Занятие по звуковой культуре речи с элементами обучения грамоте: На балу у Королевы
Занятие по звуковой культуре речи с элементами обучения грамоте.
«На балу у королевы звуков и букв»
П/з:
Коррекционно - обучающие: уточнить произношение звука «О» изолированно, в слогах, словах, предложениях; закрепить понятие: «гласный»; познакомить с графическим образом буквы О, учить выкладывать её из частей; продолжать учить детей называть слова со звуком О, находить их в предложении; упражнять в умении определять место звука в слове; составлять предложения из 2-4 слов; определять их количество, делить слова на слоги;
Коррекционно - развивающие: развивать артикуляционный аппарат, просодику, силу голоса, тактильные ощущения, фонематический слух, фонетическое восприятие;
Коррекционно - воспитательные: воспитывать отзывчивость.
Оборудование: Дворец для королевы звуков и букв, презентация: «Звук О», домик и камешки разного цвета, дорожки для профилактики плоскостопия, пано ( озеро, домик, окунь, солнце, дерево), цветок с кнопочками, музыкальная колонка со светомузыкой.
Ход:
-Ребята, вам пришло звуковое письмо. Предлагаю Вам его послушать.
Письмо: Здравствуйте! Я королева звуков и букв. Приглашаю вас на бал звуков. Для того, чтобы открылась дверь в моё королевство, вы должны подойти к зеркалу, приложить картинки к лицу и выполнить волшебную гимнастику для языка. Если правильно выполните все упражнения, то для вас откроется дверь в моё королевство, и вы услышите, как пробьют королевские часы.
(дети подходят к зеркалу и выполняют артикуляционные упражнения, прикладывая к лицу маски)
Этот маленький дружок
Твой весёлый язычок
Чтобы бодрым был умелым
Чтобы слушался тебя
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом шутя,
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.
Бублик мы изобразили
Плавно губы округлили
Их теперь нельзя смыкать
«Бублик» надо удержать.
Вот приоткрою рот немножко,
И губы сделаю овальным я окошком.
(звучит скрип дверей и бой часов)
- Ребята, вы слышите, мы правильно выполнили все упражнения, и для нас открылась дверь в королевство звук и букв.
Детей встречает королева.
« Здравствуйте дети!» Я очень рада видеть Вас у меня в гостях. Я пригласила Вас на бал звуков, но из моего королевства пропал звук О и буква «О». Знаю, что вы умные дети, помогите мне их отыскать. Я Вас отправляю к моему королевскому Всезнайке, он вам расскажет о звуке О и букве «О».
Дети приходят к Всезнайке. Показ детям презентации о звуке О.
Дети отправляются на поиски звука и буквы.
(Слышен шум леса)
- Ребята, куда мы с вами пришли? ( в лес)
Предлагаю вам поискать звук здесь, в лесу. Позовите звук О. Крикните громко оооо. Тихо – ооо. Шепотом – ооо. ( не откликается звук о). Попробуйте произнести звук О с разной интонацией. (О- вопросительно, о- утвердительно, о- удивлённо, о – радостно.
- Звуки могут прятаться среди других звуков. Послушайте внимательно, может, вы его услышите среди лесных звуков. Если услышите звук О, хлопайте в ладошки. (звуковая запись – с-с-с, ш-ш-ш, о – о-о, ж-ж-ж, з-з-з, ау-ау-ау, о-о-о)
- Звук О может прятаться в слогах, предложении.
Предлагаю Вам пройти по вон той тропинке и поискать звук О у озера.
(дети проходят по тропинке и присаживаются на камешках)
Дети удивлённо смотрят на картину и произносят слог: Ой! Присаживаются на камешки и произносят слог: Ох! (устали)
- Посмотрите на этот красивый пейзаж и назовите, в каких словах вы слышите звук О? (дети называют слова)
- Звук О может прятаться в слове в разных местах (в начале слова, в середине, в конце). Скажите, где спрятался звук О в слове «облако»? в слове «дом», в слове «окно»?
- Придумайте предложения со словами, которые вы сейчас назвали? Сколько слов в предложении? Какое слово со звуком О есть в предложении. Разделите слово облако на слоги? (топают ногами, хлопаю руками)
- Ребята, смотрите, там, на окраине я вижу дом, пойдёмте к нему подойдём и посмотрим, что там. Может там находится то, что нам нужно. ( Дети подходят к домику и читают на камешках записку)
« Здесь спрятан звук О, но выпустите его только тогда, когда выложите из камешков слово «Дом» Волшебник Звуковред.»
Дети выкладывают из камней на полянке слово «дом». Открывается дверца и слышится скрип дверей и звук «О-О-О-О».
-Ребята, вы слышали? Мы с вами выпустили звук О и он полетел во дворец, а теперь нам надо найти букву О. Давайте поищем подсказку. Раз звук О был здесь, значит и буква где-то рядом. Посмотрите, здесь загадка:
Очищают воздух,Создают уют,На окнах зеленеют,Круглый год цветут.
(цветы)
Значит букву О нам надо искать в цветочках, которые растут возле дома.
Дети ищут и находят части от буквы. О, выкладывают на мольберте букву О.
Выходит королева звуков и букв и благодарит детей за помощь. Приглашает детей пройти к звуковому цветку и начать бал звуков. Объясняет, что нужно поочереди нажать на кнопку и прозвучит звук, который дети должны отгадать. (дети нажимают на кнопки и отгадывают звуки). Затем загорается светомузыка и звучит бальная музыка. Звуковой цветок оживает и королева приглашает детей вместе с ней станцевать.
Итог: «Ребята, вам понравилось у королевы звуков и букв? (да)
- Скажите спасибо королеве за приглашение. Нам очень понравилось в твоём королевстве, понравился бал звуков, понравилось угадывать звуки.
Королева благодарит детей, дарит им шарики и говорит о том, что эти волшебные шарики помогут вам опять вернуться в детский сад.
Надо просто шарик поднять вверх и сказать: «Раз, два, три в детский сад ты нас верни» ( звучит песня Шарики)
Логопед: Ну что ребята, какое интересное путешествие мы сегодня совершили, побывали на балу у королевы звуков и букв. Вам понравилось?
15