье, традиций воспитания детей.
Планируемый результат
Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения
Проявлять :
интерес к познанию мира;
желание узнать названия родственников по степени родства и свойства;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий;
определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение;
- различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственные высказывания.
Рассказывать:
- о родственных связях ,
- о способах составления и формирования схем родственных связей в своей семье,
- о способах построения родословной.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Литературное чтение
Разделы «Жизнь дана на добрые дела», «Люби всё живое», «Великие русские писатели», «Волшебная сказка», «Литературная сказка».
Русский язык
Раздел «Речевое общение»,
Тема «Слово и его значение».
Информационный материал
Учебник «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь № 2.
Атлас – определитель «От земли до неба».
Демонстрационный материал
Репродукции картин, посвящённых семье.
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями
Презентации по теме изучения.
Фронтальная;
индивидуальная,
парная ,
групповая.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
Мотивировать учащихся к изучению темы.
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к родственным узам.
Ваня решал кроссворд «Родственники» и обнаружил задания, на которые не знал ответа. Он обратился за помощью к Ане, которая попыталась помочь Ване решить кроссворд, но не смогла.
- Ребята, помогите Ане и Ване решить этот кроссворд.
По вертикали:
1. Сестра мужа для его жены. (Золовка.)
2. Жена сына для его матери. (Невестка.)
3. Мама мужа для его жены. (Свекровь.)
4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка.)
По горизонтали:
5. Отец жены для её мужа. (Тесть.)
6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты.)
7. Мальчик для родной сестры. (Брат.)
8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин.)
Школьники предлагают разные варианты ответов для каждого задания, но решить весь кроссворд пока не смогли. Дискуссия показала, что детям пока не хватает определённых знаний и умений.
- Есть ли у вас желание узнать названия ваших родственников, чтобы помочь Ане и Ване решить кроссворд?
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат
Родословная.
Цели:
- познакомить учащихся с такими понятиями, как семья, родословная, составить своё генеалогическое древо.
Стимулировать:
- интерес к познанию мира;
-уважительное отношение к культурному многообразию человечества.
Актуализировать:
- знания о родственных отношениях в семье.
Ввести понятия:
-род, родство, родословная, родственники и др.
Научить:
- определять степень родства;
-рассказывать о родственных связях;
-составлять и оформлять схему родственных связей;
- формулировать собственное высказывание.
Этап 1. Погружение в проект.На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.Показывается практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.Проводится беседа с целью выявления знаний о семье, родословной, генеалогическом древе.Создаётся проблемная ситуация, организуется групповое обсуждение проблемных вопросов:1. Что такое семья.2. Как вы понимаете слова родословная, генеалогическое древо.3. Зачем нам знать наших предков.На этом этапе учитель знакомит с такими понятиями:
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Семья группа родственников живущих вместе.
Семья группа родственников, дружная и сплочённая общими интересами.
Семья - самое близкое окружение человека. В любой семье важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Родословная - история семьи в нескольких поколениях.
Родословное, или генеалогическое древо схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» различных линиях родословия, известные его потомки.
Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
На этом этапе вводятся понятия родословного древа – «восхождение к предкам» и «нисхождение к потомкам».
Выполняются задания по тексту учебника.
Задание 1 (З) Учебник, с. 22 – 27 (читать, отвечать на вопросы).
Объясните значение слова «родословный».
Объясните значение выражения «родословное древо».
Расскажите о возможных формах изображения родственных связей.
Объясните значение слова «корень». (Начало, исток.)
Расскажите о правилах поиска своих корней.
Задание 2 (З) Учебник, с. 2829, с взаимопроверкой.
Рассмотрите схемы и расскажите о способах построения каждого
родословного древа.
Задание 3 (П) Учебник, с. 2831.
Верно ли, что оформление мужских и женских имён в родословной
выполняется без правил? Обоснуйте своё мнение.
Можно ли утверждать, что родословную начинают писать с самого
юного представителя рода? Обоснуйте своё мнение.
Может ли родословная не включать свояченицу и шурина? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что для оформления родословной достаточно знать имя
и фамилию? Обоснуйте своё мнение.
Задание 4 (У)
Проведите исследование истории жизни одного из своих родственников, используя план, и оформите рассказ.
Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, с. 17, № 2, с самооценкой.
Составьте схему родственных связей своей семьи, соблюдая правила
оформления родословного древа.
Этап 2. Организационный.Выдвигается идея создания индивидуального генеалогического древа своей семьи.
Этап 3. Осуществление деятельности.На данном этапе учащиеся самостоятельно индивидуально собирают информацию. Учитель консультирует, координирует работу учащихся.Работа учащихся осуществляется по плану:1. Вспомни такие понятия: семья, родословная, генеалогическое древо.2. Расспроси своих родителей о своих предках.3. Выполни генеалогическое древо своей семьи.На этом этапе младшие школьники проводят опрос, находят информацию, оформляют свою родословную.
Этап 4. Обработка и оформление результатов проекта.На данном этапе идёт оформление работ индивидуально. Защита проекта организуется как выставка творческих работ каждого учащегося. В ходе защиты учащиеся представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, а так же найденный способ решения этой проблемы.Этап 5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде сообщения или презентации.Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Анализируют свою работу, дают самооценку.
Отзывы учащихся:
Я, проводя данное исследование многое узнал о своих предках; кем были, чем занимались. Считаю данный проект полезным.
Проводя данное исследование мы многому научились: добывать информацию сами, а не ждать, когда нам даст её учитель, логически её излагать.
Я для себя узнал многое о своей семье и семьях одноклассников.
Отзыв классного руководителя.
Данный проект был интересен детям. Благодаря ему учащиеся многое узнали о своих предках, немного истории родного края. Для каждого ученик была создана ситуация успеха, каждый ребёнок смог показать всё на что он способен,многих это подтолкнуло к дальнейшему творчеству. Гордость 2Б класса стал стенд «генеалогическое древо»,хотя данный проект прошёл,но на нашем дереве появляются уже новые «творения».
Диагностические задания:
1.Написать названия прямых родственников.
2.Написать названия родственников, которые появляются после свадьбы.
3.Собери пословицу:
На что клад первые гости
Зять да сват коли в семье лад
у тёщи
Личностные умения:
Проявлять :
интерес к познанию мира;
желание узнать названия родственников по степени родства и свойства;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий;
определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение;
- различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственные высказывания;
- для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, анализировать свою деятельность.
Рисунок 715